9.2.3. Система меню среды Turbo с 2.0
Строка меню (1) содержит основную группу команд. Приведем описание этих команд и команд, содержащихся в меню нижнего уровня. Поясним те из них, которые необходимы для проведения минимальных действий по созданию и отладке простейших программ. При выборе пункта меню и нажатии на клавишу <Enter> может появиться в отдельном окне так называемое "ниспадающее" меню нижнего уровня, каждый пункт которого может либо порождать, в свою очередь, меню следующего уровня, либо вызывать определенные действия (трансляция, исполнение программы и т.д.), либо устанавливать (определять) некоторый параметр среды, например имя ехе-файла, путь к каталогу с заголовочными файлами и т.п. Для ссылки в нашем описании на пункт главного меню будем использовать название этого пункта. Для ссылки на пункты меню нижних уровней применим следующую схему: укажем последовательно названия тех пунктов в системе меню, через которые необходимо пройти, для того чтобы достичь обозначаемый пункт. В качестве разделителей имен пунктов меню будем использовать символ '|' (вертикальная черта). Например, для ссылки на пункт меню Change directory (сменить рабочий каталог), который входит в подменю File главного меню, будем 'пользоваться записью File|Change directory. Напомним, что для перехода в главное меню используется функциональная клавиша <F10>.
Начальную информацию о командах и режимах интегрированной среды можно получить по функциональной клавише <F1>, ну и, конечно же, в документации по системе программирования Turbo С 2.0.
Ниже приводятся перечень основных команд интегрированной среды и краткое описание их функций.
1. File - ссылается на группу команд, позволяющих:
• загрузить с диска файл для редактирования (Load);
• создать новый текстовый файл (New);
• сохранить редактируемый файл под новым именем (Write to);
• выбрать текущий каталог для данного сеанса работы (Directory);
• сменить рабочий каталог (Change directory);
• осуществить временный выход в MS-DOS (Dos Shell -возврат в среду по команде exit);
• выход из среды Turbo С (Exit).
2. Edit - редактировать файл. Ниже будут приведены основные команды редактирования.
3. Run - группа команд, предназначенных для запуска программы и просмотра результатов работы:
• выполнить программу (Run);
• выполнить программу заново (Program reset);
• выполнять программу по шагам с заходом в функции (Step over) или без захода в функции (Trace into);
• перейти к просмотру результатов работы программы (User screen).
4. Compile - команды, связанные с трансляцией и сборкой (компоновкой) программы:
• компилировать программу в объектный файл (Compile to OBJ);
• вызвать подсистему (Make EXE file) для построения исполняемого файла на основе файла проекта (см. следующий пункт Project). Если был определен файл проекта (файл с расширением 'prj') в меню Project|Project name, то подсистема Make использует список модулей из этого файла. Иначе используется файл с текстом основной программы на Си (Primary С file - см. ниже) или файл, находящийся в окне редактирования;
• собрать (скомпоновать) исполняемый (с расширением 'ехе') файл независимо от того, устарел исполняемый файл или нет (LINK EXE file);
• перекомпилировать все файлы в проекте вне зависимости от даты и времени создания (Build all);
• задать имя программы, которая будет скомпилирована в объектный модуль (Primary С file);
• вывести информацию о текущем файле (Get info).
5. Project - определяет имя файла проекта и некоторые режимы работы подсистемы Make. Указанная подсистема (она аналогична по назначению команде make системы UNIX) предназначена для слежения за тем, чтобы исполняемая программа была построена из исходных модулей последних версий. Подсистема make позволяет:
• задать файл проекта (Project name), содержащий имена файлов, которые необходимо скомпилировать или построить. Имя файла проекта переходит к файлу с расширением 'ехе' (исполняемому файлу). В своей простейшей форме файл проекта содержит просто список имен исходных модулей компонентов программы;
• установить условия прерывания процесса построения подсистемой Make исполняемой программы из объектных модулей (Break make on errors). Поясним возможности этого пункта. При компиляции и компоновке программы могут появиться:
"Предупреждения" (Warnings) - компилятор выдал предупреждения;
"Ошибки" (Errors) - компилятор обнаружил ошибки и выдал сообщения о них;
"Фатальные ошибки" (Fatal errors) - выявлены ошибки, влияющие на все компоненты исполняемой программы.
