Искусственный интеллект
Искусственный интеллект — один из разделов информатики, в рамках которого ставятся и решаются задачи аппаратного и программного моделирования тех видов человеческой деятельности, которые традиционно считаются интеллектуальными (творческими).
Термин «искусственный интеллект» предложен в 1956 году на семинаре с аналогичным названием, который состоялся в США и был посвящен решению логических задач.
Современные интеллектуальные информационные технологии — технологии обработки информации и решения задач с помощью вычислительных машин, опирающиеся на достижения в области искусственного интеллекта.
Результаты исследований по искусственному интеллекту используются в интеллектуальных системах (ИС) — технических или программных системах, способных решать задачи, считающиеся творческими, принадлежащие конкретной предметной области, знания о которой хранятся в памяти интеллектуальной системы. Системы искусственного интеллекта состоят из трех основных блоков: базы знаний, решателя и интеллектуального интерфейса. Типичным представителем систем искусственного интеллекта являются экспертные системы.
Решатель — система, способная благодаря встроенной в нее общей стратегии нахождения решения (например, путем логического вывода) находить решение задач. Интеллектуальный интерфейс — интерфейс, в который включены средства, позволяющие человеку вести общение с ЭВМ, не используя для ввода специальные программы.
В целом системы искусственного интеллекта ориентированы на решение большого и очень важного класса задач, называемых неформализуемыми (трудно формализуемыми), к которым относят задачи, обладающие одной или несколькими из следующих особенностей (свойств): алгоритмическое решение задачи неизвестно (хотя, возможно, и существует) или не может быть использовано из-за ограниченности ресурсов ЭВМ; задача не может быть определена (задана) в числовой форме (требуется символьное представление); цели решения задачи не могут быть выражены в терминах точно определенной целевой функции; большая размерность пространства решения; динамически изменяющиеся данные и знания. Как правило, трудно формализуемые задачи обладают неполнотой, неоднозначностью и/или противоречивостью исходных данных и знаний о предметной области.
В исследованиях по искусственному интеллекту можно выделить два основных направления:
1. Программно-прагматическое («не имеет значения, как устроено «мыслящее» устройство, главное, чтобы на заданные входные воздействия оно реагировало, как человеческий мозг») — занимается созданием программ, с помощью которых можно решать те задачи, решение которых до этого считалось исключительно прерогативой человека. Сюда относятся распознающие и игровые программы, программы для решения логических задач, поиска, классификации и т. п. Это направление ориентировано на поиски алгоритмов решения интеллектуальных задач на существующих моделях компьютеров.
2. Бионическое («единственный объект, способный мыслить — это человеческий мозг, поэтому любое «мыслящее» устройство должно каким-то образом воспроизводить его структуру») — занимается проблемами искусственного воспроизведения тех структур и процессов, которые характерны для живого человеческого мозга и которые лежат в основе процесса решения задач человеком. В рамках бионического подхода к проблеме искусственного интеллекта сформировалась новая наука нейроинформатика, практическим выходом которой явилась разработка нейрокомпъютера — вычислительной машины VI поколения.
В настоящее время традиционным (классическим) принято считать программно-прагматическое направление, при котором не ставится вопрос об адекватности используемых структур и методов тем, которыми пользуется в аналогичных случаях человек, а рассматривается лишь конечный результат решения задачи. В рамках этого направления сначала велись поиски моделей и алгоритма человеческого мышления. Ни одна из существующих наук (философия, психология, лингвистика) не смогла предложить такого алгоритма. Тогда специалисты в области искусственного интеллекта предложили собственные модели:
• модель лабиринтного поиска. Этот подход представляет задачу как некоторый граф, отражающий пространство состояний, и в этом графе проводится поиск оптимального пути от входящих данных к результирующим;
• эвристическое программирование. Эвристика — правило, теоретически не обоснованное, но позволяющее сократить количество переборов в пространстве поиска;
• использование методов математической логики. На основе метода резолюций, позволившего автоматически доказывать теоремы при наличии исходных аксиом, в 1973 г. был создан язык Пролог.
Существенный прорыв в практических приложениях искусственного интеллекта произошел в середине 70-х годов, когда на смену поискам универсального алгоритма мышления пришла идея моделировать конкретные знания специалистов-экспертов. В США появились первые коммерческие системы, основанные на знаниях, — экспертные системы. Сформировался новый подход к решению интеллектуальных задач — представление и использование знаний.
