31. Понятие асинхронной процедуры (apc). Назначение асинхронных процедур. Асинхронные процедуры режима ядра и пользовательского режима.
Прерывания APC(asynchronous procedure call) позволяет выполнять пользовательские программы и системный код в контексте конкретного пользовательского потока (а значит, и в адресном пространстве конкретного процесса). Поскольку для выполнения в контексте конкретного потока APC ставятся в очередь и выполняются при IRQL ниже «DPC/dispatch», на их работу не налагаются ограничения, свойственные DPC. APC‑процедура может обращаться к ресурсам (объектам), ждать освобождения описателей объектов, генерировать ошибки страниц и вызывать системные сервисы.
APC описывается управляющим объектом ядра — APC объектом. APC, ждущие выполнения, находятся в очереди APC (APC queue), управляемой ядром. Очереди APC — в отличие от общесистемной очереди DPC — специфичны для конкретного потока, так как у каждого потока своя очередь APC.
APC бывают двух видов: режима ядра и пользовательского режима. APC режима ядра для выполнения в контексте целевого потока не нужно «разрешение» со стороны этого потока, тогда как для APC пользовательского режима это обязательно. APC режима ядра прерывает поток и выполняет процедуру без вмешательства или согласия потока.
APC режима ядра тоже бывают двух типов: обычные (normal) и специальные (special). Поток может отключить все APC режима ядра, повысив IRQL до уровня APC_LEVEL или вызвав KeEnterGuardedRegion, которая впервые появилась в Windows Server2003.
Исполнительная система использует APC режима ядра для тех задач операционной системы, которые нужно выполнить в адресном пространстве (контексте) конкретного потока. Так, через специальные APC режима ядра она может указать потоку прекратить выполнение системного сервиса, допускающего прерывание, или записать результаты операции асинхронного ввода‑вывода в адресное пространство этого потока. Подсистемы окружения используют такие APC, чтобы приостановить поток или завершить себя, а также чтобы получить или установить контекст пользовательского потока. Драйверы устройств также применяют APC режима ядра.
Некоторые Windows‑функции вроде ReadFileEx, WriteFileEx и QueueUser APC вызывают APC пользовательского режима. Так, функции ReadFileEx и WriteFileEx позволяют вызывающей программе указать процедуру завершения ввода-вывода (completion procedure), которая будет вызвана по окончании операции ввода-вывода. Процедура завершения ввода-вывода реализуется помещением APC в очередь потока, выдавшего запрос на ввод-вывод.
Однако обратный вызов процедуры завершения не обязательно происходит в момент постановки APC в очередь, поскольку APC пользовательского режима передаются потоку, только если он находится в состоянии тревожного ожидания (alertable wait state). Поток может перейти в такое состояние, вызвав одну из Windows‑функций: либо WaitForMultipleObjectsEx, либо SleepEx. В обоих случаях, как только в очереди появится APC пользовательского режима, ядро прервет поток, передаст управление APC‑процедуре и возобновит его выполнение лишь после завершения APC‑процедуры.
В отличие от APC режима ядра, которые выполняются на уровне «APC», APC пользовательского режима выполняются на уровне «passive». Появление APC может переупорядочить очереди ожидания — списки, определяющие, какие потоки ждут, в каком порядке и на каких объектах. Если в момент появления APC поток находится в состоянии ожидания, то после обработки APC‑процедуры поток возвращается в состояние ожидания, но перемещается в конец списка потоков, ждущих те же объекты.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Модель программного интерфейса ос windows. Понятие объекта ядра и описателя объекта ядра операционной системы Windows. Нотация программного интерфейса.
- Понятие пользовательского режима и режима ядра операционной системы Windows. Модель виртуальной памяти процесса в пользовательском режиме и в режиме ядра операционной системы Windows.
- Обзор архитектуры и основных модулей операционной системы Windows.
- Системный реестр операционной системы Windows.
