1.2. Информация и информационные процессы в организационно-экономической сфере
Организационно-экономическая сфера деятельности людей связана с функционированием организационно-экономических систем.
Термином «экономика» обозначают способ организации хозяйственной деятельности людей, направленной на создание необходимых им благ, а также науку, изучающую закономерности поведения людей в процессе их деятельности. Основными действующими лицами хозяйственной деятельности являются люди, фирмы и государство.
Для эффективного выполнения хозяйственной деятельности создаются организационно-экономические системы. Каждая такая система представляет собой коллектив людей (или несколько коллективов), объединенных некоторой общей целью, а также совокупность средств, используемых этими людьми для достижения цели. Например, организационно-экономическими системами являются: предприятие, производящее продукты питания; торговая организация; строительная фирма; нефтедобывающая компания; банк.
Для того, чтобы организационно-экономическая система могла функционировать, коллективами людей необходимо управлять. В данном случае управление - это влияние на людей, участвующих в хозяйственной деятельности, путем выдачи управляющих воздействий, т.е. определенных заданий, руководящих указаний, приказов, инструкций и т.п.
Организуя свою хозяйственную деятельность, человечество вынуждено постоянно искать ответы на главные экономические вопросы: Что производить? Как производить? Каким образом распределять произведенное? Когда и как использовать ресурсы? Информацию, необходимую для получения обоснованных ответов на каждый из этих вопросов, называют экономической информацией. Экономическая информация - это сведения о составе трудовых, материальных, денежных и т.п. ресурсов, а также о состоянии объектов управления на определенный момент времени, которые отражают деятельность предприятий и организаций с помощью натуральных, стоимостных и других показателей.
Экономическая информация является важнейшей составной частью управленческой информации. Управленческая информация используется для решения задач организационно-экономического управления и представляет собой разнообразные сведения экономического, технологического, социального, юридического и т.п. содержания.
Для экономической информации характерны:
большие объемы;
многократное повторение циклов ее получения и обработки в установленные
периоды времени (месяц, квартал, год и т.п.);
многообразие источников и потребителей информации;
большой удельный вес логических операций при ее обработке.
Эти свойства экономической информации определяют научно-техническую необходимость и экономическую целесообразность применения средств вычислительной техники для ее сбора, накопления, обработки и передачи.
При рассмотрении структуры (т.е. внутреннего строения) экономической информации обычно выделяют;
реквизиты;
показатели;
документы.
Реквизит - это элементарная неделимая единица (порция) экономической информации, выражающая определенные свойства объекта. Совокупность логически связанных реквизитов, имеющая экономический смысл, образует показатель. На основе показателей строятся документы. Документы, используемые в процессе
11
управления, планирования и учета, могут включать один или несколько показателей. Структура экономической информации представлена на рис. 1.3.
При формировании информационного ресурса и дальнейшем производстве информационного продукта исходная информация подвергается в определенной последовательности различным преобразованиям. Выполняемые при этом действия называют информационными процессами. В результате информация может изменить свое содержание и форму представления, а также может быть получена новая информация.
Учитывая характер преобразований информации, можно выделить следующие виды информационных процессов (см, рис, 1.4.):
накопление информации;
хранение данных;
обработка данных;
обмен данными (передача данных);
представление знаний.
Информационные процессы накопления связаны с выполнением следующих действий:
сбор информации;
оценка достоверности и полезности собранной информации;
представление информации в удобном для дальнейшего использования виде (например, в виде таблицы);
фиксирование информации на материальном носителе (например, в виде бумажного документа или файла на магнитном носителе).
12
Информацию, подготовленную на материальном носителе и пригодную для дальнейшей автоматизированной обработки средствами вычислительной техники, называют обычно данными.
Информационные процессы хранения данных связаны с выполнением следующих действий:
• разделение всего множества накопленных данных на группы данных, логически связанных между собой;
• формирование признаков, по которым хранимые данные можно оперативно найти и извлечь по запросу пользователя;
создание и выполнение процедур поиска, извлечения, обновления хранимых данных:
создание и выполнение процедур, обеспечивающих защиту хранимых данных от разрушения, искажения или утечки.
В современных компьютерных системах данные хранятся в виде баз данных, обеспечивающих выполнение всех указанных выше процедур.
Рис. 1.4. Виды информационных процессов
Информационные процессы обработки данных связаны с выполнением различных расчетов, подготовкой обобщающих реферативных документов и т.п. процедур, имеющих своей целью снабдить пользователя информацией, необходимой для выполнения его профессиональной деятельности. Например, информационным
13
процессом обработки данных является построение графика «кривая спроса» на
основе данных о результатах продажи одного и того же товара по различным ценам в определённый период времени.
Информационные процессы обмена данными связаны с организацией взаимосвязей (каналов связи) между удаленными друг от друга хранилищами информации, а также между хранилищами информации и пользователями. В современных условиях обмен данными обычно выполняется с помощью локальных или глобальных компьютерных сетей.
