5.4.2. Стадия извлечения знаний
На стадии извлечения (получения) знаний происходит перенос компетентности от эксперта к инженеру по знаниям.
Извлечение знаний заключается в получение инженером по знаниям наиболее полного из возможных представлений о предметной области и способах принятия решения в ней.
Средняя продолжительность составляет 1-3 месяца.
Возможные методы извлечения знаний представлены на рис. 5.5 [1].
Рис. 5.5. Методы извлечения знаний
Коммуникативные методы извлечения знаний охватывают методы и процедуры контактов инженера по знаниям с непосредственным источником знаний – экспертом, а текстологические включают методы извлечения знаний из документов (методик, пособий, руководств) и специальной литературы (статей, монографий, учебников).
Разделение этих групп методов на верхнем уровне классификации не означает их антагонистичности, обычно инженер по знаниям комбинирует различные методы, например, сначала изучает литературу, затем беседует с экспертами, или наоборот.
В свою очередь, коммуникативные методы можно также разделить на две группы: активные и пассивные. Пассивные методы подразумевают, что ведущая роль в процедуре извлечения как бы передается эксперту, а инженер по знаниям только протоколирует рассуждения эксперта во время его реальной работы по принятию решений или записывает то, что эксперт считает нужным самостоятельно рассказать в форме лекции. В активных методах, напротив, инициатива полностью в руках инженера по знаниям, который активно контактирует с экспертом различными способами – в играх, диалогах, беседах за круглым столом и т. д.
Пассивные методы на первый взгляд достаточно просты, но на самом деле требуют от инженера по знаниям умения четко анализировать поток сознания эксперта и выявлять в нем значимые фрагменты знаний. Отсутствие обратной связи (пассивность инженера по знаниям) значительно ослабляет эффективность этих методов, чем и объясняется их обычно вспомогательная роль при активных методах.
Активные методы можно разделить на две группы в зависимости от числа экспертов, отдающих свои знания. Если их число больше одного, то целесообразно помимо серии индивидуальных контактов с каждым применять и методы групповых обсуждений предметной области. Такие групповые методы обычно активизируют мышление участников дискуссий и позволяют выявлять весьма нетривиальные аспекты их знаний. В свою очередь, индивидуальные методы на сегодняшний день остаются ведущими, поскольку столь деликатная процедура, как «отъем знаний», не терпит лишних свидетелей.
Отдельно следует сказать об играх. Игровые методы сейчас широко используются в социологии, экономике, менеджменте, педагогике для подготовки руководителей, учителей, врачей и других специалистов. Игра – это особая форма деятельности и творчества, где человек раскрепощается и чувствует себя намного свободнее, чем в обычной трудовой деятельности.
На выбор метода влияют три фактора: личностные особенности инженера по знаниям, личностные особенности эксперта и характеристика предметной области.
Пассивные методы
К этой группе относятся наблюдения, анализ протоколов «мыслей вслух» и лекции.
В процессе наблюдений инженер по знаниям находится непосредственно рядом с экспертом во время его профессиональной деятельности или имитации этой деятельности. При подготовке к сеансу извлечения эксперту необходимо объяснить цель наблюдений и попросить максимально комментировать свои действия.
Во время сеанса наблюдений аналитик записывает все действия эксперта, его реплики и объяснения. Может быть сделана и видеозапись в реальном масштабе времени. Непременное условие этого метода – невмешательство аналитика в работу эксперта хотя бы на первых порах. Именно метод наблюдений является единственно «чистым» методом, исключающим вмешательство инженера по знаниям и навязывание им каких-то своих структур представления.
Сеансы наблюдений могут потребовать от инженера по знаниям:
- овладения техникой стенографии для фиксации действий эксперта в реальном масштабе времени;
- ознакомления с методиками хронометража для четкого структурирования производственного процесса по времени;
- развития навыков «чтения по глазам», то есть наблюдательности к жестам, мимике и другим невербальным компонентам общения;
- серьезного предварительного знакомства с предметной областью, так как из-за отсутствия «обратной связи» иногда многое непонятно в действиях экспертов.
Протоколирование «мыслей вслух» отличается от наблюдений тем, что эксперта просят не просто прокомментировать свои действия и решения, но и объяснить, как это решение было найдено, то есть продемонстрировать всю цепочку своих рассуждений. Во время рассуждений эксперта все его слова, весь «поток сознания» протоколируется инженером по знаниям, при этом полезно отметить даже паузы и междометия. Иногда этот метод называют «вербальные отчеты».
Основной трудностью при протоколировании «мыслей вслух» является принципиальная сложность для любого человека объяснить, как он думает. При этом существуют экспериментальные психологические доказательства того факта, что люди не всегда в состоянии достоверно описывать мыслительные процессы.
