5.4.1. Стадия идентификации
На стадии идентификации проблемы уточняется задача, планируется ход разработки прототипа и определяются [1]:
- необходимые ресурсы (время, люди, компьютеры и т. д.);
- источники знаний (книги, дополнительные эксперты, методики);
- имеющиеся аналогичные экспертные системы;
- цели (распространение опыта, автоматизация рутинных действий и др.).
Идентификация задачи заключается в составлении неформального (вербального) описания, в котором указываются:
- общие характеристики задачи;
- подзадачи, выделяемые внутри данной задачи;
- ключевые понятия (объекты), их входные (выходные) данные;
- предположительный вид решения;
- знания, относящиеся к решаемой задаче.
В процессе идентификации задачи инженер по знаниям и эксперт работают в тесном контакте. Начальное неформальное описание задачи экспертом используется инженером по знаниям для уточнения терминов и ключевых понятий. Эксперт корректирует описание задачи, объясняет, как решать ее и какие рассуждения лежат в основе того или иного решения. После нескольких циклов, уточняющих описание, эксперт и инженер по знаниям получают окончательное неформальное описание задачи.
При проектировании экспертной системы типичными ресурсами являются источники знаний, время разработки, вычислительные средства и объем финансирования. Для эксперта источниками знаний служат его предшествующий опыт по решению задачи, книги, известные примеры решения задач, а для инженера по знаниям – опыт в решении аналогичных задач, методы представления знаний и манипулирования ими, программные инструментальные средства. При определении времени разработки обычно имеется в виду, что сроки разработки и внедрения экспертной системы составляют, как правило, не менее года (при трудоемкости 5 чел.-лет). Определение объема финансирования оказывает существенное влияние на процесс разработки, так как, например, при недостаточном финансировании предпочтение может быть отдано не разработке оригинальной новой системы, а адаптации существующей.
При идентификации целей важно отличать цели, ради которых создается экспертная система, от задач, которые она должна решать. Примерами возможных целей являются:
- формализация неформальных знаний экспертов;
- улучшение качества решений, принимаемых экспертом;
- автоматизация рутинных аспектов работы эксперта (пользователя);
- тиражирование знаний эксперта [3].
На этой стадии происходит знакомство и обучение членов коллектива разработчиков, а также создание неформальной формулировки проблемы. Продолжительность стадии колеблется от 1 до 2 недель.
- 1. Общее представление об экспертной системе
- 2. История возникновения экспертных систем
- 3. Классификация экспертных систем
- 4. Структура экспертной системы
- 5. Технология проектирования экспертных систем
- 5.3. Выбор подходящей проблемы
- 5.4. Разработка прототипа экспертной системы
- 5.4.1. Стадия идентификации
- 5.4.2. Стадия извлечения знаний
- 5.4.3. Стадия структурирования знаний
- 5.4.4. Стадия формализации знаний
- 5.4.5. Стадия реализации
- 5.4.6. Стадия тестирования
- 5.5. Доработка до промышленной экспертной системы
- 5.6. Оценка, стыковка и поддержка системы
- 6. Пример разработки прототипа экспертной системы для решения задач управления качеством