Создание и сопровождение собственных библиотек.
Создание и сопровождение собственных библиотек. В UNIX для создания и сопровождения библиотек объектных модулей служит программа ar (archivator - архиватор). Для библиотек в UNIX принят термин "архив"; отсюда в качестве расширения имени библиотеки используется буква 'а'.
При создании библиотеки необходимо иметь в виду, что компоновщик просматривает библиотечный файл только один раз. Если объектный модуль функции ссылается на другие имена из той же библиотеки, то он должен быть расположен в библиотеке до этих объектных модулей. Некоторые версии UNIX содержат программу ranlib, которая создает оглавление библиотеки, что позволяет компоновщику ld обращаться к элементам библиотеки в произвольном порядке. В других версиях UNIX (например, UNIX System V) функция построения оглавления библиотеки встроена в программы аr и ld.
Главное назначение программы аr - создание и обновление библиотечных файлов, используемых компоновщиком, однако ее можно применять и для любых других аналогичных целей. Формат команды аr:
аr - ключ [ключ...] [позиционное_имя] архив имя. . .
Параметры в команде отделяются пробелами.
Параметр позиционное_имя не является обязательным. Ключей может быть несколько, тогда они записываются без пробелов и только с одним знаком '-'.
Параметр архив задает имя архивного файла.
Параметр имя... является списком имен объектных модулей, которые либо находятся в архиве, либо должны быть туда помещены.
Ключи программы аr имеют следующий смысл:
-d - исключить указанные (с помощью параметра имя...) файлы из архивного файла;
-r -заменить указанные (параметром имя...) файлы в архивном файле. Если вместе с ключом r задается необязательный ключ u, то заменяются только файлы, имеющие более поздние даты модификации, чем файлы в архиве. Этот же ключ используется для включения в библиотеку новых файлов, т.е. файлы, указанные параметром имя... и отсутствующие в библиотеке, добавляются в архив. Обычно новые файлы помещаются в конец архива. Если указать имя файла из архива в параметре позиционное_имя, то можно новые файлы поместить до или после этого файла. Для этого необходимо соответственно добавить к ключу -r необязательные литеры b (before) или a (after);
-t - вывести в стандартный поток вывода оглавление архивного файла. При задании параметра имя... печатается информация только об указанных этим параметром файлах. Этот же ключ используется для включения в библиотеку новых файлов, т.е. файлы, указанные параметром имя... и отсутствующие в библиотеке, добавляются в архив;
-р - вывести в стандартный поток вывода указанные (параметром имя...) файлы из архива;
-х - извлечь из архива указанные (параметром имя...) файлы. Если не задан параметр имя..., из архива извлекаются все файлы. В любом случае собственно архивный файл не изменяется;
-v - выдавать пояснительные сообщения;
-с - создать архивный файл. Обычно программа аr при необходимости создает архивный файл сама. Данный ключ подавляет информационное сообщение, выдаваемое при создании архивного файла.
Для размещения в личной библиотеке объектных модулей функций программы сортировки на основе бинарного дерева (из гл. 8) необходимо выполнить следующую команду:
Здесь libtree.a - имя библиотеки (архивного файла).
Ключ -r задает режим замены объектных модулей, хранящихся в библиотеке, на объектные модули, список которых приведен в командной строке вызова архиватора аr после имени библиотеки. Так как в момент обработки указанной команды библиотеки не существовало, она будет создана автоматически. Ключ -v определяет режим вывода пояснительных сообщений о работе архиватора аr.
После занесения объектных модулей в библиотеку необходимо при помощи программы ranlib скорректировать (или создать) оглавление библиотеки, выполнив команду
Программа ranlib впервые появилась в версии 7 UNIX фирмы AT&T и существует в таких реализациях операционной системы UNIX, как FreeBSD и Solaris. Рекомендуется при работе в других реализациях UNIX ознакомиться со справочной литературой, в которой описывается работа с библиотеками. Наиболее простой способ получения информации о наличии программы ranlib в составе ОС состоит в поиске этой программы в каталогах /bin, /usr/bin, /etc. Если эта программа найдена, прочтите ее описание, которое можно получить на экране дисплея по "самой полезной" команде ОС UNIX - команде man, позволяющей быстро получить справку по многим компонентам, командам и программам UNIX. Например, справку о программе ranlib можно получить так:
Проверим созданную библиотеку, распечатав ее оглавление:
Первая строка - вызов программы-архиватора (аr). Последние 4 строки - это результат работы команды аr. Оглавление библиотеки содержится в разделе библиотеки__.SYMDEF. Остальные строки - это имена объектных модулей, находящихся в библиотеке. После того как библиотека объектных модулей создана, можно построить исполняемый модуль программы сортировки на основе бинарного дерева с помощью команды:
Здесь транслируется головной модуль (tree.c), объектные модули на этапе компоновки выбираются из библиотеки libtree.a, и строится исполняемая программа с именем tree. Ключ компоновщика -l позволяет задать имя библиотеки объектных модулей (полное имя библиотеки: libtree.a).