Расшифровка полученных протоколов производится инженером по знаниям самостоятельно с коррекциями на следующих сеансах извлечения знаний. Удачно проведенное протоколирование «мыслей вслух» является одним из наиболее эффективных методов извлечения, поскольку в нем эксперт может проявить себя максимально ярко, он ничем не скован, никто ему не мешает, он как бы свободно парит в потоке собственных умозаключений и рассуждений. Он может здесь блеснуть эрудицией, продемонстрировать глубину своих познаний. Для большого числа экспертов это самый приятный и лестный способ извлечения знаний.
От инженера по знаниям метод «мысли вслух» требует тех же умений, что и метод наблюдений. Обычно «мысли вслух» дополняются потом одним из активных методов для реализации обратной связи между интерпретацией инженера по знаниям и представлениями эксперта.
Лекции являются самым старым способом передачи знаний. Лекторское искусство издревле очень высоко ценилось во всех областях науки и культуры. Чаще всего экспертов не выбирают, и поэтому учить эксперта чтению лекции инженер по знаниям не сможет. Но если эксперт имеет опыт преподавателя (например, профессор клиники или опытный руководитель производства), то можно воспользоваться таким концентрированным фрагментом знаний, как лекция.
Метод извлечения знаний в форме лекций, как и все пассивные методы, используют в начале разработки как эффективный способ быстрого погружения инженера по знаниям в предметную область.
Сравнительные характеристики пассивных методов извлечения знаний представлены в табл. 5.2.
Таблица 5.2
Сравнительные характеристики пассивных методов
| Наблюдения | «Мысли вслух» | Лекции |
Достоинства | Максимальное приближение аналитика к предметной области
| Свобода самовыражения для эксперта Обнаженность структур рассуждений
| Свобода самовыражения для эксперта Структурированное изложение. Высокая концентрация |
Недостатки | Фрагментарность полученных комментариев | Возможность ухода «в сторону» в рассуждениях эксперта | «Зашумленность» деталями Недостаток хороших лекторов среди экспертов-практиков
|
Окончание таблицы 5.2
| Наблюдения | «Мысли вслух» | Лекции |
Характеристика предметной области | Слабо и средне структурированные; слабо и средне документированные | Слабо и средне структурированные; слабо и средне документированные | Слабо документированные и слабо структурированные |
Активные индивидуальные методы
Активные индивидуальные методы извлечения знаний на сегодняшний день – наиболее распространенные. В той или иной степени к ним прибегают при разработке практически любой экспертной системы. К основным активным методам можно отнести анкетирование, интервью, свободный диалог, игры с экспертом.
Во всех этих методах активную функцию выполняет инженер по знаниям, который пишет сценарий и режиссирует сеансы извлечения знаний. Игры с экспертом существенно отличаются от трех других методов и описаны ранее. Три оставшихся метода очень схожи между собой и отличаются лишь по степени свободы, которую может себе позволить инженер по знаниям при проведении сеансов извлечения знаний. Их можно назвать вопросными методами поиска знаний.
Анкетирование – наиболее жесткий метод, то есть наиболее стандартизированный. В этом случае инженер по знаниям заранее составляет вопросник или анкету, размножает ее и использует для опроса нескольких экспертов. Это основное преимущество анкетирования.
Сама процедура может проводиться двумя способами:
1) аналитик вслух задает вопросы и сам заполняет анкету по ответам эксперта;
2) эксперт самостоятельно заполняет анкету после предварительного инструктирования.
Выбор способа зависит от конкретных условий (например, от оформления анкеты, ее понятности, готовности эксперта).
Под интервью понимается специфическая форма общения инженера по знаниям и эксперта, в которой инженер по знаниям задает эксперту серию заранее подготовленных вопросов с целью извлечения знаний о предметной области.
Интервью очень близко тому способу анкетирования, когда аналитик сам заполняет анкету, занося туда ответы эксперта. Основное отличие интервью в том, что оно позволяет аналитику опускать ряд вопросов в зависимости от ситуации, вставлять новые вопросы в анкету, изменять темп, разнообразить ситуацию общения.
Свободный диалог – это метод извлечения знаний в форме беседы инженера по знаниям и эксперта, в которой нет жесткого регламентированного плана и вопросника. Это определение не означает, что к свободному диалогу не надо готовиться. Напротив, внешне свободная и легкая форма этого метода требует высочайшей профессиональной и психологической подготовки.
Подготовка к диалогу так же, как и к другим активным методам извлечения знаний, включает составление плана проведения сеанса извлечения, в котором необходимо предусмотреть следующие стадии:
1) начало беседы (знакомство, создание у эксперта «образа» аналитика, объяснение целей и задач работы);
2) диалог по извлечению знаний;
3) заключительная стадия (благодарность эксперту, подведение итогов, договор о последующих встречах).
Сравнительные характеристики активных индивидуальных методов извлечения знаний представлены в табл. 5.3.
