Лекция 10. Законодательная база нормативно – правового обеспечения.
Эффективное применение технических требований являются важнейшим фактором, который влияет на уровень конкурентоспособности страны на мировых торговых рынках. Соблюдение обязательных технических требований стало предметом регулирования международного права, в том числе многосторонних торговых соглашений в рамках ВТО. Одним из основных условий вступления России в ВТО является соблюдение установленных в Соглашении по техническим барьером в торговле, соглашении по применению санитарных (от лат. Sanitas – здоровье) и фитосанитарных (от гр. Phyto – растение) мер, и кодексе добросовестной практики принципов в области технического регулирования.
Закон «О защите прав потребителей» принятый в 1992г. Установил ряд принципиально новых положений:
-закрепил право потребителя на безопасность товаров, работ и услуг для жизни и здоровья;
-право на надлежащее качество приобретаемых товаров, работ и услуг;
-предусмотрел механизм защиты потребителей, права которых нарушены при продаже недоброкачественных товаров либо при ненадлежащем выполнением работ и оказания услуг.
Основными законами, действующими в области стандартизации, метрологии и сертификации, являются ФЗ «О техническом регулировании» и ФЗ «Об обеспечении единства измерений».
10.1 Закон «О техническом регулировании».
Закон «О техническом Регулировании» устанавливает правила государственного регулирования требований к продукции, включая товары народного потребителя, связанные с нею процессы, а также работ и услуг в интересах потребителей.
Закон «О техническом регулировании» устанавливает:
-порядок разработки, принятия, применения и искажения обязательных государственных требований и продукции, процессам её производства, эксплуатации, хранения, перевозки и утилизации;
-систему нормативных и рекомендательных актов, в которых закрепляются требования к регулируемым объектам;
-порядок организации и осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением общеобязательных требований к регулирующим объектам;
-порядок информации и финансирования работ в регулируемой области.
К основным направлениям реформы в сфере технического регулирования относятся:
-разделение в нормативных документах обязательных и добровольных требований;
-установление обязательных требований только в отношении защиты жизни и здоровья людей, животных и растений, защита и имущество, охраны окружающей среды;
-создание единой системы аккредитации в области оценки соответствия;
-обеспечение соответствия уровня технического регулирования интересам и уровню национальной экономики и международным нормам и правилам.
Подобную реформу в сфере технического регулирования можно реализовать решив следующие защиты:
-создание нормативной и правовой базы технического регулирования;
-формирование системы технического законодательства;
-создание информационного ресурса в сфере технического регулирования;
-управление процессом реформы технического ? и др.
До 2004г. Предусмотрено ввести в РФ международные нормы, начиная с уровня Евро–2.
Закон «Об обеспечении единства измерений».
Закон базируется на п. «р» ст. 71 Конституции РФ, согласно которой вопросы метрологии отнесены к ведению Федерации (стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени).
Законом преследует цели:
-защиты прав граждан и юридических лиц от отрицательных последствий недостоверных измерений;
-снижения технических барьеров в торговле;
-предотвращения поступления на рынок средств измерений не соответствующих требуемым нормам;
-предотвращение нарушений метрологических правил при помощи органов государственного метрологического контроля и надзора.
Действие закона распространяется на:
-органы государственного управления в области единства измерений;
-юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
По закону «Об обеспечении единства измерений» государственное регулирование распространяется только на следующие виды метрологического контроля:
-утверждение и регистрация типа средств измерений;
-проверка средств измерений (включая эталоны);
-организация лицензирования деятельности юридических лиц и физических лиц на право изготовления, ремонта, продажи и проката средств измерений.
Перечень средств измерений делится на две группы. В первую группу входят средства измерений, подлежащие государственным испытаниям и утверждению к применению в сферах государственного метрологического контроля.
Во вторую – средства измерений, за которыми не производится государственный надзор. Это группа средств измерений находится в ведении юридических лиц и физических лиц и применяются ими в установленном порядке. Владельцы этой группы сами устанавливают способ контроля и поддержания средств измерений в рабочем состоянии.
В нашей стране выполнение функций государственного метрологического надзора возможно на органы Государственной метрологической службы, осуществляющей следующие виды надзора:
1. Надзор за состоянием и применением средств измерений, методики выполнения измерений, соблюдение метрологических правил и норм.
2. Надзор за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций.
3. Надзор за количеством фасованных товаров.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Лекция 1. Понятие и механизм управления качеством.
- 1.4. Механизм управления качеством продукции
- Лекция 2. История развития метрологии, стандартизации и сертификации. Особенности современного этапа.
- 2.3. Метрология
- Лекция 3. Цели, задачи и принципы метрологии, стандартизации и сертификации.
- Лекция 4. Международные организации по метрологии, стандартизации и сертификации.
- 4.2. Международная электротехническая комиссия (мэк)
- 4.3. Международный союз электросвязи (мсэ)
- 4.4. Всемирная торговая организация (вто)
- 4.5. Международные метрологические организации
- Лекция 5. Российская национальная система технического регулирования.
- 5.1. Основные задачи технического регулирования
- 5.2.Структура метрологической службы рф
- Лекция 6. Стандартизация: сущность, концепция, система мероприятий.
- Лекция 7. Метрология: сущность, содержание, виды измерений.
- 7.1. Измерения, виды измерений
- 7.2. Основные характеристики измерений.
- 7.3. Физические величины и их связь с измерениями.
- 7.4. Эталоны
- Лекция 8. Сертификация: содержание, формы, направления.
- 8.1. Обязательная сертификация
- 8.2. Добровольная сертификация
- 8.3. Система качества
- Лекция 9. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов.
- Лекция 10. Законодательная база нормативно – правового обеспечения.
- Лекция11. Нормативная база.
- Лекция 13. Информационные ресурсы и их организация.
- Лекция 14. Показатели характеристик безопасности продукции.
- Лекция 15. Стандартизация и лицензирование программных продуктов
- 15.1. Правовые акты стандартизации и сертификации программных продуктов
- 15.2. Стандартизация, сертификация и лицензирование программных продуктов
- Основная литература