Предположим, что в исходный текст одной из функций (например, add_node( )) были внесены изменения. Тогда для построения обновленного варианта исполняемой программы необходимо выполнить следующие команды:
На этот раз нет необходимости в повторной трансляции головного модуля (он не подвергался правке), поэтому в последней строке задано имя уже существующего объектного модуля tree.о.
Применим в той же задаче сортировки на основе бинарного дерева команду make для поддержания личной библиотеки объектных модулей в таком состоянии, когда она всегда содержит объектные модули, полученные из последних версий соответствующих исходных модулей. Выше был приведен пример файла зависимостей команды make, в котором все объектные модули, используемые для построения исполняемого модуля программы сортировки, указывались в командной строке вызова компилятора. В варианте make-файла, ориентированном на применение личной библиотеки объектных модулей, появляются 2 целевых файла: исполняемая программа сортировки (tree) и библиотека объектных модулей (libtree.a), причем исполняемая программа зависит от содержимого (объектных модулей) библиотеки. Взаимозависимость этих объектов определяется следующим образом:
Обратите внимание, как указаны зависимость целевого файла tree от библиотеки libtree.a и, в свою очередь, ее зависимость от объектных модулей. Объектный модуль из библиотеки libtree.a указывается так:
имя_библиотеки(имя_модуля).
Для окончательного оформления make-файла используем два встроенных макроса команды make:
$@ - задает имя текущего целевого файла (в нашем случае - последнего (libtree.a));
$? - значение этого макроса вычисляется командой make - это имена всех модулей, которые подвергались изменениям.
Приведем один из вариантов полного текста make-файла (напомним, что его имя по умолчанию - makefile), позволяющего обновлять целевые файлы (исполняемую программу и библиотеку объектных модулей) в соответствии с изменениями в исходных текстах функций, входящих в состав программы сортировки на основе бинарного дерева:
Теперь для того, чтобы построить исполняемый модуль, учитывающий все внесенные изменения в любые функции программы сортировки, необходимо просто набрать на клавиатуре команду make.
После внесения изменений, например, в исходный текст функции new_node( ) и при выполнении команды make получим на экране дисплея следующий протокол:
Строка, следующая за командой вызова архиватора аr (r -new_node.o), - это сообщение архиватора о замене объектного модуля new_node.o в библиотеке libtree.a.
- Предисловие
- Раздел 1. Полный курс программирования на стандартном языке Си Глава 1. Базовые понятия языка
- 1.1. Алфавит, идентификаторы, служебные слова Алфавит
- Идентификатор
- Служебные (ключевые) слова
- 1.2. Константы и строки
- Символы, или символьные константы.
- Целые константы.
- Вещественные константы.
- Предельные значения и типы арифметических констант.
- Целые константы и выбираемые для них типы
- Данные вещественных типов
- Нулевой указатель.
- Строки, или строковые константы.
- 1.3. Переменные и именованные константы Переменная как объект.
- Определение переменных.
- Предельные значения переменных.
- Основные типы данных
- Инициализация переменных.
- Именованные константы.
- 1.4. Операции
- Знаки операций.
- Приоритеты (ранги) операций
- Унарные (одноместные) операции.
- 1.5. Разделители
- Квадратные скобки.
- Круглые скобки.
- Запятая.
- Точка с запятой.
- Двоеточие.
- Многоточие.
- Звездочка.
- Обозначение присваивания.
- Признак препроцессорных средств.
- 1.6. Выражения и приведение арифметических типов
- Отношения и логические выражения.
- Присваивание (выражение и оператор).
- Приведение типов.
- Правила преобразования типов
- Правила стандартных арифметических преобразований
- Выражения с поразрядными операциями.
- Условное выражение.
- Глава 2. Введение в программирование на языке си
- 2.1. Структура и компоненты простой программы
- Текст программы и препроцессор.
- Структура программы.
- Функция форматированного вывода.
- Программы печати предельных констант.
- Применимость вещественных данных.
- Выделение лексем из текста программы.
- 2.2. Элементарные средства программирования Деление операторов языка Си на группы.
- Программа оценки машинного нуля.
- Трассировочная таблица
- Ввод данных.
- Вычисление объема цилиндра.
- Сумма членов ряда Фибоначчи.
- 2.3. Операторы цикла Три формы операторов цикла.
- Приближенное значение экспоненты.
- Оператор break.
- Сумма отрезка степенного ряда.