Информационные процессы представления знаний связаны с накоплением и хранением информации особого вида - знаний. Знания - это такая форма информации, которая представляет собой не просто новые факты о чем-либо, а правила, закономерности, законы, действующие в некоторой предметной области. Используя эти правила, закономерности и законы, пользователь может на основе имеющихся фактов получить новую информацию, практически полезную в его профессиональной деятельности; В качестве примера знания можно привести закон спроса: повышение цен ведет обычно к уменьшению величины спроса, а снижение цен - к ее увеличению. Необходимым условием использования знаний в современных компьютеризованных информационных системах является формализация этих знаний, т.е. представление их в таком символьном виде, который будет однозначно понимаем всеми пользователями и пригоден для ввода в компьютер. В настоящее время информационные процессы представления и обработки знаний выполняются с помощью специальных компьютерных систем, называемых экспертными системами. Одним из основных компонентов экспертной системы является база знаний, представляющая собой совокупность представленных в компьютерной форме знаний, а также автоматизированных процедур применения этих знаний для получения новой информации на основе вводимых в систему фактических данных. Экспертная система выступает в роли накопителя знаний в конкретной области профессиональной деятельности и советчика специалисту при анализе экономических ситуаций и выработке управляющих воздействий.
14
- Глава 1, Основные сведения об информационных технологиях обработки экономической информации 7
- Глава 2 Основные сведения об автоматизированных информационных системах………….38
- Глава 3. Информационное обеспечение автоматизированных систем ...59
- Глава 4. Программное обеспечение автоматизированных систем 76
- Основные понятия 76
- Глава 5. Проектирование автоматизированных информационных систем 93
- Глава 6. Основные сведения о компьютерных сетях
- Основные понятия 116
- Глава 7. Основы защиты информации в автоматизированных системах 137
- Основные понятия 137
- Введение
- Глава 1
- Основные сведения
- Об информационных технологиях
- Обработки экономической информации
- 1.1. Экономическая информация как часть информационного ресурса общества
- 1.2. Информация и информационные процессы в организационно-экономической сфере
- 1.3. Информационные технологии обработки экономической информации
- 1.3.1. Информационная технология обработки данных
- 1.3.2. Информационные технологии автоматизированного офиса
- 1.3.3. Информационные технологии управления
- 1.3.4. Информационные технологии поддержки принятия решений
- 1.3.5. Информационные технологии экспертных систем
- 1.3.6. Нейросетевые технологии
- 1.4. Государственная политика в области информатизации
- Глава 2
- 2.1. Понятие автоматизированной информационной системы
- 2.2. Классификация экономических автоматизированных информационных систем
- 2.3. Структура автоматизированной информационной системы
- 2.3.1 Функциональная часть автоматизированной информационной системы
- 2.3.2. Обеспечивающая часть аис
- 2.4. Свойства и характеристики аис
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 3 информационное обеспечение автоматизированных систем
- 3.1. Основные понятия
- 3.2. Документы в автоматизированной системе
- 3.3. Классификация и кодирование
- 3.4. Внутримашинное информационное обеспечение
- 3.4.1. Понятие базы данных
- 3.4.2. Базы данных и файловые системы
- 3.5. Проектирование и эксплуатация баз данных
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 4 программное обеспечение автоматизированных систем
- 4.1. Основные понятия
- 4.2. Виды программного обеспечения автоматизированной системы
- 4.2.1. Системное общее программное обеспечение
- 4.2.2. Сервисное общее программное обеспечение
- 4.2.3. Прикладное общее программное обеспечение
- Пакеты прикладных программ
- Прикладные программы офисного применения
- 4.2.4. Инструментальное общее программное обеспечение
- 4.2.5. Специальное программное обеспечение автоматизированных систем
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 5
- 5.1. Современные подходы к автоматизации управления в организационно-экономических системах
- 5.1.1. Кусочная автоматизация
- 5.1.2. Автоматизация по участкам
- 5,1.3. Автоматизация по направлениям
- 5.1.4. Полная автоматизация управления организацией
- 5.1.5. Подходы к проектированию автоматизированных информационных систем
- 5.2. Стандартизация деятельности, связанной с разработкой автоматизированных информационных систем
- 5.3. Жизненный цикл автоматизированной информационной системы
- 5.3.1. Понятие и модели жизненного цикла аис
- 5.3.2. Представление процесса разработки в екс ас
- 5.4. Некоторые вопросы проведения автоматизации в организации
- 5.4.1. Управление процессом автоматизации
- 5.4.2. Стратегия автоматизации
- 5.4.3. Реорганизация деятельности организационной системы
- 5.5. Роль пользователей в процессе разработки автоматизированной информационной системы
- Вопросы для самоконтроля
- 6.5. Эталонная модель взаимодействия открытых систем
- Основные функции уровней модели osi
- Глава 7 основы защиты информации в автоматизированных системах
- 7.1. Основные понятия
- 7.2. Угрозы безопасности информации в эис
- 7.2.1. Случайные угрозы
- 7.2.2. Преднамеренные угрозы
- 7.2.3. Последствия реализации угроз, специфические для эис
- 7.3. Методы и средства защиты информации в информационных системах
- 7.4. Комплексный подход к защите информации в автоматизированных системах
- Вопросы для самоконтроля
- Примеры современных программных средств в экономической сфере Система «1с: Предприятие»
- Система «Галактика»
- Литература