logo search
лекции Войнов

1.3. Информационные технологии обработки экономической информации

Технология как строго научное понятие означает определенный комплекс научных и инженерных знаний, воплощенных в способах, приемах труда, наборах материально-вещественных факторов производства, способах их соединения для создания какого-либо продукта или услуги. В таком понимании термин «технология» неразрывно связан с автоматизацией того или иного производственного или социального процесса.

Особенностью современной информационной технологии является то, что в ней предметом и продуктом труда является информация, а орудиями труда - средства вычислительной техники, связи и телекоммуникаций. Для того, чтобы понять роль современных информационных технологий в организационно-экономической сфере, рассмотрим этапы их развития.

Существуют различные точки зрения на развитие информационных технологий, которые определяются различными признаками деления.

Признак деления — преимущество, которое приносит компьютерная технология:

1-и этап (с начала 60-х гг XX в..) характеризуется довольно эффективной обработкой информации при выполнении рутинных операций с ориентацией на централизованное коллективное использование ресурсов вычислительных центров. Основным критерием оценки эффективности создаваемых информационных систем

была разница между затраченными на разработку и сэкономленными в результате внедрения средствами. Основной проблемой на этом этапе была психологическая -

плохое взаимодействие пользователей, для которых создавались информационные системы, и разработчиков из-за различия их взглядов и понимания решаемых проблем. Как следствие этой проблемы, создавались системы, которые пользователи плохо воспринимали и, несмотря на достаточно большие возможности этих систем, не использовали в полной мере.

2-й этап (с середины 70-х гг. XX в.) связан с появлением персональных компьютеров. Изменился подход к созданию информационных систем - ориентация смещается в сторону индивидуального пользователя для поддержки принимаемых им решений. Пользователь заинтересован в проводимой разработке, налаживается

15

контакт с разработчиком информационной системы, возникает взаимопонимание обеих групп специалистов. На этом этапе используется как централизованная обработка данных, характерная для первого этапа, так и децентрализованная, базирующаяся на решении локальных задач и работе с локальными базами данных на рабочем месте пользователя.

3-й этап (с начала 90-х гг. XX в.) связан с понятием анализа стратегических преимуществ в бизнесе и основан на достижениях телекоммуникационной технологии распределенной обработки информации. Информационные системы имеют своей целью не просто увеличение эффективности обработки данных и помощь управленцу. Соответствующие информационные технологии должны помочь организации выстоять в конкурентной борьбе и получить преимущество.

Признак деления виды инструментария технологии:

1-й этап, (до второй половины XIX в.) - «ручная» информационная технология, инструментарий которой, составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем пересылки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме.

2-й этап (с конца XIX в.) - «механическая» технология, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон, оснащенная более совершенными средствами доставки почта. Основная цель технологии представление информации в нужной форме более удобными средствами.

3-й этап (40 - 60-е гг. XX в.) - «электрическая» технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны. Изменяется цель технологии. Акцент в информационной технологии начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания.

4-й этап (с начала 70-х гг. XX в.) - «электронная» технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе

автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС), оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической

16

работы. Множество объективных и субъективных факторов не позволили решить стоящие перед новой концепцией информационной технологии поставленные задачи. Однако был приобретен опыт формирования содержательной стороны управленческой информации и подготовлена профессиональная, психологическая и социальная база для перехода на новый этап развития технологии.

5-й этап (с середины 80-х гг. XX в.) - «новая компьютерная» технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации, который проявляется в создании систем поддержки принятия решений (СППР) для пользователей-специалистов в различных прикладных областях. Подобные системы реализуются на персональном компьютере и используют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети.

Все множество информационных технологий, применяемых для обработки экономической информации, можно разделить на классы по следующим признакам (см. рис. 1.5). Рассмотрим классы информационных технологий, выделяемые по характеру задач, решаемых в процессе управления.