43. Перехват вызова функций ос Windows в режиме ядра. Встроенная защита от перехвата в новейших версиях ос Windows.
Перехват основан на модификации структур данных ядра и функций. Главными мишенями воздействия являются таблицы:
IDT Таблица диспетчеризации прерываний. Довольно важным для перехвата является прерывание, обрабатывающее обращение к таблице служб SSDT.
SSDT (System Service Dispatch Table) Таблица диспетчеризации системных сервисов. Обращаясь к ней, система по номеру запрещенного сервиса может получить адрес соответствующего сервиса ядра и вызвать его. А таблица SSPT содержит общий размер параметров, передаваемых системному сервису. psActiveprocess Структура ядра, хранящая список процессов в системе.
IRP Таблица драйвера, которая хранит указатели на функции обработки IRP-пакетов. EPROCESS Структура ядра, хранящая большое количество информации о процессе, включая, например, PID (идентификатор процесса).
Перехват функций в режиме ядра (kernel mode). Для того, чтобы понять суть метода, будет полезным рассмотреть принципы взаимодействия библиотек user mode и kernel-mode. Базовое взаимодействие с ядром осуществляется посредством ntdll.dll, большинство функций которой обращаются к ядру через прерывание INT 2Eh. Дальнейшее обращение к функциям ядра базируется на структуре, именуемой KeServiceDescriptorTable (сокращенно SDT). SDT представляет собой таблицу, содержащую адреса точек входа сервисов ядра NT. Грубо говоря, можно сказать, что для перехвата функций необходимо написать драйвер, который и произведет модификацию таблицы SDT. Перед модификацией драйверу необходимо сохранить адреса перехватываемых функций и записать в таблицу SDT адреса своих обработчиков.
Данный метод часто называют перехватом Native API, и работает он на NT-линейке (W2K, XP, W2003).
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Модель программного интерфейса ос windows. Понятие объекта ядра и описателя объекта ядра операционной системы Windows. Нотация программного интерфейса.
- Понятие пользовательского режима и режима ядра операционной системы Windows. Модель виртуальной памяти процесса в пользовательском режиме и в режиме ядра операционной системы Windows.
- Обзор архитектуры и основных модулей операционной системы Windows.
- Системный реестр операционной системы Windows.
- 5. Основные элементы программ с оконным пользовательским интерфейсом. Минимальная программа для ос Windows с окном на экране. Создание и отображение окна.
- Понятие оконного сообщения. Источники сообщений. Очередь сообщений. Цикл приема и обработки сообщений. Процедура обработки сообщений.
- 8. Вывод информации в окно. Механизм перерисовки окна.
- 9. Принципы построения графической подсистемы ос Windows. Понятие контекста устройства. Вывод графической информации на физическое устройство.
- 10. Рисование геометрических фигур. Графические инструменты. Управление цветом. Палитры цветов.
- 11. Растровые изображения. Вывод растровых изображений. Значки и курсоры. Вывод растровых изображений с эффектом прозрачного фона.
- 12. Вывод текста. Логические и физические шрифты.
- 13. Системы координат. Трансформации. Режимы масштабирования.
- 14. Понятие ресурсов программ. Виды ресурсов. Работа с ресурсами. Меню. Окна диалога.
- 15. Понятие динамически подключаемой библиотеки. Структура dll-библиотеки. Создание dll-библиотеки. Использование dll-библиотеки в программе. Статический и динамический импорт.
- 16. Отображение файлов в память.
- 17. Организация многозадачности в операционной системе Windows. Понятие процесса и потока. Контекст потока. Создание и завершение процессов и потоков.
- 18. Механизм приоритетов в операционной системе Windows. Класс приоритета процесса. Относительный приоритет потока. Базовый и динамический приоритеты потока.
- 19. Синхронизация потоков в пределах одного процесса. Критические секции. Спин-блокировки. Interlocked-функции.
- 20. Синхронизация потоков разных процессов. Объекты синхронизации: флаги, семафоры, события, ожидаемые таймеры, именованные и неименованные «трубы» (каналы).
- 21. Синхронизация потоков при создании общих данных с помощью двойных проверок (double-checked locking).
- 22. Синхронизация потоков с помощью мониторов Хоара.
- 24. Структуры данных общего назначения в режиме ядра. Представление строк стандарта Unicode. Представление двусвязных списков.
- 25. Понятие прерывания, исключения и системного вызова.
- 26. Аппаратные и программные прерывания. Таблица обработчиков прерываний. Понятие процедуры обработки прерываний (isr).
- 27. Программируемый контролер прерываний. Уровни прерываний. Механизм вызова прерываний. Функция KeBugCheckEx.
- 28. Исключения. Механизм обработки исключения.
- 29. Системные вызовы. Выполнение системного вызова.
- 30. Понятие отложенной процедуры (dpc). Назначение отложенных процедур.
- 31. Понятие асинхронной процедуры (apc). Назначение асинхронных процедур. Асинхронные процедуры режима ядра и пользовательского режима.
- 32. Понятие рабочего элемента ядра (Work Item). Назначение рабочих элементов.
- 33. Пулы памяти. Пул подкачиваемой памяти, пул неподкачиваемой памяти, пул сессии, особый пул. Тегирование пулов. Структура данных пула.
- 34. Оптимизация использования оперативной памяти с помощью списков предыстории (look-aside lists).
- 35. Блокирование страниц в памяти. Списки описателей памяти (mdl) и их использование
- 36. Представление объекта ядра в памяти. Менеджер объектов.
- 37. Структура драйвера операционной системы Windows. Точки входа в драйвер.
- 38. Объект, описывающий драйвер. Объект, описывающий устройство. Объект, описывающий файл. Взаимосвязь объектов.
- 39. Запрос ввода-вывода (irp). Схема выполнения ввода-вывода в стеке драйверов.
- 40. Структура api ядра ос Windows: Kernel api, Windowing api, Messaging api. Функции ZwXxx/NtXxx в пользовательском режиме и в режиме ядра.
- 42. Перехват функций ос Windows api в пользовательском режиме. Интерфейсный модуль ntdll.Dll.
- 43. Перехват вызова функций ос Windows в режиме ядра. Встроенная защита от перехвата в новейших версиях ос Windows.