9.1. Подготовка программ в операционной системе unix
В UNIX для документирования взаимосвязей между модулями и для автоматизации построения программной системы служит команда make. Исходной информацией для команды make служит описание взаимосвязей модулей, на основе которого команда make собирает программную систему. При дальнейших модификациях текстов отдельных частей системы описание взаимосвязей модулей позволяет команде make перестраивать при сборке программной системы только ту часть системы, которая подверглась модификации.
Прежде чем перейти к рассмотрению работы команды make, построим программу сортировки на основе бинарного дерева, описанную в главе 8, традиционным способом, вводя необходимые команды через командную строку.
Программа сортировки состоит из 4 функций, размещенных в отдельных файлах:
• tree.c - главный модуль;
• add_node.c - функция заполнения новой вершины дерева;
• new_node.c - функция создания новой вершины дерева;
• print.c - функция обхода и печати содержимого вершин дерева.
Схема подготовки исполняемой программы в UNIX приведена на рис. 9.2.
Рис. 9.2. Схема подготовки исполняемой программы в UNIX:
*.с - исходный модуль на языке Си;
*.а - модуль на ассемблере;
*.о - объектный модуль;
a.out - стандартное имя исполняемого модуля
(исполняемой программы);
сс - компилятор языка Си;
as - компилятор языка ассемблера;
ld - компоновщик (редактор связей).
От традиционной для почти всех операционных систем схемы подготовки исполняемых программ схема на рис. 9.2 отличается тем, что в UNIX трансляция исходного модуля ведется на язык ассемблера и исполняемый модуль, если не указано другого, имеет стандартное имя a.out. Выбор фиксированного имени объясняется тем, что UNIX в свое время создавалась для удобной разработки и отладки программ. В режиме отладки нет необходимости хранить промежуточные версии исполняемых программ и вполне можно называть их одним именем.
Компилятор Си позволяет за один вызов выполнить всю цепочку преобразования исходного модуля в исполняемую программу. Для задания последовательности преобразований в команде вызова компилятора сначала указываются ключи компилятора и затем параметры компоновщика.
Формат команды сс, вызывающей компилятор языка Си, предусматривает задание следующих параметров (в форматах команд операционных систем принято помещать необязательные элементы в квадратные скобки [ ]):
сс [-ключи] исходные_модули [ключи_компоновщика]
[объектные_модули] [библиотеки]
где
ключи - однобуквенные параметры, задающие режимы работы компилятора. Перед каждым ключом должен стоять знак минус ('-'). После некоторых ключей могут указываться дополнительные параметры. Приведем некоторые (наиболее часто употребляемые) ключи команды се:
-с - транслировать исходный модуль в объектный;
-р - провести только препроцессорную обработку исходного модуля;
-s - транслировать исходный модуль в модуль на языке ассемблера;
-о имя дополняемой программы - при необходимости транслировать и задать произвольное (отличное от стандартного "a.out") имя для исполняемой программы; исходные_модули - полные имена (с расширением "с") одного или нескольких исходных модулей;
объектные_модули - полные имена (с расширением "о") тех модулей, которые будут использованы при построении исполняемой программы;
ключи_компоновщика - задают режимы работы компоновщика (для нас представляет интерес ключ -l, определяющий имя библиотеки объектных модулей):
- 1библиотека_объектных_модулей
Примечание. Способ указания имени библиотеки объектных модулей объясняется ниже в разделе "Библиотеки объектных модулей" (9.1.2).
Если программа состоит из одного исходного модуля, то для построения исполняемого модуля достаточно выполнить команду (% - приглашение от операционной системы):
Исходный модуль будет последовательно преобразован (см. рис. 9.2) в модуль на языке ассемблера, объектный модуль, исполняемый модуль. Исполняемый модуль получит стандартное имя a.out. При повторном вызове компилятора языка Си командой cc и указании в качестве параметра команды имени другого исходного модуля вновь полученный исполняемый модуль также будет иметь имя a.out, но будет соответствовать другому исходному (только что обработанному) модулю.
Для того чтобы определить произвольное имя исполняемого модуля, необходимо в команде вызова компилятора указать ключ -о и сразу за ним через пробел задать имя исполняемого модуля:
Построение исполняемого модуля можно провести в два этапа с промежуточным получением объектного модуля:
В первой строке применен ключ -с, в результате чего процесс обработки исходного модуля прервется, когда будет получен объектный модуль (main.o).
