Архитектура операционных систем.
Большинство ОС состоит из двух частей – ядра и оболочки1.
Внутренняя часть таких ОС, называемая ядром, включает компоненты программного обеспечения, выполняющие основные функции в процессе приведения компьютера в рабочее состояние.
Одним из этих компонентов является менеджер файлов (file-manager), который координирует использование памяти компьютера, т.е. хранит информацию о том, где располагаются файлы, каким пользователям они доступны, какая часть памяти может быть занята новыми файлами.
Для удобства пользователей многие file-managers позволяют группировать файлы в папки (folders) или каталоги (directories). Цепочка вложенных папок, содержащая файл, называется путем доступа к файлу.
Любой доступ к файлу обеспечивается с усмотрения файл-менеджера. Процедура доступа к файлу называется открытием файла. Если файл-менеджер разрешает открыть файл, то он обеспечивает информацию для поиска местонахождения файла и манипулирования файлом.
Другим компонентом ядра ОС является набор драйверов устройств. Драйверы устройств - это программы, взаимодействующие с соответствующими адаптерами (контроллерами) периферийных устройств (иногда напрямую с самими периферийными устройствами). Каждый драйвер предназначен конкретному периферийному устройству (принтеру, монитору, дисководу). Он переводит команды для этих устройств в специальную техническую форму, которую может воспринимать каждое из этих устройств.
Еще одним компонентом ядра ОС является менеджер памяти – программа, которая координирует распределение оперативной памяти компьютера.
Часть ОС, отвечающая за интерфейс между ОС и пользователями, называется оболочкой. Ее назначение – осуществление взаимодействия между пользователем и машиной. Современные ОС реализуют эту задачу с помощью графического пользовательского интерфейса (graphical user interface - GUI), в котором каждый объект (файл, программа) представлены пиктограммой на экране монитора. Такие системы позволяют пользователю просто указать мышью на объект и применить к нему соответствующую команду.
Основным компонентом GUI является менеджер окон (window manager), который сопоставляет любому открытому объекту фрагмент экрана, называемый окном. В свою очередь, если пользователь щелкает мышью на окне какого-либо приложения, именно менеджер окон определяет, какому приложению принадлежит окно, и вызывает реакцию соответствующего приложения.
Несмотря на то, что оболочка играет важную роль в общении пользователя с компьютером, она лишь играет роль посредника между пользователем и "сердцем" ОС. Некоторые ОС позволяют выбрать одну из нескольких возможных оболочек.
- Лекция 4. Операционные системы Понятие операционной системы.
- Архитектура операционных систем.
- Понятие файловой структуры.
- Файловые системы фирмы Microsoft.
- Классификация операционных систем
- Краткая характеристика популярных операционных систем. Операционные системы семейства os/2
- Операционные системы семейства unix
- Операционные системы семейства Linux
- Операционные системы семейства Windows.
- Пользовательский интерфейс
- Сетевое программное обеспечение
- Структура сетевой операционной системы
- Контрольные вопросы