Стратегические информационные системы
Развитие и успех любой организации (фирмы) во многом определяются принятой в ней стратегией. Под стратегиейпонимается набор методов и средств решения перспективных долгосрочных задач.
В этом контексте можно воспринимать и понятия "стратегический метод", "стратегическое средство", "стратегическая система" и т.п. В настоящее время в связи с переходом к рыночным отношениям вопросу стратегии развития и поведения фирмы стали уделять большое внимание, что способствовало коренному изменению во взглядах на информационные системы. Они стали расцениваться как стратегически важные системы, которые влияют на изменение выбора целей фирмы, ее задач, методов, продуктов, услуг, позволяя опередить конкурентов, а также наладить более тесное взаимодействие с потребителями и поставщиками. Появился новый тип информационных систем — стратегический.
Стратегическая информационная система— компьютерная информационная система, обеспечивающая поддержку принятия решений по реализации стратегических перспективных целей развития организации.
Известны ситуации, когда новое качество информационных систем заставляло изменять не только структуру, но и профиль фирм, содействуя их процветанию. Однако при этом возможно возникновение нежелательной психологической обстановки, связанное с автоматизацией некоторых функций и видов работ, так как это может поставить некоторую часть сотрудников и рабочих под угрозу сокращения.
Рисунок 3. Внешние факторы, воздействующие на деятельность фирмы
Рассмотрим качество информационной системы как стратегического средства деятельности любой организации на примере фирмы, выпускающей продукцию, аналогичную уже имеющейся на потребительском рынке. В этих условиях необходимо выдержать конкуренцию с другими фирмами. Что может принести использование информационной системы в этой ситуации?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять взаимосвязь фирмы с ее внешним окружением. На рис. 3.7 показано воздействие на фирму внешних факторов:
конкурентов, проводящих на рынке свою политику;
покупателей, обладающих разными возможностями по приобретению товаров и услуг;
поставщиков, которые проводят свою ценовую политику.
Фирма может обеспечить себе конкурентное преимущество, если будет учитывать эти факторы и придерживаться следующих стратегий:
создание новых товаров и услуг, которые выгодно отличаются от аналогичных;
отыскание рынков, где товары и услуги фирмы обладают рядом отличительных признаков по сравнению с уже имеющимися там аналогами;
создание таких связей, которые закрепляют покупателей и поставщиков за данной фирмой и делают невыгодным обращение к другой;
снижение стоимости продукции без ущерба качества.
Информационные системы стратегического уровня помогают высшему звену управленцев решать неструктурированные задачи, подобные описанным выше, осуществлять долгосрочное планирование. Основная задача — сравнение происходящих во внешнем окружении изменений с существующим потенциалом фирмы. Они призваны создать общую среду компьютерной и телекоммуникационной поддержки решений в неожиданно возникающих ситуациях. Используя самые совершенные программы, эти системы способны в любой момент предоставить информацию из многих источников. Для некоторых стратегических систем характерны ограниченные аналитические возможности.
На данном организационном уровне ИС играют вспомогательную роль и используются как средство оперативного предоставления менеджеру необходимой информации для принятия решений.
В настоящее время еще не выработана общая концепция построения стратегических информационных систем вследствие многоплановости их использования не только по целям, но и по функциям. Существуют две точки зрения: одна базируется на мнении, что сначала необходимо сформулировать свои цели и стратегии их достижения, а только затем приспосабливать информационную систему к имеющейся стратегии; вторая — на том, что организация использует стратегическую ИС при формулировании целей и стратегическом планировании. По-видимому, рациональным подходом к разработке стратегических информационных систем будет методология синтеза этих двух точек зрения.
Характеристики управленческих информационных систем:
используются для поддержки принятия решений структурированных и частичнр структурированных задач на уровне контроля за операциями;
ориентированы на контроль, отчетность и принятие решений по оперативной обстановке;
опираются на существующие данные и их потоки внутри организации;
имеют малые аналитические возможности и негибкую структуру.
Системы поддержки принятия решенийобслуживают частично структурированные задачи, результаты которых трудно спрогнозировать заранее. Они имеют более мощный аналитический аппарат с несколькими моделями. Информацию получают из управленческих и операционных информационных систем. Используют эти системы все, кому необходимо принимать решение: менеджеры, специалисты, аналитики и пр. Например, их рекомендации могут пригодиться при принятии решения покупать или взять оборудование в аренду и пр.
