logo search
Лекции Метрология

Лекция 6. Стандартизация: сущность, концепция, система мероприятий.

«Стандартизация» – установление и применение правил с целью упорядочения деятельности при участии заинтересованных сторон».

Стандартизация должна обеспечить, возможно – полное удовлетворение интересов потребителя и производителя, повышения производительности труда, экономное расходование материалов, энергии, рабочего времени и гарантировать безопасность при производстве и эксплуатации.

Объектами стандартизации могут быть продукция, услуги и процессы, имеющие перспективу многократного воспроизведения и использования.

Непосредственным результатом стандартизации является, прежде всего, нормативный документ. Применение нормативного документа - способ упорядочивания в определенной области производства.

Стандарты устанавливаются на:

В зависимости от формы руководства стандартизацией и сферы деятельности различают государственную, национальную и международную стандартизацию.

Государственная стандартизация – форма развития и проведения стандартизации, осуществляемая под руководством государственных органов по единым планам;

Национальная стандартизация – проводится в масштабе государства без государственной формы управления;

Международная стандартизация – проводится специальными международными организациями с целью облегчения взаимной торговли, научных, технических и культурных связей.

Установленные при стандартизации нормы оформляются в виде нормативно - технической документации по стандартизации – т.е. стандартов и технических условий.

Стандарт – нормативно – технический документ, устанавливающий комплекс мер, правил, требований к объекту стандартизации.

Технические условия (ТУ) – нормативно – технический документ, устанавливающий комплекс требований к конкретным типам, маркам, артикулам продукции. Технические условия являются неотъемлемой частью комплекта технической документации на продукцию, на которую они распространяются.

Правильное использование возможностей стандартизации на предприятии позволяет повысить эффективность его функционирования. При этом основными составляющими экономического эффекта на конкретном предприятии являются:

Сегодня в РФ существует около 22 тысяч стандартов, регулирующих в обязательном порядке более 80 % потребительских товаров. Только 37% отечественных стандартов совпадают с международными эталонами, тогда как в Германии и Великобритании этот показатель составляет 70%.

Проблема внедрения систем международных стандартов остаётся весьма серьезной, т.к. без этого невозможны цивилизованные рыночные отношения, а это препятствует вступлению России в ВТО.