- 5. Основные элементы программ с оконным пользовательским интерфейсом. Минимальная программа для ос Windows с окном на экране. Создание и отображение окна.
- Понятие оконного сообщения. Источники сообщений. Очередь сообщений. Цикл приема и обработки сообщений. Процедура обработки сообщений.
- 8. Вывод информации в окно. Механизм перерисовки окна.
- 9. Принципы построения графической подсистемы ос Windows. Понятие контекста устройства. Вывод графической информации на физическое устройство.
- 10. Рисование геометрических фигур. Графические инструменты. Управление цветом. Палитры цветов.
- 11. Растровые изображения. Вывод растровых изображений. Значки и курсоры. Вывод растровых изображений с эффектом прозрачного фона.
- 12. Вывод текста. Логические и физические шрифты.
- 13. Системы координат. Трансформации. Режимы масштабирования.
- 14. Понятие ресурсов программ. Виды ресурсов. Работа с ресурсами. Меню. Окна диалога.
- 15. Понятие динамически подключаемой библиотеки. Структура dll-библиотеки. Создание dll-библиотеки. Использование dll-библиотеки в программе. Статический и динамический импорт.
- 16. Отображение файлов в память.
- 17. Организация многозадачности в операционной системе Windows. Понятие процесса и потока. Контекст потока. Создание и завершение процессов и потоков.
- 18. Механизм приоритетов в операционной системе Windows. Класс приоритета процесса. Относительный приоритет потока. Базовый и динамический приоритеты потока.
- 19. Синхронизация потоков в пределах одного процесса. Критические секции. Спин-блокировки. Interlocked-функции.
- 20. Синхронизация потоков разных процессов. Объекты синхронизации: флаги, семафоры, события, ожидаемые таймеры, именованные и неименованные «трубы» (каналы).
- 21. Синхронизация потоков при создании общих данных с помощью двойных проверок (double-checked locking).
- 22. Синхронизация потоков с помощью мониторов Хоара.
- 24. Структуры данных общего назначения в режиме ядра. Представление строк стандарта Unicode. Представление двусвязных списков.
- 25. Понятие прерывания, исключения и системного вызова.
- 26. Аппаратные и программные прерывания. Таблица обработчиков прерываний. Понятие процедуры обработки прерываний (isr).
- 27. Программируемый контролер прерываний. Уровни прерываний. Механизм вызова прерываний. Функция KeBugCheckEx.
- 28. Исключения. Механизм обработки исключения.
- 29. Системные вызовы. Выполнение системного вызова.
- 30. Понятие отложенной процедуры (dpc). Назначение отложенных процедур.
- 31. Понятие асинхронной процедуры (apc). Назначение асинхронных процедур. Асинхронные процедуры режима ядра и пользовательского режима.
- 32. Понятие рабочего элемента ядра (Work Item). Назначение рабочих элементов.
- 33. Пулы памяти. Пул подкачиваемой памяти, пул неподкачиваемой памяти, пул сессии, особый пул. Тегирование пулов. Структура данных пула.
- 34. Оптимизация использования оперативной памяти с помощью списков предыстории (look-aside lists).
- 35. Блокирование страниц в памяти. Списки описателей памяти (mdl) и их использование
- 36. Представление объекта ядра в памяти. Менеджер объектов.
- 37. Структура драйвера операционной системы Windows. Точки входа в драйвер.
- 38. Объект, описывающий драйвер. Объект, описывающий устройство. Объект, описывающий файл. Взаимосвязь объектов.
- 39. Запрос ввода-вывода (irp). Схема выполнения ввода-вывода в стеке драйверов.
- 40. Структура api ядра ос Windows: Kernel api, Windowing api, Messaging api. Функции ZwXxx/NtXxx в пользовательском режиме и в режиме ядра.
- 42. Перехват функций ос Windows api в пользовательском режиме. Интерфейсный модуль ntdll.Dll.
- 43. Перехват вызова функций ос Windows в режиме ядра. Встроенная защита от перехвата в новейших версиях ос Windows.