Характеристики систем поддержки принятия решений:
обеспечивают решение проблем, развитие которых трудно прогнозировать;
оснащены сложными инструментальными средствами моделирования и анализа;
позволяют легко менять постановки решаемых задач и входные данные;
отличаются гибкостью и легко адаптируются к изменению условий по несколько раз день;
имеют технологию, максимально ориентированную на пользователя.
- Определение информационной технологии
- Этапы развития информационных технологий
- Новая информационная технология
- Взаимосвязь организаций и информационных систем.
- Формальная организация
- Тенденции развития
- Тема 2. Использование информационных технологий в управлении организацией Роль информационных технологий в управлении организацией
- Глобальное информационное сообщество
- Признаки информационного общества:
- Использование информационных технологий для ведения бизнеса на международном уровне.
- Классификация информационных систем. Классификация информационных систем по признаку структурированности задач Понятие структурированности задач
- Типы информационных систем, используемые для решения частично структурированных задач
- Классификация информационных систем по функциональному признаку и уровням управления Что означает функциональный признак
- Типы информационных систем
- Информационные системы для менеджеров среднего звена
- Стратегические информационные системы
- Стратегические информационные системы
- Информационные системы в фирме
- Прочие классификации информационных систем Классификация по степени автоматизации
- Классификация по характеру использования информации
- Классификация по сфере применения
- Тема 3. Корпоративные информационные системы. ПонятиеКис.
- История возникновения
- Современные концепции кис.
- Перспективы развития
- Отечественные разработки, их преимущества и недостатки.
- Лекция 3. Создание информационных систем, качество и эффективность Тема1. Создание, внедрение и сопровождение информационных систем на производстве.
- Системный подход к планированию ис
- Методология планирования информационных систем
- Библиотечная информационная система
- Структурный подход к проектированию ис
- Объектно-ориентированный подход к проектированию ис
- Унифицированный язык моделирования uml
- Внедрение информационных систем
- Выбор вариантов внедрения информационной технологии в фирме
- Устаревание информационной технологии
- Сопровождение ис на производстве. Тема 2. Качество и эффективность информационных систем. Принципы эффективного использования ит
- Пути повышения эффективности информационных технологий
- Оценка качества ит
- Критерии эффективности, используемые в им. Критерий 1. "Насыщенность компьютерами".
- Критерий 2. "Интеграция ис".
- Критерий 3. "Сети общедоступных информационных банков".
- Подход к оценке эффективности проектов внедрения информационных систем на предприятии
- Количественная оценка вариантов проектов внедрения ис
- Ранжирование вариантов проектов внедрения ис
- Параметр процесса "время"
- Параметр процесса "затраты"
- Параметр процесса "качество"
- Лекция 4. Математическое, программное и информационное обеспечение новых информационных технологий (нит) Тема1. Типы обеспечивающих подсистем. Типы обеспечивающих подсистем
- Информационное обеспечение
- Техническое обеспечение
- Тема2. Математическое и программное обеспечение информационных систем Математическое и программное обеспечение
- Организационное обеспечение
- Правовое обеспечение
- Лекция 5. Системы поддержки принятия решений Тема1. Системы поддержки принятия решений
- Тема2. Аналитические методы и инструменты поддержки принятия управленческих решений.
- Составные части экспертной системы
- Развитие экпертных систем.
- Классификация компьютерных обучающих систем
- Эос как компонент интенсивного обучения специалистов
- Состав системы
- Функции подсистем: лига:Закон Классик
- Лига:Закон Бизнес
- Отличительные особенности систем лига:закон:
- Тема2. .Основы электронной коммерции
- Лекция 11.Case-технологии и их использование Тема1. Case-технологии и их использование
- Тенденции развития современных информационных технологий
- Case-средства. Общая характеристика и классификация
- Понятие case - средств
- Общая характеристика и классификация.Характеристика case - средств
- Технология внедрения case-средств
- Анализ возможностей организации
- Анализ рынка case-средств
- Оценка эффекта
- Условия успешного внедрения
- Оценка сase-средств