Во второй строке определено имя исполняемого модуля begin и в качестве параметра команды cc указано имя объектного модуля (main.o), полученного на предыдущем этапе.
Для построения исполняемого модуля разработанной в главе 8 программы сортировки на основе бинарного дерева необходимо в простейшем случае перечислить при вызове команды ее в качестве параметров имена всех исходных модулей функций, из которых состоит программа сортировки:
Однако для того чтобы при внесении изменений в исходные тексты отдельных функций не транслировать повторно и те исходные модули, в которые не вносились изменения, целесообразно получить объектные модули, а затем построить исполняемую программу из полученных объектных модулей.
Таким образом, для построения исполняемого модуля разработанной в главе 8 программы сортировки на основе бинарного дерева необходимо:
1) подготовить объектные модули всех функций (символ '%' в начале строки является подсказкой операционной системы):
В результате выполнения приведенных команд транслятор, вызываемый 4 раза, создаст четыре объектных модуля: free.o, add_node.o, new_node.o, print.o;
2) построить из полученных в результате трансляции объектных модулей исполняемый модуль:
Напомним, что ключ -о и следующий за ним параметр tree задают имя исполняемой программе, отличное от a.out. Далее следует список объектных модулей, участвующих в построении исполняемого модуля программы сортировки.
При внесении изменений в один из модулей, например в модуль add_node.c, необходимо получить обновленный вариант объектного модуля add_node.o и собрать новый вариант исполняемого модуля.
При внесении изменений в несколько модулей необходимо вести учет этих изменений либо транслировать заново все входящие в программный комплекс модули. Только в этом случае можно быть уверенным в том, что построенный исполняемый модуль учитывает все последние изменения в функциях и головном модуле.
- Предисловие
- Раздел 1. Полный курс программирования на стандартном языке Си Глава 1. Базовые понятия языка
- 1.1. Алфавит, идентификаторы, служебные слова Алфавит
- Идентификатор
- Служебные (ключевые) слова
- 1.2. Константы и строки
- Символы, или символьные константы.
- Целые константы.
- Вещественные константы.
- Предельные значения и типы арифметических констант.
- Целые константы и выбираемые для них типы
- Данные вещественных типов
- Нулевой указатель.
- Строки, или строковые константы.
- 1.3. Переменные и именованные константы Переменная как объект.
- Определение переменных.
- Предельные значения переменных.
- Основные типы данных
- Инициализация переменных.
- Именованные константы.
- 1.4. Операции
- Знаки операций.
- Приоритеты (ранги) операций
- Унарные (одноместные) операции.
- 1.5. Разделители
- Квадратные скобки.
- Круглые скобки.
- Запятая.
- Точка с запятой.
- Двоеточие.
- Многоточие.
- Звездочка.
- Обозначение присваивания.
- Признак препроцессорных средств.
- 1.6. Выражения и приведение арифметических типов
- Отношения и логические выражения.
- Присваивание (выражение и оператор).
- Приведение типов.
- Правила преобразования типов
- Правила стандартных арифметических преобразований
- Выражения с поразрядными операциями.
- Условное выражение.
- Глава 2. Введение в программирование на языке си
- 2.1. Структура и компоненты простой программы
- Текст программы и препроцессор.
- Структура программы.
- Функция форматированного вывода.
- Программы печати предельных констант.
- Применимость вещественных данных.
- Выделение лексем из текста программы.
- 2.2. Элементарные средства программирования Деление операторов языка Си на группы.
- Программа оценки машинного нуля.
- Трассировочная таблица
- Ввод данных.
- Вычисление объема цилиндра.
- Сумма членов ряда Фибоначчи.
- 2.3. Операторы цикла Три формы операторов цикла.
- Приближенное значение экспоненты.
- Оператор break.
- Сумма отрезка степенного ряда.
- Оператор continue.
- Суммирование положительных чисел.
- 2.4. Массивы и вложение операторов цикла Массивы и переменные с индексами.
- Вычисление среднего и дисперсии.
- Упорядочение в одномерных массивах.
- Инициализация массивов.
- 2.5. Функции Определение функций.
- Функция для вычисления объема цилиндра.
- Функция для вычисления скалярного произведения векторов.
- Обращение к функции и ее прототип.
- Вычисление биномиального коэффициента.
- Вычисление объема цилиндра
- Вычисление площади треугольника.
- Скалярное произведение векторов.
