23. Концепции создания и направления развития систем управления телекоммуникационными сетями. Сети передачи данных в системах управления телекоммуникационными сетями.
Особенность телекоммуникационных сетей как объектов управления заключается в их большой пространственной разнесенности и разветвленности, а также наличии в сетях многочисленных программно-аппаратных средств (коммутаторов, маршрутизаторов, мультиплексоров, серверов, систем передачи, приемо-передающих устройств, компьютеров и др.), удаленных друг от друга на расстоянии десятков и сотен километров и соединенных между собой различными каналами связи.
Следует отметить, что на современном этапе развития информатизации и автоматизации создание даже больших однородных телекоммуникационных сетей не позволяет в полной мере использовать возможности многоуровневых автоматизированных систем управления и обработки данных. Особенно это касается сферы военного управления, в которой требуется обеспечить максимально оперативную автоматическую обработку и передачу информации через все уровни управления (от стратегического звена до тактических звеньев). Для решения таких сложных и крупномасштабных задач недостаточно применения однородных сетей, а требуется применение совокупности сетей, имеющих разную архитектуру и построенных на различных сетевых и информационных технологиях. При этом межсетевое взаимодействие и задачи управления составной гетерогенной (неоднородной) сетью решаются организацией совместной транспортной службы.
Для управления столь сложным объектом как телекоммуникационная сеть целесообразно использование системы управления с иерархической структурой. Один из возможных вариантов иерархической структуры системы управления телекоммуникационной сетью представлен на рис.5.2.
Для эффективного управления услугами сеть должна располагать развитыми аппаратными и программными средствами, способными оперативно предоставлять любую услугу любому абоненту. При этом аппаратные средства выполняют целый ряд специфических функций, таких, как аутентификация пользователя (установление подлинности, предотвращение доступа к данной услуге нежелательных лиц и разрешение доступа разрешенным пользователям), определение наличия запрашиваемой услуги, разрешения на пользование этой услугой в данное время, определение условий предоставления услуги и т. д.
Кроме того, сеть должна проверять свободные сетевые ресурсы и определять возможность предоставления конкретному пользователю запрашиваемой услуги с требуемым качеством. В функцию уровня управления услугами входит выдача уровню управления сетью задания на конфигурирование виртуального или физического канала для поддержания услуги. Если такой возможности нет, а пользователь имеет высший приоритет, то система управления должна оперативно решить, что делать: уменьшить объем ресурсов, выделенных другим пользователям более низкого приоритета, задействовать резервные ресурсы, перемаршрутизировать часть трафика или принять другие меры в соответствии с обстановкой.
Предложенная МОС (ISO) концепция управления является развитием общей семиуровневой модели взаимодействия открытых систем для случая, когда одна система управляет другой. В соответствии с этой концепцией для управления телекоммуникационными сетями создаются сетевые службы NMS (Network Management System - система управления сетью), которые обеспечивают оптимальное функционирование сетей, управление и контроль работы всех их компонентов.
Служба управления сетью образуется совокупностью распределенных по сети аппаратных и программных средств и информационных ресурсов, размещенных на всех сетевых элементах сети. Служба описывается специальной моделью МОС, которая определяет функции управления, виды услуг сетевой службы, предоставляемые для управления, структуру управляющей информации и протоколы, определяющие ее транспортировку по сети. В соответствии с этой моделью управление сетью является распределенным и обеспечивается функционированием всех систем, входящих в сеть. Управление объектами сети осуществляется с помощью управляющих процессов. Модель охватывает пять основных функций управления, осуществляемых управляющими прикладными процессами: поддержание высокой производительности сети, управление конфигурацией сети, определение неисправностей и устранение ошибок, управление использованием ресурсов и управление безопасностью. Функциональные области управления уже были рассмотрены в предыдущем параграфе, как имеющие общее значение для любых систем управления. Указанные функции, являющиеся в определенной степени взаимосвязанными (связи зависят от архитектуры сети и тех технологий, на которых она построена) обеспечивают управление всеми сторонами функционирования сети. Для осуществления этих функций управления должны быть разработаны и с достаточной степенью адекватности описаны объекты управления для каждого из пяти управляющих прикладных процессов.
