Составные части экспертной системы
Основными компонентами информационной технологии, используемой в экспертной системе, являются (рис. 3.17): интерфейс пользователя, база знаний, интерпретатор, модуль создания системы.
Рис. 3.17. Основные компоненты информационной технологии экспертных систем
Интерфейс пользователя.Менеджер (специалист) использует интерфейс для ввода информации и команде экспертную систему и получения выходной информации из нее. Команды включают в себя параметры, направляющие процесс обработки знаний. Информация обычно выдается в форме значений, присваиваемых определенным переменным.
Менеджер может использовать четыре метода вводаинформации: меню, команды, естественный язык и собственный интерфейс.
Технология экспертных систем предусматривает возможность получать в качестве выходнойинформации не только решение, но и необходимые объяснения. Различают два вида объяснений:
объяснения, выдаваемые по запросам. Пользователь в любой момент может потребовать от экспертной системы объяснения своих действий;
объяснения полученного решения проблемы. После получения решения пользователь может потребовать объяснений того, как оно было получено. Система должна пояснить каждый шаг своих рассуждений, ведущих к решению задачи. Хотя технология работы с экспертной системой не является простой, пользовательский интерфейс этих систем является дружественным и обычно не вызывает трудностей при ведении диалога.
База знаний.Она содержит факты, описывающие проблемную область, а также логическую взаимосвязь этих фактов; Центральное место в базе знаний принадлежит правилам.Правилоопределяет, что следует делать в данной конкретной ситуации, и состоит из двух частей: условия, которое может выполняться или нет, и действия, которое следует произвести, если условие выполняется.
Все используемые в экспертной системе правила образуют систему правил,которая даже для сравнительно простой системы может содержать несколько тысяч правил.
Все виды знаний в зависимости от специфики предметной области и квалификации проектировщика (инженера по знаниям) с той или иной степенью адекватности могут быть представлены с помощью одной либо нескольких семантических моделей. К наиболее распространенным моделям относятся логические, продукционные, фреймовые и семантические сети (см.гл. 16, 17).
Интерпретатор.Это часть экспертной системы, производящая в определенном порядке обработку знаний (мышление), находящихся в базе знаний. Технология работы интерпретатора сводится к последовательному рассмотрению совокупности правил (правило за правилом). Если условие, содержащееся в правиле, соблюдается, выполняется определенное действие, и пользователю предоставляется вариант решения его проблемы.
Кроме того, во многих экспертных системах вводятся дополнительные блоки: база данных, блок расчета, блок ввода и корректировки данных. Блок расчета необходим в ситуациях, связанных с принятием управленческих решений. При этом важную роль играет база данных, где содержатся плановые, физические, расчетные, отчетные и другие постоянные или оперативные показатели. Блок ввода и корректировки данных используется для оперативного и своевременного отражения текущих изменений в базе данных.
Модуль создания системы.Он служит для создания набора (иерархии) правил. Существуют два подхода, которые могут быть положены в основу модуля создания системы:
использование алгоритмических языков программирования и использование оболочек экспертных систем.
Для представления базы знаний специально разработаны языки Лисп и Пролог, хотя можно использовать и любой известный алгоритмический язык.
Оболочка экспертных системпредставляет собой готовую программную среду, которая может быть приспособлена к решению определенной проблемы путем создания соответствующей базы знаний. В большинстве случаев использование оболочек позволяет создавать экспертные системы
- Определение информационной технологии
- Этапы развития информационных технологий
- Новая информационная технология
- Взаимосвязь организаций и информационных систем.
- Формальная организация
- Тенденции развития
- Тема 2. Использование информационных технологий в управлении организацией Роль информационных технологий в управлении организацией
- Глобальное информационное сообщество
- Признаки информационного общества:
- Использование информационных технологий для ведения бизнеса на международном уровне.
- Классификация информационных систем. Классификация информационных систем по признаку структурированности задач Понятие структурированности задач
- Типы информационных систем, используемые для решения частично структурированных задач
- Классификация информационных систем по функциональному признаку и уровням управления Что означает функциональный признак
- Типы информационных систем
- Информационные системы для менеджеров среднего звена
- Стратегические информационные системы
- Стратегические информационные системы
- Информационные системы в фирме
- Прочие классификации информационных систем Классификация по степени автоматизации
- Классификация по характеру использования информации
- Классификация по сфере применения
- Тема 3. Корпоративные информационные системы. ПонятиеКис.
- История возникновения
- Современные концепции кис.
- Перспективы развития
- Отечественные разработки, их преимущества и недостатки.
- Лекция 3. Создание информационных систем, качество и эффективность Тема1. Создание, внедрение и сопровождение информационных систем на производстве.
- Системный подход к планированию ис
- Методология планирования информационных систем
- Библиотечная информационная система
- Структурный подход к проектированию ис
- Объектно-ориентированный подход к проектированию ис
- Унифицированный язык моделирования uml
- Внедрение информационных систем
- Выбор вариантов внедрения информационной технологии в фирме
- Устаревание информационной технологии
- Сопровождение ис на производстве. Тема 2. Качество и эффективность информационных систем. Принципы эффективного использования ит
- Пути повышения эффективности информационных технологий
- Оценка качества ит
- Критерии эффективности, используемые в им. Критерий 1. "Насыщенность компьютерами".
- Критерий 2. "Интеграция ис".
- Критерий 3. "Сети общедоступных информационных банков".
- Подход к оценке эффективности проектов внедрения информационных систем на предприятии
- Количественная оценка вариантов проектов внедрения ис
- Ранжирование вариантов проектов внедрения ис
- Параметр процесса "время"
- Параметр процесса "затраты"
- Параметр процесса "качество"
- Лекция 4. Математическое, программное и информационное обеспечение новых информационных технологий (нит) Тема1. Типы обеспечивающих подсистем. Типы обеспечивающих подсистем
- Информационное обеспечение
- Техническое обеспечение
- Тема2. Математическое и программное обеспечение информационных систем Математическое и программное обеспечение
- Организационное обеспечение
- Правовое обеспечение
- Лекция 5. Системы поддержки принятия решений Тема1. Системы поддержки принятия решений
- Тема2. Аналитические методы и инструменты поддержки принятия управленческих решений.
- Составные части экспертной системы
- Развитие экпертных систем.
- Классификация компьютерных обучающих систем
- Эос как компонент интенсивного обучения специалистов
- Состав системы
- Функции подсистем: лига:Закон Классик
- Лига:Закон Бизнес
- Отличительные особенности систем лига:закон:
- Тема2. .Основы электронной коммерции
- Лекция 11.Case-технологии и их использование Тема1. Case-технологии и их использование
- Тенденции развития современных информационных технологий
- Case-средства. Общая характеристика и классификация
- Понятие case - средств
- Общая характеристика и классификация.Характеристика case - средств
- Технология внедрения case-средств
- Анализ возможностей организации
- Анализ рынка case-средств
- Оценка эффекта
- Условия успешного внедрения
- Оценка сase-средств