logo search
[1 курс] Компьютерная графика и мультимедиа

Управление цветом в компьютерной графике.

Законы Гроссмана (синтеза цвета)

Первые исследования – Исаака Ньютона:

Современная теория цвета Г. Гроссмана (1853 год):

Любой цвет можно выразить 3 цветами, если они линейно независимы (не могут быть получены сложением двух других цветов)

При непрерывном изменении излучения цвет изменяется также непрерывно

Цвет смеси излучений зависит только от цветов, но не только спектрального состава

Понятие аддитивные и субтрактивные цвета.

Восприятия цвета излучения и отражения происходит по разному. Восприятие цвета излучения сводится к сложению цветов (белый цвет).

Цвета, которые имея наибольшую при наложении друг на друга дают белый цвет называются аддитивными и характерны для излучения. Отражающая поверхность поглощает цвет.

Тогда 3 первичных цвета имеющих наибольшую интенсивность наложения друг на друга дают черный цвет. Такие цвета называются субтрактивными и характерны для отражающих цветов.

Модели цветов.

Моделью цвета называют описание способа получения любого оттенка с помощью параметров описывающих этот цвет. В модель могут быть добавлены другие параметры, учитывающие освещенность, яркость.

Модель RGB использует 3 параметра, кодирующие интенсивность Красного, Зеленого и Синего. Эта модель аддитивная и аппаратно зависима.

Модель CMY – модель, основанная на Голубом, Малиновом и Желтом. Это модель с субтрактивными цветами и аппаратно зависима. Позволяет получить меньшее число оттенков.

Цветовой круг.

- это средство управления цветом. Цвет можно выбрать просто щелчком мыши.

Цветовые круги/прямоугольники часто используются в качестве элементов управления цветом в графических редакторах.

Влияние освещенности на восприятие цвета и его учет в цветовых моделях.

Влияние освещенности на восприятие цвета можно отследить на листве деревьев:

Изначально в цветовых моделях учитывается только насыщенность. При уменьшении освещенности приглушает разницу оттенка цвета от какого-то среднего значения. Поэтому в современных моделях цвета появилась яркость и освещенность.

Примеры: двумерный круг Ньютона, модели CMYK, HSB, HLS, Lab.

Наиболее простой моделью является двумерный круг Ньютона. Он состоит из множества кругов Освальда, построенных для разных яркостей освещения. Они образуют многослойную структуру. По вертикали – яркость. По кругу – изменение цветового тона. По радиусу – насыщенность цвета.

Цветовая модель CMYK (модель полиграфиста).

Ее недостаток – пренебрежение влиянием освещенности на восприятие цвета.

Дополнительная координата «К», задающая восприятие оттенка от белого к черному.

Цветовая модель HSV (HSB).

Имеет 2 представления: цилиндрическое и коническое.

Цветовой тон задается координатами и откладывается по кругу (от 0° до 360°, в баллах 0-100 либо 0-239). Насыщенность задается координатой «S» по радиусу (0-100). Яркость задается координатой «V(B)» 0-100. Является нелинейным преобразованием RGB. Аппаратно зависима.

Цветовая модель HSL (HSV).

Описывается цилиндрами.

H – цветовой тон – 0-360

S – насыщенность – 0-100

L – светлота – 0-100

Модель учитывает не только затемнение цветовых оттенков до черного цвета при недостаточном освещении, но и выцветание цветов до белого при ярком освещении.

Цвета, соответствующие пределам яркости в модели HSV получаются в модели HSL при половинной светлоте.

Цветовая модель Lab.

Модель основана на 3 параметрах:

L – яркость – 0-100

A – цветовой параметр, меняющийся от Зеленого к Малиновому через серый.

B – цветовой параметр, меняющийся от Синего к Желтому через серый.

На оси цилиндра нанесены точки серого цвета различной яркости. Позволяет регулировать яркость не затрагивая цветовой тон. Имеет самый широкий цветовой охват. Аппаратно независима.

Цветовая модель Grayscale.

Используется для черно-белых устройств. Предполагает воспроизведение множества оттенков серого цвета.

Индексированные (плашечные) цвета.

Обеспечивает передачу 256 цветов.

Цвета размещены в таблице (палитре) переменной емкости. Каждый цвет имеет свой номер в одномерной таблице. Их 3 вида:

Управление цветами в приложениях.

Сглаживание цветов – способ передачи цветов, несуществующих в палитре, достигается чередованием окраски смежных пикселов цветами палитры.

Способы сглаживания цветов.

  1. Узор – правильная последовательность чередования цветов пикселов.

  2. Диффузия – создание последовательности цветов.

  3. Шум – неупорядоченное чередования пикселов.

Графические редакторы и приемы работы с ними.

Существует множество графических редакторов, возможности которых определяются их назначением.

Простейшие: Paint, Paint.NET, MS Office.

Мощные: Corel DRAW, Adobe Photoshop, Adobe Illustrator.

Для подготовки печатной продукции применяются настольные издательские системы: Page Maker, Corel VENTURA и MS Publisher.

Программы для работы с анимацией: Image Ready, Adobe Flash.

Системы автоматизированного проектирования: AutoCAD и Компас.

Также имеются конверторы графических файлов и программы преобразования растровых файлов в векторные.

Заголовок

Меню команд

Панели управления

Панель инструментов

Рабочий лист

Браузер слоев

Браузер объектов

Прочие окна

Палитра цветов