logo
[1 курс] Компьютерная графика и мультимедиа

Основы компьютерной графики.

Компьютерная графика – изображение (статическое или анимированное), которое создано с помощью компьютера.

Существует 3 способа создания статических изображений:

Достоинства растровых изображений:

  1. Передача изображения в фотографическом качестве

  2. Почти не происходит потеря информации

Недостатки растровых изображений:

  1. Масштабируемость (при увеличении рисунка появляется «лестничный эффект», а при уменьшении исчезают некоторые детали)

  2. Большой размер

  3. Попиксельная обработка

Достоинства векторных изображений:

  1. Масштабируемость

  2. Многослойность

  3. Небольшой размер файла, хранящего изображение

Недостатки векторных изображений:

  1. Неестественная картинка

Классификация графики по числу измерений.

2D – плоская графика

3D – имитация объема средствами графики

4D – усиление восприятия объема с помощью звуковых иллюзий

Классификация графики по возможности изменения по времени.

Кино- и видео- информация – поток картинок сменяющих друг друга.

Анимированная графика – оформляется в виде единого файла анимации, в которой встроен сценарий анимации. Анимированная графика – множество статических изображений, скомпонованных в один файл со сценарием.

Передача цветов и их оттенков.

Простейший рисунок требует 2 цвета: цвет переднего плана и цвет фона. Такое изображение называется монохромным.

Управление цветом пикселей осуществляется двумя способами:

а) в электронно-лучевой трубке – потоком электронов возбуждается люминофор.

б) в ЖК мониторах один слой создает равномерное свечение, а второй слой из жидких кристаллов меняет прозрачность каждого пиксела изображения.

Для того чтобы создать цветное изображение используется открытие И. Ньютона, который сумел с помощью стеклянной призмы разложить луч белого цвета на составляющие разных цветов.

Было сделано открытие, что белый и черный цвет могут быть синтезированы их 3-х независимых цветов. Первичных цвета – 3 цвета, каждый из которых не может быть создан на основе двух остальных.

В электронно-лучевых мониторах для создания цвета используется люминофоры, светящиеся разным цветом. В ЖК мониторах каждый пиксель передается 3 жидкими кристаллами, цвет которых проходит через дополнительные светофильтры.

При печати на ч/б принтере цвета передаются разными оттенками серого цвета. Для этого каждый пиксель изображения состоит из 4 точек которые открашиваются либо капельками чернил, либо тонером.

Модель описания цвета.

- это описание оттенков цветов в соответствии возможности воспроизведения/создания.

Наиболее старой и понятной моделью является RGB. Существуют и другие модели: CMYK, HSB, HSL, Lab, Greyscale.

Следует иметь ввиду, что не все оттенки цветов одинаково передаются всеми мониторами и принтерами.

Однако существует некоторое множество цветов, которое передается всеми мониторами одинаково – WEB цвета.

В следствии несовершенства мониторов/принтеров необходимо устанавливать соответствия оттенков мониторов и принтеров. Решением этой проблемы является цветовая калибровка мониторов и принтеров.

Растровая графика.

- это множество точек изображения, организованных в столбцы и строчки.

Для организации точки имеют номера, которые задаются парой чисел (номер столбца/строки).

Источниками растровых файлов являются источники видеосигнала, программы фотографирования экрана монитора, программы для создания графических материалов (Paint, Adobe Photoshop)

Процесс вывода растровой графики на экран называется разверткой. Существует 2 вида развертки: построчная и чересстрочная.

Построчная – вывод растровой графики по строкам.

Чересстрочная – вывод сначала четных строк, а затем нечетных.

Частота повторения развертки влияет на качество изображения.

Существенными параметрами растровой графики являются размер, разрешение и глубина пикселов. Размер – количество строк и столбцов изображения (это показатель объёма изображения, а не размер файла). Разрешение (разрешающая способность) – число указывающее количество точек или пикселей изображения приходящееся на единицу линейного изображения (число пикселей на 1 см может быть разным по высоте). Единица измерения – PPI, иногда используется метрическая единица RES (число точек на один мм). Глубина пикселей показывает, сколько разных цветов может быть представлено одним пикселем поверхности.

Глубина пиксела

Количество цветов

1

2

8

256

10

1 024

12

4 096

14

16 384

24

16 000 000

Примечание. Поскольку для кодирования цвета выделяется множество бит, то при использовании модели с 3 первичными цветами это множество можно разбить на 3 группы и в каждой группе выделить старшие и младшие биты. Младшие биты меняют оттенок незначительно и иногда используются для создания скрытого текста (стеганографии).