logo
Лекции по ИС

Тема 3. Проектирование автоматизированных информационных систем.

3.1. Принципы создания ИС.

Принцип системности является важнейшим при создании, функционировании и развитии ИС. Он позволяет подойти к исследуемому экономическому объекту (организации), как единому целому; выявить на этой основе многообразные типы связей между его структурными элементами, обеспечивающими целостность системы; установить направления производственно-хозяйственной деятельности организации и реализуемые ею конкретные функции. Принцип системности предполагает проведение в организации двухаспектного анализа, получившего название макро- и микроанализа. При макроанализе система и ее элементы рассматриваются как часть системы более высокого порядка. Особое внимание уделяется информационным связям. При микроанализе изучаются все аспекты деятельности организации, анализируются ее структурные составляющие с целью их функциональных характеристик, проявляющихся через связи с другими элементами и внешней средой.

Принцип развития заключается в том, что ИС создается с учетом возможности постоянного пополнения и обновления функций системы и видов ее обеспечения. Предусматривается, что эволюционизируются производственные и управленческие процессы, усложняются и перестраиваются организационные структуры экономических объектов, что вызывает необходимость наращивания мощностей ИС, оснащения их новыми техническими и программными средствами для постоянного пополнения и обновления решаемых задач, расширения информационного фонда, создаваемого в виде баз и хранилищ данных, баз знаний.

Принцип информационный направлен на детальное и всестороннее изучение информации и информационных процессов, сопровождающих процессы управления экономическим объектом.

Принцип совместимости заключается в обеспечении способности взаимодействия ИС различных видов, назначений, уровней в процессе функционирования экономических объектов. Поэтому в процессе проектирования должно быть обеспечено системное единство методических подходов в решении проблем информационной, технической, программной совместимости вновь создаваемых и вводимых в эксплуатацию ИС управления. Единство методических подходов отражается в нормативно-правовых документах, регламентирующих процесс разработки, документирования, приемки и эксплуатации ИС. Это международные и отечественные стандарты (ГОСТ), отраслевые и ведомственные нормативные материалы, регламенты, протоколы, стандарты организаций.

Принцип стандартизации и унификации заключается в необходимости применения типовых, унифицированных и стандартизированных элементов функционирования ИС. Внедрение в практику создания и развития ИС этого принципа позволяет сокращать временные, трудовые и стоимостные затраты на создание ИС при максимально возможном использовании накопленного опыта в формировании проектных решений и внедрение автоматизации проектировочных работ, обеспечивает многоаспектное взаимодействие ИС.

Принцип декомпозиции используется как при изучении особенностей свойств элементов и системы в целом, так и при создании ИС на новой информационно-технологической базе.

Принцип эффективности заключается в достижении рационального соотношения между затратами на создание ИС и целевым эффектом, получаемым при ее функционировании.

3.2. Жизненный цикл информационных систем.

Любая автоматизированная ИС и технология в экономике, в процессе разработки и функционирования проходят четыре стадии жизненного цикла: предпроектную, проектирования, внедрения и эксплуатации.

Предпроектное обследование предметной области предусматривает выявление всех характеристик объекта и управленческой деятельности в нем, потоков внутренних и внешних информационных связей, состава задач и специалистов, которые будут работать в новых технологических условиях, уровень их компьютерной и профессиональной подготовки как будущих пользователей системы.

Анализируется, классифицируется и группируется внутренняя и внешняя информация по источникам возникновения, рабочим местам исполнителей, экономическим характеристикам, объему и назначению, выявляются и разрабатываются схемы движения и функционирования информационных потоков.

Результаты предпроектного обследования сводятся в документы: техническое задание на проектирование (ТЗ) и технико-экономическое обоснование (ТЭО) первый документ содержит полный перечень и описание подтвержденных пользователем (заказчиком) и подлежащих переводу на новую ИТ работ. Второй, кроме этого, включает смету затрат на их выполнение, уточненные сроки поэтапного и окончательного завершения проектировочных работ и ввода ИС и ИТ в эксплуатацию.

На стадии технического и рабочего проектирования формируются проектные решения по функциональной и обеспечивающей частям ИС, включая ИТ, ИСФЗ и СППР, моделирование производственных, хозяйственных, финансовых ситуаций, осуществляется на основе постановок задач формирование блок-схем и программ их решения. Большое внимание уделяется проектированию информационного обеспечения. Подготавливаются классификаторы и носители данных, моделируется размещение информации в базе данных, разрабатываются методы контроля и защиты данных.

Ответственной работой на данной стадии является составление заданий на программирование модулей системы, проектирование АРМ исполнителей. На их основе разрабатываются программные модули, отлаживается привязка программного обеспечения к комплексу технических средств АРМ специалистов, а также рассчитываются показатели предварительной оценки экономической и эргономической эффективности ИС и ИТ. Завершается стадия документальным оформлением технорабочего проекта, написанием инструкций по эксплуатации системы. Затем готовый рабочий проект, после его одобрения заказчиком, сдается в опытную эксплуатацию.

