logo search
Ист

Раздел 1. Важнейшие этапы развития вычислительной техники до появления компьютеров.

Лекция №1 Предшественники компьютеров.

Вопросы:

1.Введение. Ручной этап развития вычислительной техники.

2.Механические, автоматические вычислительные устройства.

3.Д.Буль. Основы алгебры логики.

. Электромеханические вычислительные устройства.

Раздел 2. Поколения компьютеров.

Лекция №2 Первое поколение компьютеров.

Вопросы:

1.Хронология поколений компьютеров.

2. Первое поколение компьютеров, вакуумно-ламповая технология.

Лекция №3 Второе поколение компьютеров, транзисторная технология.

1.Создание транзисторов.

2.Компьютеры на базе транзисторов.

Лекция №4 Третье поколение компьютеров.

Вопросы:

1.Создание интегральных схем.

2.Третье поколение компьютеров.

Лекция №5Четвертое поколение компьютеров.

Вопросы:

1.БИС, история создания процессора.

2. Четвертое поколение ЭВМ.

Лекция № 6 Пятое поколение ЭВМ. Персональные компьютеры.

Вопросы:

1. Персональные компьютеры.

2. Пятое поколение ЭВМ.

Лекция №7 Искусственный интеллект.

Вопросы:

1.Предпосылки, подходы и направления развития искусственного интеллекта.

2.Современный искусственный интеллект, связь с другими науками.

Лекция №8 Нейрокомпьютерные системы.

Вопросы:

1.Базовые идеи нейронных сетей.

2.Нейрокомпьютер.

Раздел 3. История развития отечественной вычислительной техники.

Лекция №9 История развития Отечественного компьютеростроения.

Вопросы:

1.Рождение советской вычислительной техники.

2.Второе поколение советских ЭВМ.

3. Исторические факты.

Раздел 1. Важнейшие этапы развития вычислительной техники до появления компьютеров.

Лекция №1 Предшественники компьютеров.

Вопросы:

  1. Введение. Ручной этап развития вычислительной техники.

  2. Механические, автоматические вычислительные устройства.

Д.Буль. Основы алгебры логики.

3. Электромеханические вычислительные устройства.

  1. Введение. Ручной этап развития вычислительной техники.

История вычислений уходит глубокими корнями вдаль веков так же, как и развитие человечества. Накопление запасов, делёж добычи, обмен — все подобные действия связаны со счётом. Для подсчёта люди использовали собственные пальцы, камешки, палочки и узелки. Потребность в поиске решений всё более и более сложных задач и, как следствие, все более сложных и длительных вычислений, поставила человека перед необходимостью находить способы, изобретать приспособления, которые могли бы ему в этом помочь.

Исторически сложилось так, что в разных странах возникли собственные денежные единицы, меры веса, длины, объёмов и расстояний. Для перевода из одной системы измерения в другую требовались вычисления, которые чаще всего могли производить специально обученные люди, которых иногда приглашали из других стран. Это естественно привело к созданию изобретений, помогающих счёту.

Одним из первых устройств (VI—V вв. до н. э.), облегчающих вычисления, можно считать специальную доску для вычислений, названную «абак». Вычисления на ней производились перемещением камешков или костей в углубления досок из бронзы, камня или слоновой кости. Со временем эти доски стали расчерчивать на несколько полос и колонок. В Греции абак существовал уже в V веке до н. э., у японцев он назывался «серобян», у китайцев — «суанпан».

В Древней Руси при счёте применялось устройство, похожее на абак, называемое «русский шот».

Знание истории развития вычислительной техники (ВТ), является неотъ емлимым компонентом профессиональной компетентности будущего специалиста в области информационных технологий. Первые шаги автоматизации умственного труда относятся именно к вычислительной активности человека, который уже на самых ранних этапах своей цивилизации начал использовать средства инструментального счета. Интересной является следующая классификация, согласно которой основные этапы развития ВТ можно привязать к следующей хронологической шкале:

  1. Ручной - с древних, древних времен до н.э.

  2. Механический - с середины XVII-го века н.э.

  3. Электро-механический - с 90-х годов XIX-го века

  4. Электронный - с 40-х годов XX-го века

При этом следует иметь в виду, что хорошо зарекомендовавшие себя средства всех четырех этапов развития ВТ используются человеком и в настоящее время для автоматизации различного рода вычислений. Ручной этап развития вычислительной техники

Абак явился первым развитым счетным прибором в истории человечества, основным отличием которого от предыдущих способов вычислений было выполнение вычислений по разрядам. Таким образом, использование абака уже предполагает наличие некоторой позиционной системы счисления, например, десятичной, троичной, пятеричной и др. Даже развитие самой математики на определенных этапах ее становления было связано с абаком, когда истинность некоторых вычислительных алгоритмов подтверждалась возможность их реализации на абаке. Многовековой путь совершенствования абака привел к созданию счетного прибора законченной классической формы, используемого вплоть до эпохи расцвета клавишных настольных ЭВМ. Да еще и сегодня кое-где его можно встретить, помогающим в расчетных операциях. И только появление карманных электронных калькуляторов в 70-е годы нашего столетия создало реальную угрозу для дальнейшего использования русских, китайских и японских счетов - трех основных классических форм абака, сохранившихся до наших дней. При этом, последняя известная попытка усовершенствования русских счетов путем объединения их с таблицей умножения относится к 1921 г.

Хорошо приспособленный к выполнению операций сложения и вычитания, абак оказался недостаточно эффективным прибором для выполнения операций умножения и деления. Поэтому открытие логарифмов и логарифмических таблиц Дж. Непером в начале 17 в., позволивших заменять умножение и деление соответственно сложением и вычитанием, явилось следующим крупным шагом в развитии вычислительных систем ручного этапа. Впоследствии появляется целый ряд модификаций логарифмических таблиц. Однако в практической работе использование логарифмических таблиц имеет ряд неудобств, поэтому Дж. Непер в качестве альтернативного метода предложил специальные счетные палочки (названные впоследствии палочками Непера), позволявшие производить операции умножения и деления непосредственно над исходными числами. В основу данного метода Непер положил способ умножения решеткой.

Наряду с палочками Непер предложил счетную доску для выполнения операций умножения, деления, возведения в квадрат и извлечения квадратного корня в двоичной с.с., предвосхитив тем самым преимущества такой системы счисления для автоматизации вычислений.

Введенные Дж. Непером логарифмы оказали революционизирующее влияние на все последующее развитие счета, чему в значительной степени способствовало появление целого ряда логарифмических таблиц, вычисленных как самим Непером, так и рядом других известных в то время вычислителей (Х. Бриггс, И. Кепплер, Э. Вингэйт, А. Влах). Сама идея логарифмов в алгебраической интерпретации базируется на сопоставлении двух типов последовательностей: арифметической и геометрической.

Логарифмы послужили основой создания замечательного вычислительного инструмента - логарифмической линейки, более 360 лет служащего инженерно-техническим работникам всего мира. Прообразом современной логарифмической линейки считается логарифмическая шкала Э. Гюнтера, использованная У. Отредом и Р. Деламейном при создании первых логарифмических линеек. Усилиями целого ряда исследователей логарифмическая линейка постоянно совершенствовалась и видом, наиболее близким к современному, она обязана 19-летнему французскому офицеру А. Манхейму.