- Оператор continue.
- Суммирование положительных чисел.
- 2.4. Массивы и вложение операторов цикла Массивы и переменные с индексами.
- Вычисление среднего и дисперсии.
- Упорядочение в одномерных массивах.
- Инициализация массивов.
- 2.5. Функции Определение функций.
- Функция для вычисления объема цилиндра.
- Функция для вычисления скалярного произведения векторов.
- Обращение к функции и ее прототип.
- Вычисление биномиального коэффициента.
- Вычисление объема цилиндра
- Вычисление площади треугольника.
- Скалярное произведение векторов.
- 2.6. Переключатели
- Глава 3. Препроцессорные средства
- 3.1. Стадии и команды препроцессорной обработки
- Стадии препроцессорной обработки.
- Директивы препроцессора.
- 3.2. Замены в тексте Директива #define.
- Цепочка подстановок.
- 3.3. Включение текстов из файлов
- 3.4. Условная компиляция Директивы ветвлений.
- Операция defined.
- 3.5. Макроподстановки средствами препроцессора
- Моделирование многомерных массивов.
- Отличия макросов от функций.
- Препроцессорные операции в строке замещения.
- 3.6. Вспомогательные директивы
- Препроцессорные обозначения строк.
- Реакция на ошибки.
- Пустая директива.
- Прагмы.
- 3.7. Встроенные (заранее определенные) макроимена
- Глава 4. Указатели, массивы, строки
- 4.1. Указатели на объекты Адреса и указатели.
- Операции над указателями.
- Арифметические операции и указатели.
- Указатели и отношения.
- 4.2. Указатели и массивы Указатели и доступ к элементам массивов.
- Массивы динамической памяти.
- Функции для выделения и освобождения памяти
- Массивы указателей и моделирование многомерных массивов.
- "Матрица" со строками разной длины.
- 4.3. Символьная информация и строки
- Ввод-вывод символьных данных.
- Внутренние коды и упорядоченность символов.
- Строки, или строковые константы.
- Строки и указатели.
- Глава 5. Функции
- 5.1. Общие сведения о функциях Определение функции.
- Описание функции и ее тип.
- Вызов функции.
- 5.2. Указатели в параметрах функций Указатель-параметр.
- Имитация подпрограмм.
- 5.3. Массивы и строки как параметры функций Массивы в параметрах.
- Резюме по строкам-параметрам.
- 5.4. Указатели на функции Указатели при вызове функций.
- Указатели на функции как параметры
- Указатель на функцию как возвращаемое функцией значение.
- Библиотечные функции с указателями на функции в параметрах.
- 5.5. Функции с переменным количеством параметров
- Доступ к адресам параметров из списка.
- Макросредства для переменного числа параметров.
- Примеры функций с переменным количеством параметров.
- 5.6. Рекурсивные функции
- 5.7. Классы памяти и организация программ Локализация объектов.
- Глобальные объекты.
- Динамическая память
- Внешние объекты.
- 5.8. Параметры функции main( )
- Глава 6. Структуры и объединения
- 6.1. Структурные типы и структуры Производные типы.
- Структурный тип.
- Определение структур.
- Выделение памяти для структур.
- Инициализация и присваивание структур.
- Доступ к элементам структур.
- 6.2. Структуры, массивы и указатели Массивы и структуры в качестве элементов структур.
- Массивы структур.
- Указатели на структуры.
- Указатели как средство доступа к компонентам структур.
- Указатели на структуры как компоненты структур.
- 6.3. Структуры и функции
- Имитация абстрактных типов данных.
- 6.4. Динамические информационные структуры Статическое и динамическое представление данных.
- Односвязный список.
- Рекурсия при обработке списка.
- 6.5. Объединения и битовые поля Объединения.
- Битовые поля.
- Глава 7. Ввод и вывод
- 7.1. Потоковый ввод-вывод
- 7.1.1. Открытие и закрытие потока
- 7.1.2. Стандартные файлы и функции для работы с ними
- Ввод-вывод отдельных символов.
- Ввод-вывод строк.
- Форматный ввод-вывод.
- Спецификаторы форматной строки для функции форматного вывода
- Спецификаторы форматной строки для функции форматного ввода
- 7.1.3. Работа с файлами на диске
- Двоичный (бинарный) режим обмена с файлами.
- Строковый обмен с файлами.
- Позиционирование в потоке.
- Трехъязычный словарь "Цифры
- 7.2. Ввод-вывод нижнего уровня
- 7.2.1. Открытие / закрытие файла
- 7.2.2. Чтение и запись данных
- 7.2.3. Произвольный доступ к файлу
- Глава 8. Примеры разработки программ
- 8.1. Программа с объектами разных классов памяти Постановка задачи.
