logo
8

Закупочная логистика

Логистика закупок. Закупки и снабжение.

В цепи поставок каждая организация покупает материалы у предыдущих поставщиков, добавляет к ним ценность и продает их следующим потребителям. По мере того как каждая организация покупает и продает материалы, они все дальше перемещаются по всей цепи поставок. Закупки - функция, отвечающая за приобретение всех материалов, необходимых организации. Многие транзакции этого рода не стандартны, поскольку включают аренду, лизинг, выполнение подрядных работ, обмен, заимствования и т.д. В связи с этим используется понятие "приобретение материалов" или более общий термин - снабжение. Оно может включать различные типы приобретений (закупку, аренду, выполнение по контракту и т.д.), а также связанные с этим работы: выбор поставщиков, проведение переговоров, согласование условий, экспедирование, мониторинг показателей работы поставщиков, грузопереработку материалов, транспортировку, складирование и приемку товаров, полученных от поставщиков. Как правило, снабжение самостоятельно не занимается перемещением материалов, а организует его. Оно сообщает другой стороне, что требуются те или иные материалы, и организует смену собственника и место размещения. Существует другая функция - перевозка - фактически занимающаяся доставкой. Поэтому снабжение в первую очередь связано с обработкой информации. Оно собирает данные из разных источников, анализирует их и передает информацию в цепь поставок.

Как элемент макрологистической системы, снабжение образует основное звено между организациями, входящими в цепь поставок, и служит механизмом координации материального потока между потребителями и поставщиками. На снабжение приходится и значительная доля общих расходов. Типовой производитель тратит 60% на материалы, поэтому снабжение непосредственно отвечает за большую часть расходов компании, и даже первичная оптимизация в этой области может принести существенные выгоды.

Задачи логистики снабжения В обобщенном виде цель снабжения - гарантировать компании надежную поставку материалов. Исходя из этого задачи снабжения таковы: - Создание надежного и беспрерывного материального потока в компанию; - Тесное взаимодействие с подразделениями, использующими эти материалы, изучение их запросов; - Поиск подходящих поставщиков, тесное взаимодействие с ними и формирование выгодных отношений; - Закупка необходимых материалов приемлемого качества, и нужного количества, и гарантия их доставки в нужное время и место; - Обеспечение приемлемых цен и условий поставки; - Проведение подходящей политики запасов и инвестиций в них; - Быстрое перемещение материалов через цепи поставок, экспедирование доставок в случае необходимости, мониторинг текущих условий, в том числе изменений цен, возникновения дефицита, появления новых продуктов и т.д.

Модели организации закупочной логистики и снабжения предприятия В настоящее время в российских компаниях можно наблюдать две принципиально отличающиеся модели организации снабжения. 1 вариант: Задачи снабжения выполняются различными функциональными подразделениями. Например, перечень и количество материальных ресурсов, определяются дирекцией по производству, а задачи выбора поставщика, заключение договоров и организация доставки решаются специалистами службы закупок. В результате функция управления снабжением разделена между подразделениями компании и ее эффективная реализация затруднена. 2 вариант: предполагает сосредоточение всех процедур по снабжению компании материальными ресурсами в компетенции одного подразделения. Такая структура позволяет более эффективно организовать продвижение материального потока от поставщиков, а также управлять процессом снабжения.

Типовые процедуры в управлении снабжением В общем виде перечень процедур выглядит следующим образом: 1. Анализ потребностей. Процесс закупок начинается с определения потребностей в материальных ресурсах соответствующих подразделений компании. В случае изменения ассортимента выпускаемой продукции номенклатура требуемых материальных ресурсов должна быть пересмотрена. 2. Определение и оценка требований к закупаемым материальным ресурсам. После определения внутрифирменных потребителей и номенклатуры материальных ресурсов, должны быть установлены требования по весу, размерам, параметрам поставок, а также другие спецификации на каждую позицию закупаемых материальных ресурсов. Также должны быть определены требования уровню сервиса поставщика. 3. "Производить или закупать". Прежде чем определять возможных поставщиков, необходимо ответить на вопрос: не выгоднее ли самой фирме производить необходимые материальные ресурсы. 4. Исследование рынка закупок. Исследование рынка закупок начинают с определения всех возможных поставщиков по непосредственным рынкам, рынкам заменителей и новым рынкам. Далее следует предварительная оценка всех возможных источников закупаемых материальных ресурсов, а также анализ рисков, связанных с выходом на данные рынки. 5. Выбор поставщиков. Проводится сбор информации о поставщиках, создание базы данных о поставщиках, поиск оптимального поставщика, а также оценка результатов работы с выбранными ранее поставщиками. Для окончательного выбора поставщика используется многокритериальная оценка. 6. Осуществление закупок. Процедура закупок включает в себя оформление договорных отношений, передачу прав собственности на материальные ресурсы, оплату, организацию транспортировки материальных ресурсов. 7. Контроль поставок. Эффективность управления снабжением оценивается в результате мониторинга выполнения условий договоров по срокам, ценам, количеству, качеству и другим параметрам поставок и сервиса. 8. Подготовка бюджета закупок. Поведение соответствующих экономических расчетов для выявления точных затрат на процедуры и операции. 9. Координация и взаимосвязь функции снабжения с другими подразделениями компании, а также установление тесных связей с поставщиками, что обеспечивает включение компании в единую макрологистическую систему.