Таблица 5.3
Сравнительные характеристики активных индивидуальных методов
| Анкетирование | Интервью | Свободный диалог |
Достоинства | Возможность стандартизированного опроса нескольких экспертов Не требует особенного напряжения от аналитика во время процедуры анкетирования | Наличие обратной связи (возможность уточнений и разрешения противоречий) для эксперта | Гибкость Сильная обратная связь Возможность изменения сценария и формы сеанса |
Недостатки | Требует умения и опята составления анкет Отсутствие контекста между экспертом, нет обратной связи Вопросы анкеты могут быть неправильно поняты экспертом | Требует значительного времени на подготовку вопросов интервью | Требует от аналитика высочайшего напряжения Отсутствие формальных методик проведения Трудность протоколирования результатов |
Характеристика предметной области | Слабо структурированные; слабо и средне документированные | Слабо структурированные; слабо и средне документированные | Слабо структурированные; слабо и средне документированные |
Активные групповые методы
K групповым методам извлечения знаний относятся ролевые игры, дискуссии за «круглым столом» с участием нескольких экспертов и «мозговые штурмы». Основное достоинство групповых методов – это возможность одновременного «поглощения» знаний от нескольких экспертов, взаимодействие которых вносит в этот процесс элемент принципиальной новизны от наложения разных взглядов и позиций.
Метод «круглого стола» предусматривает обсуждение какой-либо проблемы из выбранной предметной области, в котором принимают участие с равными правами несколько экспертов. Обычно вначале участники высказываются в определенном порядке, а затем переходят к живой свободной дискуссии. Число участников дискуссии колеблется от трех до пяти-семи.
Большинство общих рекомендация по извлечению знаний, предложенных ранее, применимо и к данному методу. Однако существует и специфика, связанная с поведением человека в группе.
Ход беседы за круглым столом удобно записывать на магнитофон или диктофон.
«Мозговой штурм» или «мозговая атака» – один из наиболее распространенных методов раскрепощения и активизации творческого мышления.
Кaк правило, штурм длится недолго (около 40 минут). Участникам (до 10 человек) предлагается высказывать любые идеи (шутливые, фантастические, ошибочные) на заданную тему (критика запрещена). Обычно высказывается более 50 идей. При последующем анализе всего лишь 10-15 % идей оказываются разумными, но среди них бывают весьма оригинальные. Оценивает результаты обычно группа экспертов, не участвовавшая в генерации.
Ведущий «мозгового штурма» – инженер по знаниям – должен свободно владеть аудиторией, подобрать активную группу экспертов – «генераторов», не зажимать плохие идеи – они могут служить катализаторами хороших. Искусство ведущего – это искусство задавать вопросы аудитории, «подогревая» генерацию.
Основной девиз штурма – «чем больше идей, тем лучше». Фиксация хода сеанса – традиционная (протокол или магнитофон/диктофон).
Достоинства и недостатки активных групповых методов извлечения знаний представлены в табл. 5.4.
Таблица 5.4
Сравнительные характеристики активных индивидуальных методов
| «Круглый стол» | «Мозговой штурм» |
Достоинства | Позволяет получить более объективные фрагменты знаний Оживляет процедуру извлечения Позволяет участникам обмениваться знаниями | Позволяет выявлять глубинные пласты знаний (на уровне бессознательного) Активизирует экспертов Позволяет получать новое знание (гипотезы) |
Недостатки | Требует больших организационных затрат Отличается сложностью проведения | Возможен только для новых интересных исследовательских проблем Не всегда эффективен (довольно низкий процент продуктивных идей) |
Характеристика предметной области | Слабо структурированные и слабо документированные с наличием спорных проблем | Слабо структурированные и слабо документированные с наличием перспективных «белых пятен» |
Текстологические методы
Среди методов извлечения знаний эта группа является наименее разработанной. К таким методам относятся анализ специальной литературы, анализ учебников и анализ методик.
Перечисленные методы сильно отличаются, во-первых, по степени концентрированности специальных знаний, и, во-вторых, по соотношению специальных и фоновых знаний. Наиболее простым методом является анализ учебников, в которых логика изложения обычно соответствует логике предмета и поэтому макроструктура такого текста будет, наверно, более значима, чем структура текста какой-нибудь специальной статьи. Анализ методик затруднен как раз сжатостью изложения и практическим отсутствием комментариев, то есть фоновых знаний, облегчающих понимание для неспециалистов. Поэтому можно рекомендовать для практической работы комбинацию перечисленных методов.
- 1. Общее представление об экспертной системе
- 2. История возникновения экспертных систем
- 3. Классификация экспертных систем
- 4. Структура экспертной системы
- 5. Технология проектирования экспертных систем
- 5.3. Выбор подходящей проблемы
- 5.4. Разработка прототипа экспертной системы
- 5.4.1. Стадия идентификации
- 5.4.2. Стадия извлечения знаний
- 5.4.3. Стадия структурирования знаний
- 5.4.4. Стадия формализации знаний
- 5.4.5. Стадия реализации
- 5.4.6. Стадия тестирования
- 5.5. Доработка до промышленной экспертной системы
- 5.6. Оценка, стыковка и поддержка системы
- 6. Пример разработки прототипа экспертной системы для решения задач управления качеством