- Программная реализация.
- 8.2. Структуры и обработка списков в основной памяти Постановка задачи.
- Функция main( ).
- Функция init( ) - "Инициализировать базу данных".
- Функция delete() - "Удалить все сведения о сотруднике из базы данных".
- Функция fr( ) - "Возвратить освобожденный элемент в список свободных элементов".
- Функция input( ) - "Ввести в базу данных сведения о новом сотруднике".
- Функция print( ) - "Печать списка занятых элементов".
- Сохранение (восстановление) базы данных.
- 8.3. Сортировка на основе бинарного дерева Статические и динамические данные.
- Управление динамической памятью.
- Сортировка с помощью бинарного дерева.
- Печать результатов сортировки.
- Раздел 2. Выполнение программ в разных операционных системах Глава 9. Подготовка и выполнение программ
- 9.1. Подготовка программ в операционной системе unix
- 9.1.1. Команда make
- Формат файла описаний зависимостей модулей.
- Формат команды make.
- Макроопределения.
- Встроенные правила.
- 9.1.2. Библиотеки объектных модулей
- Стандартные библиотеки.
- Создание и сопровождение собственных библиотек.
- 9.2. Сборка и выполнение программ в интегрированной среде Turbo с 2.0
- 9.2.1. Состав системы программирования Turbo с 2.0
- 9.2.2. Экран интегрированной среды Turbo с 2.0
- 9.2.3. Система меню среды Turbo с 2.0
- 9.2.4. Настройка среды Turbo с
- Создание рабочего каталога.
- Установка в среде Turbo с 2.0 полных имен каталогов.
- Настройка параметров управления проектом.
- 9.5. Окно определения проекта
- Сборка и выполнение программы.
- 1. Команды управления курсором:
- 2. Команды вставки и удаления:
- 3. Команды обработки блоков текста:
- 4. Дополнительные команды:
- 9.3.2. Экран интегрированной среды
- 9.3.3. Система меню интегрированной среды
- Задание полных имен основных и рабочего каталогов.
- Выбор стандарта языка Си.
- Установка параметров подсистемы Make.
- Создание проекта.
- Задание аргументов командной строки.
- Сохранение параметров настройки интегрированной среды.
- Сборка и выполнение программы.
- Работа в интегрированной среде в последующих сеансах.
- Раздел 3. Практикум по программированию на языке Си Глава 10. Задачи по программированию
- 10.1. Ознакомительная работа
- 10.2. Итерационные методы и ряды
- Варианты заданий по итерационным методам и рядам
- 10.3. Работа со строками. Указатели, динамические одномерные массивы
- 10..1. Варианты задач по обработке строк*
- 10.3.2. Рекомендации по обработке строк
- 10.3.3. Пример выполнения задания по обработке строк
- 10.4. Многомерные динамические массивы с переменными размерами
- 10.4.1. Варианты задач для 1-й части задания по многомерным массивам (правила формирования многомерного массива)
- 10.4.2. Варианты для 2-й части задания по многомерным массивам
- 10.4.3. Пример выполнения задания по многомерным динамическим массивам
- 10.5. Функции и указатели
- 10.6. Функции и массивы
- 10.7. Работа со структурами
- 10.7.1. Варианты структур для выполнения работы
- 10.8. Списки и деревья
- 10.8.1. Списки
- 10.8.2. Деревья
- Приложение 1. Таблицы кодов ascii
- Коды управляющих символов (0 31)
- Символы с кодами 32 127
- Символы с кодами 128 255 (Кодовая таблица 866 - ms-dos)
- Символы с кодами 128 255 (Кодовая таблица 1251 - ms Windows)
- Приложение 2. Константы предельных значений
- Приложение 3. Стандартная библиотека функций языка Си
- Функции для работы с терминалом в текстовом режиме (файл conio.H)
- Специальные функции
- Литература
- Содержание
- Раздел 1. Полный курс программирования на стандартном языке Си 4
- Глава 1. Базовые понятия языка 4
- Глава 2. Введение в программирование на языке си 33
- Глава 3. Препроцессорные средства 73
- Глава 4. Указатели, массивы, строки 91
- Глава 5. Функции 114
- Глава 6. Структуры и объединения 155
- Глава 7. Ввод и вывод 186
- Глава 8. Примеры разработки программ 218
- Раздел 2. Выполнение программ в разных операционных системах 256
- Глава 9. Подготовка и выполнение программ 256
- Раздел 3. Практикум по программированию на языке Си 282
- Глава 10. Задачи по программированию 282
- Подбельский Вадим Валерьевич Фомин Сергей Сергеевич программирование на языке си
- 101000, Москва, ул. Покровка, 7 Телефон (095) 925-35-02, факс (095) 925-09-57