В качестве условия прерывания построения программы можно указывать предельные количества предупреждений, ошибок и фатальных ошибок;
• установить режим автоматическогоя слежения за тем, чтобы исполняемая программа была построена из исходных модулей последних версий (Auto dependencies On). Если режим установлен (On), то подсистема Make открывает объектный модуль и читает информацию в заголовке модуля. Затем проверяются дата и время создания исходных модулей, из которых создаются объектные модули. Если эта информация различается, то исходные модули компилируются и исполняемая программа перестраивается. Если режим не установлен (Off), то такая проверка не производится;
• очистить имя проекта и закрыть окно сообщений (Clear Project);
• стереть сообщения об ошибках в окне сообщений "Message" (Remove message).
6. Options - команды, устанавливающие: режимы работы для компилятора и компоновщика; параметры среды; каталоги; аргументы исполняемой программы:
• установить параметры: аппаратной конфигурации, режимы отладки, режим оптимизации кода, управления выдачей сообщений (Compiler);
• установить режимы работы компоновщика (Linker) - указать возможность подстановки перед стандартными библиотеками собственных библиотек объектных модулей, включить (выключить) режим уведомления о дублирующихся внешних именах в объектных модулях;
• установить параметры среды (Environment) - параметры просмотра сообщений об ошибках, режим сохранения параметров среды, режим создания резервных копий редактируемых файлов. Основные параметры, устанавливаемые в этом пункте меню:
установить (выключить) режим просмотра окна сообщений, когда подсвечиваются строки в исходном файле, на которые ссылается сообщение (Message tracking);
включить (выключить) режим автоматического сохранения параметров конфигурации среды (Config autosave);
включить (выключить) режим создания резервных копий редактируемых файлов (Backup source files);
• определить полные пути к каталогам системы программирования (Directories), которые содержат: заголовочные файлы, библиотеки, рабочий каталог, каталог, где хранятся компоненты системы программирования Си. Подробно установка путей к этим каталогам описывается ниже;
• задать параметры командной строки (Arguments). В окне, появившемся при выборе этого пункта меню, указываются параметры, которые передаются исполняемой программе при ее выполнении из среды Turbo С, - аргументы функции main( );
• сохранить параметры среды (Save options) в файле на диске. При установке параметров можно изменять имя файла, в котором они сохраняются. При последующей загрузке среды значения ее параметров выбираются именно из этого файла;
• выбрать и загрузить один из нескольких файлов параметров среды, созданных по команде Options|Save options.
7. Debug - команды, позволяющие установить ряд параметров, используемых при отладке программы.
8. Break/Watch - команды, позволяющие вставить, удалить контрольные точки в программе и сформировать выражения, используемые для наблюдения за переменными программы во время ее работы.
- Предисловие
- Раздел 1. Полный курс программирования на стандартном языке Си Глава 1. Базовые понятия языка
- 1.1. Алфавит, идентификаторы, служебные слова Алфавит
- Идентификатор
- Служебные (ключевые) слова
- 1.2. Константы и строки
- Символы, или символьные константы.
- Целые константы.
- Вещественные константы.
- Предельные значения и типы арифметических констант.
- Целые константы и выбираемые для них типы
- Данные вещественных типов
- Нулевой указатель.
- Строки, или строковые константы.
- 1.3. Переменные и именованные константы Переменная как объект.
- Определение переменных.
- Предельные значения переменных.
- Основные типы данных
- Инициализация переменных.
- Именованные константы.
- 1.4. Операции
- Знаки операций.
- Приоритеты (ранги) операций
- Унарные (одноместные) операции.
- 1.5. Разделители
- Квадратные скобки.
- Круглые скобки.
- Запятая.
- Точка с запятой.
- Двоеточие.
- Многоточие.
- Звездочка.
- Обозначение присваивания.
- Признак препроцессорных средств.
- 1.6. Выражения и приведение арифметических типов
- Отношения и логические выражения.
- Присваивание (выражение и оператор).
- Приведение типов.
- Правила преобразования типов
- Правила стандартных арифметических преобразований
- Выражения с поразрядными операциями.
- Условное выражение.
- Глава 2. Введение в программирование на языке си
- 2.1. Структура и компоненты простой программы
- Текст программы и препроцессор.
- Структура программы.
- Функция форматированного вывода.
- Программы печати предельных констант.
- Применимость вещественных данных.
- Выделение лексем из текста программы.
- 2.2. Элементарные средства программирования Деление операторов языка Си на группы.
- Программа оценки машинного нуля.
- Трассировочная таблица
- Ввод данных.
- Вычисление объема цилиндра.
- Сумма членов ряда Фибоначчи.
- 2.3. Операторы цикла Три формы операторов цикла.
- Приближенное значение экспоненты.
- Оператор break.
- Сумма отрезка степенного ряда.
- Оператор continue.
- Суммирование положительных чисел.
- 2.4. Массивы и вложение операторов цикла Массивы и переменные с индексами.
- Вычисление среднего и дисперсии.