- 2.6. Переключатели
- Глава 3. Препроцессорные средства
- 3.1. Стадии и команды препроцессорной обработки
- Стадии препроцессорной обработки.
- Директивы препроцессора.
- 3.2. Замены в тексте Директива #define.
- Цепочка подстановок.
- 3.3. Включение текстов из файлов
- 3.4. Условная компиляция Директивы ветвлений.
- Операция defined.
- 3.5. Макроподстановки средствами препроцессора
- Моделирование многомерных массивов.
- Отличия макросов от функций.
- Препроцессорные операции в строке замещения.
- 3.6. Вспомогательные директивы
- Препроцессорные обозначения строк.
- Реакция на ошибки.
- Пустая директива.
- Прагмы.
- 3.7. Встроенные (заранее определенные) макроимена
- Глава 4. Указатели, массивы, строки
- 4.1. Указатели на объекты Адреса и указатели.
- Операции над указателями.
- Арифметические операции и указатели.
- Указатели и отношения.
- 4.2. Указатели и массивы Указатели и доступ к элементам массивов.
- Массивы динамической памяти.
- Функции для выделения и освобождения памяти
- Массивы указателей и моделирование многомерных массивов.
- "Матрица" со строками разной длины.
- 4.3. Символьная информация и строки
- Ввод-вывод символьных данных.
- Внутренние коды и упорядоченность символов.
- Строки, или строковые константы.
- Строки и указатели.
- Глава 5. Функции
- 5.1. Общие сведения о функциях Определение функции.
- Описание функции и ее тип.
- Вызов функции.
- 5.2. Указатели в параметрах функций Указатель-параметр.
- Имитация подпрограмм.
- 5.3. Массивы и строки как параметры функций Массивы в параметрах.
- Резюме по строкам-параметрам.
- 5.4. Указатели на функции Указатели при вызове функций.
- Указатели на функции как параметры
- Указатель на функцию как возвращаемое функцией значение.
- Библиотечные функции с указателями на функции в параметрах.
- 5.5. Функции с переменным количеством параметров
- Доступ к адресам параметров из списка.
- Макросредства для переменного числа параметров.
- Примеры функций с переменным количеством параметров.
- 5.6. Рекурсивные функции
- 5.7. Классы памяти и организация программ Локализация объектов.
- Глобальные объекты.
- Динамическая память
- Внешние объекты.
- 5.8. Параметры функции main( )
- Глава 6. Структуры и объединения
- 6.1. Структурные типы и структуры Производные типы.
- Структурный тип.
- Определение структур.
- Выделение памяти для структур.
- Инициализация и присваивание структур.
- Доступ к элементам структур.
- 6.2. Структуры, массивы и указатели Массивы и структуры в качестве элементов структур.
- Массивы структур.
- Указатели на структуры.
- Указатели как средство доступа к компонентам структур.
- Указатели на структуры как компоненты структур.
- 6.3. Структуры и функции
- Имитация абстрактных типов данных.
- 6.4. Динамические информационные структуры Статическое и динамическое представление данных.
- Односвязный список.
- Рекурсия при обработке списка.
- 6.5. Объединения и битовые поля Объединения.
- Битовые поля.
- Глава 7. Ввод и вывод
- 7.1. Потоковый ввод-вывод
- 7.1.1. Открытие и закрытие потока
- 7.1.2. Стандартные файлы и функции для работы с ними
- Ввод-вывод отдельных символов.
- Ввод-вывод строк.
- Форматный ввод-вывод.
- Спецификаторы форматной строки для функции форматного вывода
- Спецификаторы форматной строки для функции форматного ввода
- 7.1.3. Работа с файлами на диске
- Двоичный (бинарный) режим обмена с файлами.
- Строковый обмен с файлами.
- Позиционирование в потоке.
- Трехъязычный словарь "Цифры
- 7.2. Ввод-вывод нижнего уровня
- 7.2.1. Открытие / закрытие файла
- 7.2.2. Чтение и запись данных
- 7.2.3. Произвольный доступ к файлу
- Глава 8. Примеры разработки программ
- 8.1. Программа с объектами разных классов памяти Постановка задачи.
- Программная реализация.
- 8.2. Структуры и обработка списков в основной памяти Постановка задачи.
- Функция main( ).
- Функция init( ) - "Инициализировать базу данных".
- Функция delete() - "Удалить все сведения о сотруднике из базы данных".
- Функция fr( ) - "Возвратить освобожденный элемент в список свободных элементов".
