Лекция 1. Современные направления и области применения информационных технологий с использованием пэвм
Применение методов и средств информатизации возможно во всех тех областях человеческой деятельности, в которых существует принципиальная возможность (и необходимость) регистрации, обработки и передачи информации. Сейчас трудно назвать такую сферу деятельности человека, в которой не применяют или не пытаются применить современные информационные технологии.
Под информационной технологией понимается система методов, способов сбора, передачи, накопления, хранения и обработки информации на основе применения средств вычислительной техники. Информационные технологии - общее понятие, как инструмент оно может использоваться различными пользователями, как непрофессионалами, так и разработчиками новых технологий.
ИТ существенно увеличивают степень автоматизации всех информационных процессов, что является предпосылкой для ускорения темпов научно-технического прогресса, повышения производительности и эффективности в различных видах деятельности.
Основу современных информационных технологий составляют:
возможность автоматизированной обработки информации с помощью ЭВМ;
развитие технологий хранения и носителей информации, позволяющих хранить практически неограниченные объемы информации;
развитие средств связи, обеспечивающих доставку информации в любую точку земного шара без существенных ограничений во времени;
возможности удаленного доступа и обработки информации, хранящейся в распределенных базах и банках данных.
ИТ развивались в процессе целенаправленной интеграции средств хранения, обработки, передачи и представления информации в комплексные системы, обеспечивающие циркуляцию требуемых потоков данных в рамках определенных организационных систем.
Этапы развития информационных технологий
С появлением персонального компьютера начался новый этап развития информационной технологии. Основной целью становится удовлетворение персональных информационных потребностей человека как в профессиональной сфере, так и в бытовой.
По признаку - виды инструментария технологии - выделяются пять этапов:
1-й этап (до второй половины XIX в.) - "ручная" информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш.
2-й этап (с конца XIX в.) - "механическая" технология, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, оснащенная более совершенными средствами доставки почта.
3-й этап (40 - 60-е гг. XX в.) - "электрическая" технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны.
4-й этап (с начала 70-х гг.) - "электронная" технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС), оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов.
5-й этап (с середины 80-х гг.) - "компьютерная" ("новая") технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер (ПК) с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия решений определенными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и используют телекоммуникации.
Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети.
Особенности современных информационных технологий
Информационная технология является наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов общества. К настоящему времени она прошла несколько эволюционных этапов, смена которых определялась главным образом развитием научно-технического прогресса, появлением новых технических средств переработки информации. В современном обществе основным техническим средством технологии переработки информации служит ПК. Внедрение персонального компьютера в информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили новый этап развития информационной технологии и, как следствие, изменение ее названия за счет присоединения одного из синонимов: "новая", "компьютерная" или "современная".
Прилагательное "новая" подчеркивает новаторский, а не Эволюционный характер этой технологии. Ее внедрение является новаторским актом в том смысле, что она существенно изменяет содержание различных видов деятельности в организациях. В понятие новой информационной технологии включены также коммуникационные технологии, которые обеспечивают передачу информации разными средствами, а именно - телефон, телеграф, телекоммуникации, факс и др.
Современная информационная технология - информационная технология с "дружественным" интерфейсом работы пользователя, использующая персональные компьютеры и телекоммуникационные средства.
Прилагательное "компьютерная" подчеркивает, что основным техническим средством ее реализации является компьютер.
Три основных принципа новой (компьютерной) информационной технологии:
интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;
интегрированность с другими программными средствами;
гибкость процесса изменения как данных, так и постановок задач.
Для эффективного взаимодействия конечных пользователей с вычислительной системой новые информационные технологии опираются на принципиально иную организацию интерфейса пользователей с вычислительной системой (так называемого дружественного интерфейса), который выражается прежде всего в следующем:
в обеспечении права пользователя на ошибку благодаря защите информационно-вычислительных ресурсов системы от непрофессиональных действий на компьютере;
в наличии широкого набора иерархических меню, системы подсказок и обучения и т.п., облегчающих процесс взаимодействия пользователя с ПК;
в наличии системы "отката", позволяющей при выполнении регламентированного действия, последствия которого по каким-либо причинам не удовлетворили пользователя, вернуться к предыдущему состоянию системы.