Для выполнения процессов управления в сети осуществляется сбор, хранение, передача, обработка информации и выработка управляющих воздействий. Причем процессы управления сетью построены по иерархическому принципу, включающему управление функционированием всей сети, управление всеми системами, входящими в сеть (абонентские, административные, ассоциативные и др.), управление всеми уровнями эталонной модели взаимодействия открытых систем и управление протоколами на каждом из уровней всех систем. Структура управления сетью приведена на рис.5.5. Служба управления сетью NMS располагается в административной системе, предназначенной для управления сетью. Во всех абонентских системах находятся агенты управления, которые являются управляющими прикладными процессами этих систем.
Управление сетью требует предоставления информации о работе всех уровней всех систем, входящих в сеть. Поэтому в каждой системе создается база данных, подчиненная действиям агента и предназначенная для обеспечения управляющих прикладных процессов всей необходимой информацией. База в каждой системе состоит из основной части и частей, распределенных по всем уровням и собирающих сведения о работе уровней. Каждый уровень осуществляет собственное управление, для чего на всех уровнях области взаимодействия созданы объекты административного управления (ОАУ). Информационная база каждого уровня связана с соответствующим ОАУ, который получает всю необходимую информацию о работе своего уровня. Она включает сведения о функционировании протоколов уровня, передачу сообщений о появившихся ошибках, изменений состояний, потоках данных и др. ОАУ обеспечивает контроль за состоянием уровня, выработку управляющих воздействий и координацию ресурсов в процессе управления уровнем. Он осуществляет также загрузку программ уровня, управляет изменением характеристик и параметров протоколов.
Прикладные процессы службы управления сетью NMS информацию, необходимую для выполнения функций управления сетью, получают от прикладного сервисного объекта системного управления SMASE (System Management Application Service Entities), от объектов административного управления уровнями, от основной базы данных. Также возможно передача определенных сведений для NMS и администрацией сети.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1. Архитектура современных телекоммуникационных сетей. Основные понятия и принципы уровневой организации эмвос.
- 2. Тенденции развития технологий построения телекоммуникационных сетей
- 3. Технологии построения транспортных сетей и сетей абонентского доступа на основе pdh
- 4. Технологии построения транспортных сетей и сетей абонентского доступа на основе sdh
- 5. Общая характеристика сетей X.25. Элементы сети. Архитектура протоколов. Адресация. Реакция на перегрузки и ошибки.
- 6. Общая характеристика сетей Frame Relay. Элементы сети. Архитектура протоколов. Адресация. Реакция на перегрузки и ошибки. Особенности доступа к сети.
- 7. Общая характеристика технологий построения локальных сетей. Протоколы уровня llc. Особенности коммутируемых lan.
- Архитектура протоколов и отличительные особенности технологий Ethernet, Token Ring и fddi.
- 9.Отличительные особенности Ethernet, Fast Ethernet, 1ge и 10ge
- 10.Архитектура протоколов tcp/ip. Области применения. Протоколы прикладного уровня.
- 11.Характеристика протоколов транспортного и сетевого уровней tcp/ip.
- 13. Архитектура и технологии построения сетей atm
- 14. Протоколы уровня адаптации atm. Классы служб и категории сервиса.
- 15.Концепции построения сетей абонентского доступа. Пути решения проблемы «последней мили».
- 16. Решение проблемы «последней мили» на базе технологий pon и xDsl.
- Основные преимущества технологии pon:
- 17. Решение проблемы «последней мили» на базе технологий беспроводного доступа dect и Wi-Fi
- 18. Классификация и тенденции развития сетей подвижной радиосвязи
- 19. Технологии построения сотовых сетей на основе стандарта gsm
- 20. Технологии построения сотовых сетей связи стандарта is-95
- 21. Отличительные особенности технологий построения транкинговых, пейджинговых и спутниковых сетей сотовой связи
- 22. Характеристики основных технологий подвижной радиосвязи поколений 3g/4g.
- 23. Концепции создания и направления развития систем управления телекоммуникационными сетями. Сети передачи данных в системах управления телекоммуникационными сетями.
- 24. Управление элементами телекоммуникационных сетей с помощью протоколов snmp и cmip
- 25. Построение систем управления телекоммуникационными сетями на базе технологии tmn