- Функция input( ) - "Ввести в базу данных сведения о новом сотруднике".
- Функция print( ) - "Печать списка занятых элементов".
- Сохранение (восстановление) базы данных.
- 8.3. Сортировка на основе бинарного дерева Статические и динамические данные.
- Управление динамической памятью.
- Сортировка с помощью бинарного дерева.
- Печать результатов сортировки.
- Раздел 2. Выполнение программ в разных операционных системах Глава 9. Подготовка и выполнение программ
- 9.1. Подготовка программ в операционной системе unix
- 9.1.1. Команда make
- Формат файла описаний зависимостей модулей.
- Формат команды make.
- Макроопределения.
- Встроенные правила.
- 9.1.2. Библиотеки объектных модулей
- Стандартные библиотеки.
- Создание и сопровождение собственных библиотек.
- 9.2. Сборка и выполнение программ в интегрированной среде Turbo с 2.0
- 9.2.1. Состав системы программирования Turbo с 2.0
- 9.2.2. Экран интегрированной среды Turbo с 2.0
- 9.2.3. Система меню среды Turbo с 2.0
- 9.2.4. Настройка среды Turbo с
- Создание рабочего каталога.
- Установка в среде Turbo с 2.0 полных имен каталогов.
- Настройка параметров управления проектом.
- 9.5. Окно определения проекта
- Сборка и выполнение программы.
- 1. Команды управления курсором:
- 2. Команды вставки и удаления:
- 3. Команды обработки блоков текста:
- 4. Дополнительные команды:
- 9.3.2. Экран интегрированной среды
- 9.3.3. Система меню интегрированной среды
- Задание полных имен основных и рабочего каталогов.
- Выбор стандарта языка Си.
- Установка параметров подсистемы Make.
- Создание проекта.
- Задание аргументов командной строки.
- Сохранение параметров настройки интегрированной среды.
- Сборка и выполнение программы.
- Работа в интегрированной среде в последующих сеансах.
- Раздел 3. Практикум по программированию на языке Си Глава 10. Задачи по программированию
- 10.1. Ознакомительная работа
- 10.2. Итерационные методы и ряды
- Варианты заданий по итерационным методам и рядам
- 10.3. Работа со строками. Указатели, динамические одномерные массивы
- 10..1. Варианты задач по обработке строк*
- 10.3.2. Рекомендации по обработке строк
- 10.3.3. Пример выполнения задания по обработке строк
- 10.4. Многомерные динамические массивы с переменными размерами
- 10.4.1. Варианты задач для 1-й части задания по многомерным массивам (правила формирования многомерного массива)
- 10.4.2. Варианты для 2-й части задания по многомерным массивам
- 10.4.3. Пример выполнения задания по многомерным динамическим массивам
- 10.5. Функции и указатели
- 10.6. Функции и массивы
- 10.7. Работа со структурами
- 10.7.1. Варианты структур для выполнения работы
- 10.8. Списки и деревья
- 10.8.1. Списки
- 10.8.2. Деревья
- Приложение 1. Таблицы кодов ascii
- Коды управляющих символов (0 31)
- Символы с кодами 32 127
- Символы с кодами 128 255 (Кодовая таблица 866 - ms-dos)
- Символы с кодами 128 255 (Кодовая таблица 1251 - ms Windows)
- Приложение 2. Константы предельных значений
- Приложение 3. Стандартная библиотека функций языка Си
- Функции для работы с терминалом в текстовом режиме (файл conio.H)
- Специальные функции
- Литература
- Содержание
- Раздел 1. Полный курс программирования на стандартном языке Си 4
- Глава 1. Базовые понятия языка 4
- Глава 2. Введение в программирование на языке си 33
- Глава 3. Препроцессорные средства 73
- Глава 4. Указатели, массивы, строки 91
- Глава 5. Функции 114
- Глава 6. Структуры и объединения 155
- Глава 7. Ввод и вывод 186
- Глава 8. Примеры разработки программ 218
- Раздел 2. Выполнение программ в разных операционных системах 256
- Глава 9. Подготовка и выполнение программ 256
- Раздел 3. Практикум по программированию на языке Си 282
- Глава 10. Задачи по программированию 282
- Подбельский Вадим Валерьевич Фомин Сергей Сергеевич программирование на языке си
- 101000, Москва, ул. Покровка, 7 Телефон (095) 925-35-02, факс (095) 925-09-57