5.6. Оценка, стыковка и поддержка системы
К оценке системы могут привлекаться другие эксперты с целью проверки работоспособности системы на различных примерах.
Оценивают систему по следующим критериям:
- критерии пользователей (понятность работы системы, удобство интерфейсов);
- критерии приглашенных экспертов (оценка решений, предлагаемых системой, сравнение их с собственными решениями, оценка подсистемы объяснений);
- критерии коллектива разработчиков (производительность, дизайн, широта охвата предметной области, непротиворечивость базы знаний, анализ чувствительности программы к изменениям).
На этом этапе осуществляется разработка связей между экспертной системой и другими программными средствами в среде, в которой она будет работать, и обучение людей, которых она будет обслуживать.
Такие изменения требуют непременного вмешательства инженера по знаниям или какого-либо другого специалиста, который сможет модифицировать систему. Под стыковкой подразумевается также разработка связей между экспертной системой и средой, в которой она действует.
Когда экспертная система уже готова, инженер по знаниям должен убедиться том, что эксперты, пользователи и персонал знают, как ее эксплуатировать и обслуживать. После этого он может полностью предоставить ее в распоряжение пользователей.
Для подтверждения полезности системы важно предоставить каждому из пользователей возможность поставить перед экспертной системой реальные задачи, а затем проследить как она выполняет эти задачи. Для того чтобы система была одобрена, необходимо представить ее как помощника, освобождающего пользователей от обременительных задач, а не как средство их замещения.
Стыковка включает обеспечение связи экспертной системы с существующими базами данных и другими системами на предприятии, а также улучшение системных факторов, зависящих от времени, чтобы можно было обеспечить более эффективную работу экспертной системы и улучшить характеристики ее технических средств, если система работает в необычной среде, например, использует связь с измерительными устройствами.
Поддержка экспертной системы необходима, если проблемная область, лежащая в основе экспертной системы, склонна к изменениям.
- 1. Общее представление об экспертной системе
- 2. История возникновения экспертных систем
- 3. Классификация экспертных систем
- 4. Структура экспертной системы
- 5. Технология проектирования экспертных систем
- 5.3. Выбор подходящей проблемы
- 5.4. Разработка прототипа экспертной системы
- 5.4.1. Стадия идентификации
- 5.4.2. Стадия извлечения знаний
- 5.4.3. Стадия структурирования знаний
- 5.4.4. Стадия формализации знаний
- 5.4.5. Стадия реализации
- 5.4.6. Стадия тестирования
- 5.5. Доработка до промышленной экспертной системы
- 5.6. Оценка, стыковка и поддержка системы
- 6. Пример разработки прототипа экспертной системы для решения задач управления качеством