3. Классификация моделирования.
Мир моделей разнообразен. Он обусловлен ростом многообразия и сложности человеческой деятельности. Для того, чтобы классификация отвечала природе моделей, она должна иметь 3 среза, которые соответствуют природе моделей: отражательность, репрезентация и экстраполяция (табл.1).
Отражательный срез модели характеризуется ее субстанциональностью, то есть той «материей», из которой «сотканы» объекты моделирования, их масштабами, временными характеристиками.
Репрезентационный срез моделирования связан с целями исследования, формой модели, месте ее в познавательном процессе, связи с теми или иными методами науки и т.п.
Экстраполяционный аспект модели заключается в использовании полученных посредством модели знаний, в распространении их на те или иные сферы деятельности человека.
Таблица 1 – Классификация моделей
Основание классификации | Модель | |
Вид | Характеристика | |
1 | 2 | 3 |
Субстанциональный аспект модели | ||
Природа объекта моделирования | Пространственно-геометрическая | Система, отражающая пространст-венное размещение объектов и процессов |
Физическая | Система, отражающая совокупность физических объектов, действующих на физических законах | |
Техническая | Система, отражающая техническое устройство | |
Кибернетическая | Отражение кибернетической системы | |
Химическая | Отражение химической системы | |
Биологическая | Система, отражающая организмы или их сообщества | |
Социальная | Модель общества или его составляющих | |
Экономическая | Система, отражающая экономические объекты и процессы | |
Политическая | Система, отражающая политические объекты и процессы | |
Интеллектуальная | Система, отражающая знание, способы познания и мышления | |
Масштабы объекта моделирования | Микромасштабная | Система, отражающая относительно небольшие образования |
Макромасштабная | Система, отражающая значительные по величине образования | |
Метамодель | Система, отражающая сверхбольшое образование | |
Мегамодель | Система, отражающая бесконечное по величине образование | |
Временная характеристика объекта моделирования | Историческая | Система, отражающая прошлое бытие объекта или процесса |
Актуальная | Система, отражающая настоящее бытие объекта или процесса | |
Прогностическая | Система, отражающая будущее бытие объекта или процесса | |
1 | 2 | 3 |
Характер детерминации объекта моделирования | Стохастическая, вероятностная | Система, отражающая объект или процесс, поведение которого носит вероятностный характер |
Детерминированная | Система, отражающая объект или процесс, поведение которого предопределено | |
Динамика объекта | Статические | Отражает статические, неменяющиеся образования |
Динамические | Отражает объекты, отличающиеся изменяемостью | |
Репрезентационный аспект модели | ||
Степень сложности модели | Простая | Система, состоящая из небольшого числа элементов и связей между ними |
Сложная | Система, включающая в себя большое число простых моделей | |
Сверхсложная | Система, включающая в себя большое число сложных моделей | |
Способ отражения объекта | Содержательная | Отражает содержание системы |
Формальная | Отражает объект на формальных языках | |
Способ представления моделей | Абстрактная | Единство некоторых символов или знаков |
Материальная | Совокупность материальных явлений | |
Форма представления модели | Графическая | Графики, диаграммы, блок-схемы и т.п. |
Числовая | Конкретные числовые характеристики | |
Логическая | Описывается в логических выражениях | |
Математическая | Построена с использованием аппарата математики | |
Мысленная | Выступает как некоторые идеи и представления об объекте | |
Компьютерная | Реализуется с помощью компьютерной техники | |
Материальная | Макеты, установки, тренажеры, действующие модели приборов и устройств | |
Экстраполяционный аспект модели | ||
Количество выполняемых моделью функций | Монофункциональная | Отличается одной узкой функцией |
Полифункциональная | Отличается реализацией одновременно нескольких функций | |
Характер выполняемых моделью функций | Исследовательская | Применяется в научном познании |
Тренинговая | Используется для тренировки практических умений и навыков специалистов в различных областях | |
Обучения | Для формирования у обучаемых знаний, умений и навыков | |
Практическая | Заместители объектов в практической деятельности | |
Роль в познании | Наблюдения | Используется для сбора фактов при наблюдении |
Описательная | Дает описание объекта или процесса | |
Экспериментальная | Для проведения эксперимента | |
Концептуальная | Направлена на построение концепции того или иного объекта или процесса | |
Теоретическая | Ориентирована на объяснение объекта или процесса посредством построения его теории |
Модель представляет собой специфическую разновидность системы, которая создается человеком специально для решения исследовательских задач. Поскольку системный метод выступает средством моделирования систем, то можно говорить о системном моделировании, предполагающим представление объектов любой природы в виде систем.
Системное моделирование представляет собой совокупность конкретных разновидностей моделирования, наиболее важные среди которых:
атрибутивное, направленное на систематизацию информации о свойствах объектов. При этом используются различного рода классификации, матрицы, таблицы, которые позволяют систематизировать свойства объектов, выделить главные и второстепенные;
структурное, обеспечивающее представление структуры объекта или процесса моделирования;
функциональное, ориентированное на построение и исследование функций изучаемого явления;
структурно-функциональное, ставящее своей целью исследование взаимосвязи структуры и функции изучаемого объекта или процесса;
витальное, направленное на представление и изучение тех или иных этапов жизненного пути системы.
Системное моделирование ориентировано на поиск в системной модели оптимальных характеристик в целях преобразования по принципам оптимальности реальных объектов практической деятельности людей.