63. Надежность и экономическая эффективность эксплуатации гтд.
К авиационным ГТД предъявляются следующие требования:
- общие технические требования, изложенные в нормативных документах,
- технические требования к конкретному разрабатываемому двигателю с учетом его установки на конкретный летательный аппарат.
В числе важнейших технических требований к конкретному двигателю - технические характеристики, надежность, ресурс, живучесть и безопасность, производственная и эксплуатационная технологичность, экологические характеристики, экономические показатели.
Надежность двигателя обеспечивается целым комплексом работ на всех этапах жизненного цикла (ЖЦ) двигателя.
- Этап проектирования
Первым этапом является этап проектирования, на котором определяется конструктивный образ двигателя. Для обеспечения надежности двигателя уже на этом самом первом этапе необходимо выполнить анализ целого комплекса данных, накопленных в ходе эксплуатации.
Выполняются следующие работы:
- формирование согласованных требований к надежности двигателя и определение требований к надежности покупных комплектующих изделий;
- организационное обеспечение устранения дефектов, выявленных в процессе доводочных работ, разработка мероприятий по их устранению, предотвращению;
- обеспечение исследования отказов и повреждений, выявленных в процессе доводочных работ;
- разработка номенклатуры и количественного состава запчастей для восстановления двигателя в процессе эксплуатации и при ремонте;
- оценка показателей безотказности на этапе завершения Государственных стендовых испытаний двигателя
и т.д.
2 - Этап производства серийного двигателя, его эксплуатации и ремонта
На данном этапе выполняются работы по обеспечению, поддержанию заданных уровней надежности:
- обеспечение информирования конструкторских подразделений о дефектах изделий;
- обеспечение своевременной разработки мероприятий по устранению, предотвращению дефектов двигателя;
- обеспечение анализа и оценки показателей безотказности серийных изделий;
- проведение авторских надзоров на заводе-изготовителе, ремонтном заводе по качеству изготовления и ремонта двигателя;
- проведение авторских надзоров в местах эксплуатации;
- проведение периодического анализа дефектов, проявившихся в эксплуатации, выпуск планов по повышению надежности, ресурса, обеспечение контроля их выполнения;
- проведение оперативных, периодических оценок показателей безотказности двигателя по результатам серийной эксплуатации.
Экономические требования к авиационным ГТД
Себестоимость производства
В настоящее время жесткая конкуренция на мировом рынке авиадвигателей вынуждает проектировщиков при создании новой техники не только закладывать технически совершенные характеристики узлов и модулей, но и заранее решать вопросы экономической эффективности двигателей. В частности планируется максимально допустимая себестоимость двигателя в серийном производстве - проектирование на «заданную стоимость». Для этого уже на этапе проектирования принимаются необходимые технические (по конструкции двигателя) и производственно-технологические решения.
Интересным и перспективным направлением является проектирование двигателя на заданный уровень эксплуатационных расходов, хотя это и значительно более сложная задача прежде всего из-за более сложной структуры эксплуатационных затрат.
Стоимость ЖЦ двигателя
Наиболее распространенным в мировой практике методом оценки экономической эффективности эксплуатации двигателя является расчет стоимости ЖЦ. В стоимость ЖЦ включаются затраты на закупку нового двигателя и эксплуатационные расходы на обеспечение бесперебойной эксплуатации одной СУ летательного аппарата (ЛА) в течение времени, равном ресурсу планера. Как правило, сравнительная оценка величины стоимости ЖЦ для различных вариантов производится через показатель затрат на один летный час эксплуатации:
где СЧ - стоимость ЖЦ двигателя, приходящаяся на один час эксплуатации; Сжц - стоимость ЖЦ суммарные затраты на обеспечение обслуживание одной СУ в течение назначенного ресурса планера; t - назначенный ресурс планера. На стадии проектирования или начальной стадии эксплуатации назначенный ресурс планера t принимается в соответствии с техническим заданием на самолет. Для самолетов гражданской авиации назначенный ресурс планера составляет 40000...60000 часов.
Стоимость ЖЦ Сжц — это комплексный показатель, включающий в себя следующие затраты:
где СЗАК - затраты на закупку двигателей; СЭКСПЛ - затраты, связанные с обеспечением эксплуатации одной СУ ЛА.
Стоимость закупок СЗАК — стоимость нового двигателя (или двигателей), обеспечивающих бесперебойную работу СУ в течение назначенного ресурса tпл.
Для двигателей, имеющих фиксированный назначенный ресурс t :
где t - назначенный ресурс двигателя;
К0Б - коэффициент оборота двигателей, учитывающий необходимость наличия резервных двигателей (для подмены снимаемых и отправляемых в ремонт ). Как правило К0Б = 1,1...1,3;
Сдв - стоимость нового двигателя.
Для двигателей, эксплуатирующихся по техническому состоянию с заменой выработавших ресурс основных деталей при текущих ремонтах:
Эксплуатационные затраты СЭКСПЛ — затраты авиакомпаний непосредственно на эксплуатацию двигателей:
где Срем - стоимость ремонтов двигателя
(двигателей) на ремонтном предприятии за время наработки СУ, равное
tnE;
Сагр - стоимость агрегатов двигателя,
заменяемых по выработке назначенного ресурса в процессе эксплуатации;
Сэкс.обс. - стоимость обслуживания двигателя
в аэропортах за время tпл
Стопл - стоимость топлива, вырабатываемого двигателем за время tпл. Стоимость обслуживания в аэропортах определяется по формуле:
где СЗАР.ПЛ. - затраты на заработную плату персонала, обслуживающего двигатели в эксплуатации, отнесенные к -одной СУ;
СОБОР - стоимость оборудования и расходных материалов для обслуживания двигателей в эксплуатации, отнесенные к одной СУ;
СОБСЛ.ОБОР. - стоимость технического обслуживания оборудования указанного выше, отнесенная к одной СУ;
САПТ - стоимость технической аптечки
(комплекта запасных частей и агрегатов для оперативных замен в эксплуатации), отнесенная к одной СУ.
Стоимость топлива определяется по формуле:
где СЧАС - средний часовой расход топлива на один двигатель (определяется расчетом по типовому ПЦ или опытно-экспериментальным путем).
- 65.Проблемы и перспективы развития экспериментальной базы для акт
- 66. Обработка отверстий: точение протягивание. Отделочная обработка отверстий.
- 68.Математическое моделирование. Степенные комплексы и критерии подобия. Масштабы. Подобное моделирование.
- 69. Роль научно-технического задела в создании современных врд.
- 70. Обработка плоских поверхностей. Фрезерование, протягивание, строгание.
- 71. Физическое моделирование. Модельный эксперимент. Физическое подобное моделирование.
- 72. Магнитная и вихревая дефектоскопия деталей гтд.
- 57. Основные тенденции развития технологических методов изготовления основных деталей гтд
- 58. Установившееся и подобные режимы работы трд
- 59. Эксплуатация гтд по уровню надежности
- 60. Название и возможности сапр.
- 61.Конъюнктура современного мирового авиационного двигателестроения.
- 62. Шлифование внутренних поверхностей тел вращения.
- 63. Надежность и экономическая эффективность эксплуатации гтд.
- 64. Средства разработки программ. Современные методы и языки программирования.