По-видимому, более точным следует считать все же термин новая, а не компьютерная информационная технология, поскольку он отражает в ее структуре не только технологии, основанные на использовании компьютеров, но и технологии, основанные на других технических средствах, особенно на средствах, обеспечивающих телекоммуникацию.
Информационные технологии базируются и зависят от технического, программного, информационного, методического и организационного обеспечения.
Техническое обеспечение - это персональный компьютер, оргтехника, линии связи, оборудование сетей. Вид информационной технологии, зависящий от технической оснащенности (ручной, автоматизированный, удаленный) влияет на сбор, обработку и передачу информации. Бурно развиваются средства вычислительной техники. Становясь более мощными, мобильными персональные компьютеры одновременно становятся все менее дорогими доступными для широкого круга пользователей. Современные ПК и ноутбуки оснащаются встроенными коммуникационными возможностями. скоростными модемами, большими объемами памяти, сканерами, устройствами распознавания голоса и рукописного текста. Появились нетбуки, планшетные компьютеры.
Программное обеспечение, находящееся в прямой зависимости от технического и информационного обеспечения, реализует функции накопления, обработки, анализа, хранения, интефейса с компьютером.
Информационное обеспечение - совокупность данных, представленных в определенной форме для компьютерной обработки.
Организационное и методическое обеспечение представляют собой комплекс мероприятий, направленных на функционирование компьютера и программного обеспечения для получения искомого результата.
Структура информационных технологий
Структура информационной технологии - это внутренняя организация, представляющая собой взаимосвязи образующих ее компонентов, объединенных в две большие группы: опорную технологию и базу знаний.
Модели предметной области - совокупность описаний, обеспечивающие взаимопонимание между пользователями: специалистами предприятия и разработчиками.
Опорная технология - совокупность аппаратных средств автоматизации, системного и инструментального программного обеспечения, на основе которых реализуются подсистемы хранения и переработки информации.
База знаний представляет собой совокупность знаний, хранящихся в памяти ЭВМ. Базы знаний можно разделить на интенсиональную (т.е. знания о чем-то "вообще") и экстенсиональную, (т.е. знания о чем-то "конкретно"). В интенсиональной базе хранятся оболочки, а в экстенсиональной хранятся оболочки с запоминанием, которые носят название баз данных. Иными словами, база знаний представляет отображение предметной области. Она включает в себя базу данных (директивная информация - плановые задания, научно-техническая информация, учетно-произв. информация, вспомогат. информация, отражающие режимы работы подразделений предприят.).
Системные и инструментальные средства ИТ -
1).Аппаратные средства;
2).Системное ПО (ОС, СУБД);
3).Инструментальное ПО (алг. языки, системы программир., языки спецификаций, технология программирования);
Классификация информационных технологий.
Классификация информационных технологий зависит от критерия классификации. В качестве критерия может выступать показатель или совокупность признаков, влияющих на выбор той или иной информационной технологии. Примером такого критерия может служить пользовательский интерфейс (совокупность приемов взаимодействия с компьютером), реализующийся операционной системой.
Операционные системы подразделяются на однопрограммные, многопрограммные и многопользовательские.
Однопрограммные - MS DOS и др. Они поддерживают пакетный и диалоговый режимы обработки информации.
Многопрограммные - UNIX, DOS 7.0, OS/2, WINDOWS; позволяют совмещать диалоговую и пакетную технологии обработки информации.
Многопользовательские - (сетевые операционные системы) -NOVELL, ORACLE, NETWARE и др. осуществляют удаленную обработку в сетях, а также диалоговую и пакетную технологии на рабочем месте.
Информационная технология классифицируется по типу информации
Н ельзя ограничиться представленной схемой. Информационные технологии включают в себя технологии гипертекста и мультимедиа для работы со звуком, видео, изображениями, двух и трехмерной графикой, системы автоматизации проектирования, производства, испытаний, доводки, моделирования различных процессов, геоинформационные системы, обучающе -диагностирующие системы, различные тренажеры.
Неотъемлемой частью информационных технологий являются технологии сетевого обмена, доступ через сеть к громадному количеству цифровых ресурсов.