- Упорядочение в одномерных массивах.
- Инициализация массивов.
- 2.5. Функции Определение функций.
- Функция для вычисления объема цилиндра.
- Функция для вычисления скалярного произведения векторов.
- Обращение к функции и ее прототип.
- Вычисление биномиального коэффициента.
- Вычисление объема цилиндра
- Вычисление площади треугольника.
- Скалярное произведение векторов.
- 2.6. Переключатели
- Глава 3. Препроцессорные средства
- 3.1. Стадии и команды препроцессорной обработки
- Стадии препроцессорной обработки.
- Директивы препроцессора.
- 3.2. Замены в тексте Директива #define.
- Цепочка подстановок.
- 3.3. Включение текстов из файлов
- 3.4. Условная компиляция Директивы ветвлений.
- Операция defined.
- 3.5. Макроподстановки средствами препроцессора
- Моделирование многомерных массивов.
- Отличия макросов от функций.
- Препроцессорные операции в строке замещения.
- 3.6. Вспомогательные директивы
- Препроцессорные обозначения строк.
- Реакция на ошибки.
- Пустая директива.
- Прагмы.
- 3.7. Встроенные (заранее определенные) макроимена
- Глава 4. Указатели, массивы, строки
- 4.1. Указатели на объекты Адреса и указатели.
- Операции над указателями.
- Арифметические операции и указатели.
- Указатели и отношения.
- 4.2. Указатели и массивы Указатели и доступ к элементам массивов.
- Массивы динамической памяти.
- Функции для выделения и освобождения памяти
- Массивы указателей и моделирование многомерных массивов.
- "Матрица" со строками разной длины.
- 4.3. Символьная информация и строки
- Ввод-вывод символьных данных.
- Внутренние коды и упорядоченность символов.
- Строки, или строковые константы.
- Строки и указатели.
- Глава 5. Функции
- 5.1. Общие сведения о функциях Определение функции.
- Описание функции и ее тип.
- Вызов функции.
- 5.2. Указатели в параметрах функций Указатель-параметр.
- Имитация подпрограмм.
- 5.3. Массивы и строки как параметры функций Массивы в параметрах.
- Резюме по строкам-параметрам.
- 5.4. Указатели на функции Указатели при вызове функций.
- Указатели на функции как параметры
- Указатель на функцию как возвращаемое функцией значение.
- Библиотечные функции с указателями на функции в параметрах.
- 5.5. Функции с переменным количеством параметров
- Доступ к адресам параметров из списка.
- Макросредства для переменного числа параметров.
- Примеры функций с переменным количеством параметров.
- 5.6. Рекурсивные функции
- 5.7. Классы памяти и организация программ Локализация объектов.
- Глобальные объекты.
- Динамическая память
- Внешние объекты.
- 5.8. Параметры функции main( )
- Глава 6. Структуры и объединения
- 6.1. Структурные типы и структуры Производные типы.
- Структурный тип.
- Определение структур.
- Выделение памяти для структур.
- Инициализация и присваивание структур.
- Доступ к элементам структур.
- 6.2. Структуры, массивы и указатели Массивы и структуры в качестве элементов структур.
- Массивы структур.
- Указатели на структуры.
- Указатели как средство доступа к компонентам структур.
- Указатели на структуры как компоненты структур.
- 6.3. Структуры и функции
- Имитация абстрактных типов данных.
- 6.4. Динамические информационные структуры Статическое и динамическое представление данных.
- Односвязный список.
- Рекурсия при обработке списка.
- 6.5. Объединения и битовые поля Объединения.
- Битовые поля.
- Глава 7. Ввод и вывод
- 7.1. Потоковый ввод-вывод
- 7.1.1. Открытие и закрытие потока
- 7.1.2. Стандартные файлы и функции для работы с ними
- Ввод-вывод отдельных символов.
- Ввод-вывод строк.
- Форматный ввод-вывод.
- Спецификаторы форматной строки для функции форматного вывода
- Спецификаторы форматной строки для функции форматного ввода
- 7.1.3. Работа с файлами на диске
- Двоичный (бинарный) режим обмена с файлами.
- Строковый обмен с файлами.
- Позиционирование в потоке.
- Трехъязычный словарь "Цифры
- 7.2. Ввод-вывод нижнего уровня
- 7.2.1. Открытие / закрытие файла
- 7.2.2. Чтение и запись данных
- 7.2.3. Произвольный доступ к файлу
- Глава 8. Примеры разработки программ
- 8.1. Программа с объектами разных классов памяти Постановка задачи.
- Программная реализация.
- 8.2. Структуры и обработка списков в основной памяти Постановка задачи.
