5.4.3. Стадия структурирования знаний
На стадии структурирования (концептуализации) знаний выявляется структура полученных знаний о предметной области, то есть определяются:
- терминология;
- список основных понятий и их атрибутов;
- отношения между понятиями;
- структура входной и выходной информации;
- стратегия принятия решений;
- ограничения стратегий и т. д.
Структурирование знаний представляет собой разработку неформального описания знаний о предметной области в виде графа, таблицы, диаграммы или текста, которое отражает основные концепции и взаимосвязи между понятиями предметной области. Такое описание называется полем знаний [1].
Средняя продолжительность этапа составляет 2-4 недели.
На данном этапе проводится содержательный анализ проблемной области, выявляются используемые понятия и их взаимосвязи, определяются методы решения задач. Этот этап завершается созданием модели предметной области, включающей основные концепты и отношения. На этапе концептуализации определяются следующие особенности задачи: типы доступных данных; исходные и выводимые данные, подзадачи общей задачи; используемые стратегии и гипотезы; виды взаимосвязей между объектами предметной области, типы используемых отношений (иерархия, причина – следствие, часть – целое и т.п.); процессы, используемые в ходе решения; состав знаний, используемых при решении задачи; типы ограничений, накладываемых на процессы, используемые в ходе решения; состав знаний, используемых для обоснования решений [3].
- 1. Общее представление об экспертной системе
- 2. История возникновения экспертных систем
- 3. Классификация экспертных систем
- 4. Структура экспертной системы
- 5. Технология проектирования экспертных систем
- 5.3. Выбор подходящей проблемы
- 5.4. Разработка прототипа экспертной системы
- 5.4.1. Стадия идентификации
- 5.4.2. Стадия извлечения знаний
- 5.4.3. Стадия структурирования знаний
- 5.4.4. Стадия формализации знаний
- 5.4.5. Стадия реализации
- 5.4.6. Стадия тестирования
- 5.5. Доработка до промышленной экспертной системы
- 5.6. Оценка, стыковка и поддержка системы
- 6. Пример разработки прототипа экспертной системы для решения задач управления качеством