Классификация видов информационных технологий
Классификация ИТ проводится по следующим признакам:
способу реализации в автоматизированных информационных системах (АИС),
степени охвата задач управления,
классам реализуемых технологических операций,
типу пользовательского интерфейса,
вариантам использования сети ЭВМ,
предметной области, в которой они используются.
По способу реализации ИТ делятся на традиционные и современные ИТ. Традиционные ИТ существовали в условиях централизованной обработки данных, до периода массового использования ПЭВМ. Они были ориентированы главным образом на снижение трудоемкости пользователя (например, инженерные и научные расчеты, формирование регулярной отчетности на предприятиях и др.). Новые (современные) ИТ связаны в первую очередь с информационным обеспечением процесса управления в режиме реального времени.
По степени охвата информационными технологиями задач управления выделяют: электронную обработку данных, автоматизацию функций управления, поддержку принятия решений, электронный офис, экспертную поддержку.
В первом случае электронная обработка данных выполняется с использованием ЭВМ без пересмотра методологии и организации процессов управления при решении локальных математических и экономических задач.
Во втором случае при автоматизации управленческой деятельности вычислительные средства используются для комплексного решения функциональных задач, формирования регулярной отчетности и работы в информационно-справочном режиме для подготовки управленческих решений. К этой же группе относятся ИТ поддержки принятия решений, которые предусматривают широкое использование экономико-математических методов и моделей, пакеты прикладных программ (ППП) для аналитической работы и формирования прогнозов, составления бизнес-планов, обоснованных оценок и выводов по процессам и явлениям производственно-хозяйственной деятельности.
К названной группе относятся и широко внедряемые в настоящее время ИТ, получившие название электронного офиса и экспертной поддержки принятия решений. Эти два варианта ИТ ориентированы на использование достижений в области новейших подходов к автоматизации работы специалистов и руководителей, создание для них наиболее благоприятных условий выполнения профессиональных функций, качественного и современного информационного обслуживания за счет автоматизированного набора управленческих процедур, реализуемых в условиях конкретного рабочего места и офиса в целом.
Электронный офис предусматривает наличие интегрированных ППП, которые обеспечивают комплексную реализацию задач предметной области. В настоящее время все большее распространение приобретают электронные офисы, сотрудники и оборудование которых могут находиться в разных помещениях. Необходимость работы с документами, материалами и базами данных (БД) конкретного предприятия или учреждения в гостинице, транспорте, дома привела к появлению электронных офисов, включенных в соответствующие сети ЭВМ
ИТ экспертной поддержки принятия решений, составляют основу автоматизации труда специалистов-аналитиков. Эти работники кроме аналитических методов и моделей для исследования складывающихся ситуаций вынуждены использовать накопленный опыт в оценке ситуаций, т.е. сведения, составляющие базу знаний в конкретной предметной области.
По классу реализуемых технологических операций ИТ подразделяются: на работу с текстовым и табличным процессорами, графическими объектами, системы управления БД, гипертекстовые и мультимедийные системы.
Технология формирования видеоизображения получила название компьютерной графики.
Компьютерная графика - это создание, хранение и обработка моделей объектов и их изображений с помощью ЭВМ. Эта технология проникла в область моделирования различных конструкций (машиностроение, авиационная техника, автомобилестроение, строительная техника и др.), экономического анализа, проникает в рекламную деятельность. Формируемые и обрабатываемые с помощью цифрового процессора изображения могут быть демонстрационными и анимационными. К демонстрационным изображениям относят, как правило, коммерческую (деловую) и иллюстрационную графику. Ко второй группе - анимационной графике - принадлежит инженерная и научная графика, а также графика, связанная с рекламой, искусством, играми, когда на экран выводятся не только одиночные изображения, но и последовательность кадров в виде фильма (интерактивный вариант). Интерактивная графика является одним из наиболее прогрессивных направлений среди современных ИТ. Это направление переживает бурное развитие в области появления новых графических станций и в области специализированных программных средств, позволяющих создавать реалистические объемные движущиеся изображения, сравнимые по качеству с кадрами видеофильма.
В классическом понимании система управления БД (СУБД) представляет собой набор программ, позволяющих создавать и поддерживать БД в актуальном состоянии.
Обычно любой текст представляется как одна длинная страна символов, которая читается в одном направлении.