- Функция main( ).
- Функция init( ) - "Инициализировать базу данных".
- Функция delete() - "Удалить все сведения о сотруднике из базы данных".
- Функция fr( ) - "Возвратить освобожденный элемент в список свободных элементов".
- Функция input( ) - "Ввести в базу данных сведения о новом сотруднике".
- Функция print( ) - "Печать списка занятых элементов".
- Сохранение (восстановление) базы данных.
- 8.3. Сортировка на основе бинарного дерева Статические и динамические данные.
- Управление динамической памятью.
- Сортировка с помощью бинарного дерева.
- Печать результатов сортировки.
- Раздел 2. Выполнение программ в разных операционных системах Глава 9. Подготовка и выполнение программ
- 9.1. Подготовка программ в операционной системе unix
- 9.1.1. Команда make
- Формат файла описаний зависимостей модулей.
- Формат команды make.
- Макроопределения.
- Встроенные правила.
- 9.1.2. Библиотеки объектных модулей
- Стандартные библиотеки.
- Создание и сопровождение собственных библиотек.
- 9.2. Сборка и выполнение программ в интегрированной среде Turbo с 2.0
- 9.2.1. Состав системы программирования Turbo с 2.0
- 9.2.2. Экран интегрированной среды Turbo с 2.0
- 9.2.3. Система меню среды Turbo с 2.0
- 9.2.4. Настройка среды Turbo с
- Создание рабочего каталога.
- Установка в среде Turbo с 2.0 полных имен каталогов.
- Настройка параметров управления проектом.
- 9.5. Окно определения проекта
- Сборка и выполнение программы.
- 1. Команды управления курсором:
- 2. Команды вставки и удаления:
- 3. Команды обработки блоков текста:
- 4. Дополнительные команды:
- 9.3.2. Экран интегрированной среды
- 9.3.3. Система меню интегрированной среды
- Задание полных имен основных и рабочего каталогов.
- Выбор стандарта языка Си.
- Установка параметров подсистемы Make.
- Создание проекта.
- Задание аргументов командной строки.
- Сохранение параметров настройки интегрированной среды.
- Сборка и выполнение программы.
- Работа в интегрированной среде в последующих сеансах.
- Раздел 3. Практикум по программированию на языке Си Глава 10. Задачи по программированию
- 10.1. Ознакомительная работа
- 10.2. Итерационные методы и ряды
- Варианты заданий по итерационным методам и рядам
- 10.3. Работа со строками. Указатели, динамические одномерные массивы
- 10..1. Варианты задач по обработке строк*
- 10.3.2. Рекомендации по обработке строк
- 10.3.3. Пример выполнения задания по обработке строк
- 10.4. Многомерные динамические массивы с переменными размерами
- 10.4.1. Варианты задач для 1-й части задания по многомерным массивам (правила формирования многомерного массива)
- 10.4.2. Варианты для 2-й части задания по многомерным массивам
- 10.4.3. Пример выполнения задания по многомерным динамическим массивам
- 10.5. Функции и указатели
- 10.6. Функции и массивы
- 10.7. Работа со структурами
- 10.7.1. Варианты структур для выполнения работы
- 10.8. Списки и деревья
- 10.8.1. Списки
- 10.8.2. Деревья
- Приложение 1. Таблицы кодов ascii
- Коды управляющих символов (0 31)
- Символы с кодами 32 127
- Символы с кодами 128 255 (Кодовая таблица 866 - ms-dos)
- Символы с кодами 128 255 (Кодовая таблица 1251 - ms Windows)
- Приложение 2. Константы предельных значений
- Приложение 3. Стандартная библиотека функций языка Си
- Функции для работы с терминалом в текстовом режиме (файл conio.H)
- Специальные функции
- Литература
- Содержание
- Раздел 1. Полный курс программирования на стандартном языке Си 4
- Глава 1. Базовые понятия языка 4
- Глава 2. Введение в программирование на языке си 33
- Глава 3. Препроцессорные средства 73
- Глава 4. Указатели, массивы, строки 91
- Глава 5. Функции 114
- Глава 6. Структуры и объединения 155
- Глава 7. Ввод и вывод 186
- Глава 8. Примеры разработки программ 218
- Раздел 2. Выполнение программ в разных операционных системах 256
- Глава 9. Подготовка и выполнение программ 256
- Раздел 3. Практикум по программированию на языке Си 282
- Глава 10. Задачи по программированию 282
- Подбельский Вадим Валерьевич Фомин Сергей Сергеевич программирование на языке си
- 101000, Москва, ул. Покровка, 7 Телефон (095) 925-35-02, факс (095) 925-09-57