Стадия внедрения ИС предполагает обучение всех категорий пользователей работе в новой технологической сфере, апробацию предложенных проектных решений в течение определенного периода, достаточного для освоения пользователями методики работы на новом АРМ специалиста, всестороннюю проверку в условиях, максимально приближенных к реальным, всех ветвей программ, входящих в комплекс, а также, в случае необходимости – окончательную корректировку составляющих элементов ИС и ИТ. Апробация обеспечивающих и функциональных подсистем ИС производится в режиме реального времени и в условиях, близких к действительным производственным, хозяйственным и финансовым ситуациям.

После завершения этапа внедрения начинается стадия эксплуатации, т.е. живая работа системы в эксплуатационном режиме, который не исключает по мере надобности корректировок целевых функций и управляющих параметров включенных в нее задач. В качестве дополнительной гарантии фирма-разработчик обычно предлагает заказчику сервисную услугу – сопровождение своего программного обеспечения в процессе функционирования, причем, новые более прогрессивные версии системы предоставляются, как правило, по льготным расценкам.

3.3. Информационные технологии.

Информационная технология (ИТ) – совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в единую технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку и использование информации.

Классификация ИТ может производиться по следующим признакам:

Ручные ИТ характеризуются тем, что операции по обработке информации выполняются человеком.

Автоматизированные ИТ характеризуются тем, что ряд функций управления и обработки информации осуществляются человеком с использованием вычислительных средств. При этом задача представляется двумя видами работ - формализуемыми и плохо формализуемыми. Формализуемая часть выполняется ЭВМ, а не формализуемые функции выполняются человеком.

Автоматические ИТ характеризуются тем, что все функции управления и обработки данных осуществляются средствами вычислительной техники без участия человека.

Пакетная технология характеризуется тем, что пользователь готовит пакет задания и передает их на ВЦ, которые по ряду признаков объединяются в пакет и выполняются на ЭВМ без участия пользователя.

Диалоговая технология обеспечивает непосредственное участие пользователя в процессе обработки данных в интерактивном режиме – в режиме обмена сообщениями между пользователем и ИС.

Сетевые технологии предполагают объединение вычислительных средств с помощью каналов связи в единую систему. Сети ЭВМ обеспечивают удаленную обработку данных как в пакетном, так и диалоговом режимах.

АРМ-технология предполагает размещение всех обеспечивающих подсистем на рабочем столе специалиста в предметной области и непосредственное его участие в обработке данных.

ИТ общего назначения – работа с текстом, с графическими объектами, таблицами.

Инструментальные ИТ – CASE-технология, гипертекст, мультимедиа, телекоммуникации.

Прикладные ИТ – банковские, биржевые, технологии менеджмента, маркетинга и т.д.

В настоящее время наиболее распространенной технологией, используемой для создания ИС, является CASE-технология.

CASE-технология – программный комплекс, автоматизирующий весь технологический процесс анализа, проектирования, разработки и сопровождения сложных программных комплексов.

Основная цель CASE-технологии состоит в том, чтобы отделить проектирование ИС и ИТ от ее кодирования и последующих этапов разработки, а также максимально автоматизировать процессы разработки и функционирования систем.

При использовании CASE-технологий изменяется технология ведения проектировочных работ на всех этапах жизненного цикла ИС и ИТ, при этом наибольшие изменения касаются этапов анализа и проектирования. В большинстве современных CASE-систем применяются методологии структурного анализа и проектирования. Основу такой методологии составляет принцип декомпозиции системы с выделением функциональных подсистем и комплексов задач.

CASE-технологии обладают следующими основными достоинствами:

Современные подходы к исследованию поведения сложных систем, включая экономические системы, во многом базируются не на классическом математическом аппарате, а на методах искусственного интеллекта. Характерной особенностью методов искусственного интеллекта является возможность работы с неточными данными; при этом достигается точность, достаточная для практической потребности, и, как правило, от пользователей не требуют специальных математических знаний. Большинство специализированных пакетов, реализующих методы искусственного интеллекта, обеспечивают пользователям возможность работы с ними в рамках терминологии конкретной предметной области.

Для разработки ИС используют также объектно-ориентированные технологии. Их применение уменьшает риск создания сверхсложных систем и предполагает эволюционный путь развития информационной системы на базе небольших подсистем, что существенно снижает издержки на их разработку и сопровождение.

Объекту присущи три основных свойства:

3.4. Интернет-технологии.

Доступ к ресурсам сети Интернет и их использование могут осуществляться различными способами с помощью специальных служб сети Интернет.