- Информационное общество
- Информатизация общества
- Информационная культура
- Информационные ресурсы
- Сигналы. Данные. Информация
- Диалектическое единство данных и методов в информационном процессе
- Свойства информации
- Характеристики информации. Структура, форма, количество
- 2. Общая характеристика процессов сбора, передачи и накопления информации Операции с данными
- Накопление данных
- Кодирование данных
- Кодирование текста
- Кодирование графики
- Кодирование звука
- Структуры данных
- Табличная структура
- Файловая структура
- Организация файловой системы
- Лекция 2. Технические и программные средства реализации информационных процессов. История вычислительной техники
- История персональных компьютеров
- Классификация современных компьютеров
- К лассификация персональных компьютеров
- Средства аппаратного обеспечения персонального компьютера
- 1. Введение
- 2. Системный блок
- 3. Центральный процессор (cpu)
- 4. Системная плата (Mainboard)
- 5. Оперативная память (ram)
- 6. Видеокарта
- 7. Монитор
- 8. Дисковая подсистема
- Программная конфигурация персонального компьютера
- 1. Операционная система
- 1.1. Понятие, основные функции и составные части операционной системы
- 1.2. Классификация операционных систем
- 2. Файловые системы
- 2.1. Основные функции файловой системы
- 2.2. Файлы и каталоги
- 2.3. Другие функции файловых систем
- 3. Операционная система ms dos
- 3.1. Основные составные части ms dos
- 3.2. Командный процессор Command.Com
- 3.4. Командный файл автонастройки autoexec.Bat
- 3.5. Файл конфигурации config.Sys
- 3.6. Программные оболочки
- 4. Операционные системы Windows
- 4.1. Общая характеристика и история развития
- 4.2. Операционная система Windows 98
- 4.3. Особенности операционной системы Windows 2000
- Windows 2000 оснащена усовершенствованными средствами симметричной многопроцессорной обработки.
- Встроенные средства удаленного доступа.
- 5. Сервисные программные средства
- 5.1. Служебные программы
- 5.2. Архивация данных
- 5.3. Антивирусные программные средства
- 6. Прикладное программное обеспечение
- 6.1. Текстовые редакторы и процессоры
- 6.2. Процессоры электронных таблиц
- 6.3. Системы управления базами данных (субд)
- 6.4. Издательские системы и графические редакторы
- 6.5. Браузеры и Web-редакторы
- Информация. Информационные ресурсы. Информационные системы
- Информационные системы в экономике
- Бухгалтерские информационные системы
- Информационно-поисковые системы
- Справочно-правовые системы
- Геоинформационные системы (гис)
- Рынок информационных услуг
- Искусственный интеллект
- Лекция 3. Модели решения функциональных и вычислительных задач. Моделирование как метод познания
- Классы моделей
- Структуры информационных моделей
- Объекты: свойства и операции
- Алгоритм и способы его исполнения
- Методы и технологии моделирования
- Лекция 4. Алгоритмизация и программирование. Машинный код процессора
- Алгоритм и программа
- Что такое язык программирования
- Компиляторы и интерпретаторы
- Алгоритмическое (модульное) программирование. Понятие и свойства алгоритма
- Формы записи алгоритма
- Алгоритмы линейной структуры
- Алгоритмы разветвляющейся структуры.
- Алгоритмы циклической структуры
- Переменные и константы
- Лекция 5. Языки программирования высокого уровня. Структурное программирование Подпрограммы
- Нисходящее проектирование по
- Процедуры и функции
- Параметры подпрограмм
- Управление последовательностью вызова подпрограмм
- Структура подпрограммы
- Как функция возвращает значение
- Формальные и фактические параметры
- Событийно-ориентированное программирование
- Объектно-ориентированное программирование Понятие объекта
- Описание нового класса
- Наследование
- Полиморфизм
- Визуальное программирование
- Уровни языков программирования
- Поколения языков программирования
- Обзор языков программирования высокого уровня
- Языки программирования баз данных
- Языки программирования для Интернета
- Языки моделирования
- Прочие языки программирования
- Лекция 6. Базы данных. Основные понятия баз данных Базы данных и системы управления базами данных
- Структура простейшей базы данных
- Свойства полей базы данных
- Типы данных
- Безопасность баз данных
- Режимы работы с базами данных
- Объекты базы данных
- Проектирование базы данных
- Разработка технического задания
- Разработка структуры базы данных
- Лекция 7. Локальные и глобальные сети эвм. Определение вычислительной сети
- Аппаратные и программные компоненты сетей
- Основные требования к вычислительным сетям
- Администрирование локальных сетей
- Классификация вычислительных сетей Классификация по территориальному признаку
- Классификация сетей по масштабу
- Классификация по физической архитектуре
- Классификация по логической архитектуре
- Линии связи
- Базовые технологии локальных сетей
- Системное программное обеспечение локальных сетей
- Защита информации в вычислительной сети
- Защита физических объектов
- Защита логических объектов
- Защита от несанкционированных действий со стороны внешней среды
- Ограничение логического доступа к оборудованию и сетевым ресурсам
- Защита данных в процессе передачи
- Защита информации от случайного повреждения и сбоев
- Защита информации от повреждения вирусами
- Глобальная сеть Интернет Введение
- Основные понятия Internet
- Протокол tcp/ip
- Основные службы Internet
- Поиск в Internet
- Электронная почта
- Лекция 8. Основы защиты информации и сведений, составляющих государственную тайну; методы защиты информации.
- 1. Компьютерные вирусы
- 1.1.Постановка вопроса
- 1.2. Что такое компьютерный вирус
- 1.3. Внешние проявления вирусов
- 1.4. Виды антивирусных программ
- 1.4.1. Типы вирусов
- 1.4.2. Типы антивирусных программ
- 1.4.3. Использование антивирусных средств
- 1.5. Антивирусный детектор Doctor Web
- 1.6. Программы Antiviral ToolKit Pro (avp) и Norton Antivirus (nav)