Гипертекстовая технология - организация текста в виде иерархической структур Материал текста делится на фрагменты. Каждый видимый на экране ЭВМ фрагмент, дополненный многочисленными связями с другими фрагментами, позволяет уточнить информацию об изучаемом объекте и двигаться в одном или нескольких направлениях по выбранной связи.
Мультимедиа-технология - программно-техническая организация обмена с компьютером текстовой, графической, аудио и видеоинформацией.
По типу пользовательского интерфейса можно рассматривать ИТ с точки зрения возможностей доступа пользователя к информационным и вычислительным ресурсам. Так, пакетная ИТ исключает возможность пользователя влиять на обработку информации, пока она проводится в автоматическом режиме. В отличие от пакетной диалоговая ИТ предоставляет пользователю неограниченную возможность взаимодействовать с хранящимися в системе информационными ресурсами в реальном масштабе времени, получая при этом всю необходимую информацию для решения функциональных задач и принятия решений.
Интерфейс сетевой ИТ предоставляет пользователю средства доступа к территориально распределенным информационным и вычислительным ресурсам благодаря развитым средствам связи.
- Волков а.Н. Конспект лекций
- 280700 Техносферная безопасность. Профиль бтпп
- Оглавление
- Лекция 1. Современные направления и области применения информационных технологий с использованием пэвм
- По предметной области, в которой ит используются.
- Лекция 2 Архитектура эвм. Основные функции эвм как универсального средства обработки информации. Основные устройства персонального компьютера. Устройства ввода-вывода. Периферийные устройства
- Лекция 3. Основы безопасности информационных технологий и систем
- Нормативно-правовые акты в области информационной безопасности в рф
- Классификация информации хранимой в электронном виде
- Основные понятия
- Сведения, которые могут представлять интерес для сбора и анализа злоумышленниками
- Методы несанкционированного доступа
- Проблемы безопасности ip-сетей
- Угрозы и уязвимости беспроводных сетей
- Криптографические методы защиты данных
- Лекция 4. Защита от вредоносного программного обеспечения
- 1. Виды вредоносного программного обеспечения
- 1.1. Виды и классификация вредоносного программного
- 1.2. Классические компьютерные вирусы
- 1.3. Сетевые черви
- 1.4. Троянские программы
- 2. Защита от вредоносного программного обеспечения
- 2.1. Внедрение вредоносных программ в компьютерную систему и профилактика заражения
- 2.2. Признаки наличия в компьютерной системе вредоносных
- 2.3. Обнаружение и нейтрализация вредоносного программного
- 2.3.1. Антивирусные программы
- 2.3.2. Антитроянские и антишпионские программы
- 2.3.3. Межсетевые экраны
- 2.4. Защита от вредоносного программного обеспечения
- 2.5. Действия при наличии признаков заражения компьютера
- Лекция 5 Программное обеспечение эвм. Системное программное обеспечение. Прикладное программное обеспечение. Версии и модификации программ. Распространение программных продуктов
- Лекция 6. Технологии разработки программного обеспечения
- Лекция 7. Основные характеристики изображений. Работа с программой Adobe Photoshop
- 1. Основные характеристики растровых изображений
- 1.1 Растровая графика. Понятие пикселя
- 1.2 Разрешение и размеры изображения
- 1.3 Представление цвета в растровом изображении. Понятие цветовой
- 1.4 Основные форматы графических изображений. Размер файла изображения
- 2. Интерфейс программы Adobe Photoshop
- 3.1 Открытие документа
- 3.2 Создание нового документа
- 3.3 Сохранение изображений.
- 4. Изменение размеров изображения
- 4.1 Кадрирование изображения с помощью инструмента Crop. Обрезка и
- 4.2 Изменение геометрических размеров изображения с сохранением и
- 6 Работа с выделенными областями
- 6.1 Понятие выделенной области. Инструменты выделения областей.
- 6.2 Операции копирования/вставки и перемещения содержимого
- 7 Работа со слоями растрового изображения.
- 7.2 Параметры слоя. Создание, удаление, изменение порядка слоев.
- 8.1 Выбор оттенков цвета
- Лекции 8. Компьютерные сети
- Лекция 9. Базы и банки данных. Работа с субд ms access
- Работа с таблицами