Служба FTP. На начальной стадии развития Интернета основным методом доступа к информационным ресурсам сети было использование сервиса FTP. FTP – протокол передачи данных, регламентирующий процедуру передачи файлов между компьютерами. FTP позволяет установить соединение с удаленным компьютером в сети Интернет, просмотреть файлы, доступные на нем, и при необходимости скопировать их. Но надо отметить, что эта служба не предназначена для обработки файлов, например для просмотра их содержимого.

Основным ограничением службы FTP является то, что запись и удаление файлов на FTP-серверах обычно возможны только с определенным именем пользователя. Однако распространены анонимные FTP-серверы, для работы с которыми не нужно иметь специального имени пользователя и пароля. На таких серверах в качестве пароля чаще всего используется адрес электронной почты. Адреса FTP-серверов формируются по тем же правилам, что и адреса веб-страниц. Существует лишь одно отличие – вместо префикса http:// используется префикс ftp://, указывающий, что работа с данным сервером будет проходить по протоколу FTP.

РТР-сервер до сих пор является одним из главных способов распространения программного обеспечения в Интернете. Для поиска файлов, размещенных на FTP-серверах, существуют специальные поисковые системы.

Служба Archie. Одна из первых поисковых систем Archie относится к поисковым системам, предназначенным для решения вопросов локализации информационных ресурсов Интернета. Принцип ее работы заключается в создании индексированной базы данных о файлах, доступных на анонимных FTP-серверах, и в поиске в этой базе данных нужного файла. Для поиска файла с помощью службы Archie необходимо знать хотя бы часть его имени.

Служба Gopher. Термин «Gopher» относится к сетевому протоколу, к типу серверов Интернета и программному обеспечению для доступа в Интернет. Gopher предоставляет возможность работать с информационными ресурсами, не зная заранее их местонахождения, хотя для того, чтобы сделать первый шаг, необходимо знать название хотя бы одного Gорhеr-сервера. Далее вся работа строится через систему меню, похожую на оглавление книги. Gopher позволяет производить поиск по ключевым словам и фразам в названиях файлов и каталогов. Совокупность информационных ресурсов, имеющихся на всех Gорhег-серверах, принято называть Gopher-пространством.

Служба WAIS. WAIS – служба, предназначенная для поиска документов по заданным ключевым словам. Ключевые слова в виде запроса отправляются на один из WAIS-серверов. WAIS -серверы – это серверы Интернета, которые осуществляют поиск документов в специальных индексированных базах данных и возвращают списки документов, удовлетворяющих критерию поиска.

Служба Telnet. Telnet – это название протокола, используемого для терминального доступа к удаленному компьютеру. Служба Telnet позволяет связаться с конкретным удаленным компьютером и обменяться с ним информацией. Для работы с Telnet достаточно иметь установленную программу Windows на компьютере. Эта служба вызывается из стандартных программ главного меню Windows.

Многие крупные организации используют эту службу. Для работы с удаленной системой надо точно знать ее адрес.

Служба Whois. Служба Whois – база данных, содержащая информацию о пользователях сети. Недостаток этой системы состоит в том, что пользователи, не желающие предоставлять информацию о себе, в базе данных не фигурируют.

Служба Finger служит для определения, работает ли в данный момент пользователь на компьютере.

Служба WWW. WWW (Всемирная паутина) – служба Интернета, предоставляющая возможность работы с гипертекстовыми документами, размещенными на серверах в сети Интернет. Гипертекстовые документы – это документы, содержащие ссылки на другие, связанные по смыслу документы, которые могут находиться и на удаленных компьютерах. В таких документах могут быть объединены текст, графические иллюстрации, звук и т.д.

Программы, предназначенные для просмотра гипертекстовых документов, называются браузерами. Веб-браузер получает затребованные документы, интерпретирует данные и после этого отображает информацию на экране. Веб-серверы и веб-браузеры соединяются между собой в основном с помощью протокола НТТР. НТТР – протокол передачи гипертекстовых документов, обеспечивающий прием и передачу веб-страниц.

Веб-страница – составная часть веб-сайта, которая представляет собой файл, содержащий гипертекстовый документ. Веб-сайт – совокупность веб-страниц, объединенных по смыслу и размещенных на одном сервере.

Электронная почта (E-mail) – служба Интернет, позволяющая обмениваться письмами любым абонентам сети Интернет. Для отправки и приема сообщений необходима специальная программа – почтовый клиент. Почтовые программы при помощи сети соединяются с сервером почтовой службы.

Телеконференции (группы новостей, UseNet) – служба Интернет, предназначенная для обмена сообщениями по определенной тематике между пользователями сети Интернет. В отличие от электронной почты, передающей сообщения от одного пользователя конкретному абоненту, новости передаются от одного пользователя сразу многим.