1.4. Эволюционные этапы развития ит
Развитие информационных технологий можно разделить на эволюционные этапы, представленные на рисунке 4.
1 этап | ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ РЕЧИ |
2 этап | ПОЯВЛЕНИЕ ПИСЬМЕННОСТИ |
3 этап | РАСПРОСТРАНЕНИЕ КНИГОПЕЧАТАНИЯ (XV В.) |
4 этап | ИЗОБРЕТЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ СРЕДСТВ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ, РАДИО, ТЕЛЕГРАФА, ТЕЛЕФОНА (КОНЕЦ XIX-НАЧАЛО XX В.) |
5 этап | ИЗОБРЕТЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ И ЭЛЕКТРОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ МАШИН (СЕРЕДИНА XX В.) |
6 этап | ИЗОБРЕТЕНИЕ МИКРОПРОЦЕССОРА, СОЗДАНИЕ ПЕРСОНАЛЬНОГО КОМПЬЮТЕРА (ПК) (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XX В. - НАЧАЛО XXI В.) |
Рис. 4. Этапы эволюционного развития ИТ
Исходя из определения понятия «информационная технология», под которой понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления, можно заключить, что история развития информационных технологий берет свое начало с появления речи. Этот период рассматривают как первый этап эволюции информационных технологий.
Упростился обмен информации между отдельными людьми при личном контакте. Также упростилась передача информации между ближайшими поколениями людей (от деда к отцу и далее к внуку). Появились хранители знаний – жрецы, духовенство. Доступ к знаниям и информации был ограничен, поэтому знания не могли существенно влиять на производственные и социальные процессы в обществе.
Однако передача информации «из уст в уста» терялась со смертью человека. Кроме того, не было возможности организовать передачу информации ни во времени, ни в пространстве без участия человека.
Второй этап эволюции информационной технологии связан с появлением письменности. Появилась возможность накапливать и передавать информацию многим поколениям. В качестве носителя информации использовалось письменное сообщение. Благодаря этим возможностям информационная технология поднялась на следующую ступень развития.
Появление в 1445 г. первого печатного станка и книгопечатания привело к третьему этапу эволюции информационной технологии, который длился около 500 лет. Знания стали тиражироваться, ускорился обмен информацией между людьми. Информация уже могла влиять на производство. Появились станки, паровые машины, фотография, телеграф, радио.
Тем не менее, еще до конца XIX в. около 95% работающего населения было занято в сфере материального производства, а в информационной сфере – не более 5%. К середине XX в. процент населения, занятого в информационной сфере, возрос примерно до 30% от всего трудового населения развитых стран, и далее эта тенденция продолжает возрастать.
В конце XIX – начале XX в. наступил четвертый этап информационной эволюции, связанный с изобретением и распространением средств передачи информации: радио, телеграфа, телефона и т. д.
Появилась возможность передавать информацию в режиме реального времени на любые расстояния.
Появление первых электронно-вычислительных машин в 1946 г. привело к переходу на пятый этап эволюции информационных технологий. Был создан способ записи и долговременного хранения формализованных знаний, при котором эти знания могли непосредственно влиять на режим работы производственного оборудования. Появилась возможность передачи видео- и аудиоинформации на большие расстояния, появилась возможность создания информационных фондов.
В течение пятого этапа происходило развитие ЭВМ, что приводило к последовательному развитию информационных технологий.
Основным критерием функционирования информационных технологий в этот период являлась экономия машинных ресурсов. При этом преследовалась цель максимальной загрузки оборудования, которая обеспечивалась организацией пакетного режима обработки информации.
Пакетный режим резко повысил производительность использования ЭВМ, но затруднил процесс отладки программ и создания новых программных продуктов.
В начале 80-х гг. появились мини-ЭВМ и ЭВМ третьего поколения на больших интегральных схемах. Основным критерием создания информационных технологий на базе ЭВМ третьего поколения стала экономия труда программиста, что было реализовано посредством разработки инструментальных средств программирования. Появились операционные системы второго поколения, работающие в трех режимах:
реального времени;
разделения времени;
в пакетном режиме.
Системы разделения времени позволили специалисту работать в диалоговом режиме, так как ему выделялся квант времени, в течение которого он имел доступ ко всем ресурсам системы. Появились языки высокого уровня (PL, Pascal и др.), пакеты прикладных программ (ППП), системы управления базами данных (СУБД), системы автоматизации проектирования (САПР), диалоговые средства общения с ЭВМ, новые технологии программирования (структурное и модульное), появились глобальные сети ЭВМ, сформировалась новая научная отрасль – информатика.
Информатика – это наука, изучающая законы и методы сбора, накопления, хранения, передачи и обработки информации с использованием средств вычислительной техники.
Для автоматизации управления экономическими объектами разрабатывались автоматизированные системы управления (АСУ), автоматизированные системы обработки данных и другие автоматизированные системы обработки экономической информации (СОЭИ).
Шестой этап эволюции информационных технологий начался с появления микропроцессора и персонального компьютера (ПК).
Персональный компьютер – это инструмент, позволяющий формализовать и сделать широкодоступными для автоматизации многие из трудноформализуемых процессов человеческой деятельности. Основным критерием функционирования информационных технологий явилось использование их для формализации знаний и внедрения во все сферы человеческой деятельности.
Широкое распространение получили диалоговые операционные системы, например Unix, автоматизированные рабочие места (АРМ), экспертные системы, базы знаний, локальные вычислительные сети, гибкие автоматизированные производства, распределенная обработка данных.
Информатизация общества – это процесс удовлетворения информационных потребностей человечества в информационных ресурсах.
Информация становится ресурсом наравне с материалами, энергией и капиталом. Появилась новая экономическая категория – национальные информационные ресурсы. Профессиональные знания в наукоемких изделиях на базе персональных компьютеров составляют уже приблизительно 70 % себестоимости, а число занятых в сфере обработки информации – 60–80 % трудового населения развитых стран.
В этот период разрабатываются информационные технологии для автоформализации знаний с целью информатизации общества.
Появились машины с параллельной обработкой данных – транспьютеры. Для них был создан новый язык – язык параллельного программирования. Появились портативные ЭВМ, не уступающие по мощности большим, бесклавиатурные компьютеры, а также графические операционные системы и новые информационные технологии, объектно ориентированные, гипертекст, мультимедиа, CASE-технология и т. д.
Несмотря на общее эволюционное развитие информационных технологий, существует несколько точек зрения на развитие ИТ с использованием средств вычислительной техники, которые определяются различными классификационными признаками деления [1, с. 19].
Общим для всех подходов является то, что с появлением ПЭВМ начался новый этап развития информационной технологии. Основной целью становится удовлетворение персональных информационных потребностей человека как для профессиональной сферы, так и для бытовой.
- Раздел 1. Введение в информационные технологии (5 часов) Лекция 1. Введение в информационные технологии (ит) (3 часа)
- 1.1. Понятие ит. Сравнение информационной и производственной технологии
- 1.2. Свойства ит
- 1.3. Роль ит в развитии общества
- 1.4. Эволюционные этапы развития ит
- 1.5. Развитие современных ит
- Лекция 2. Классификация информационных технологий (2 часа)
- Раздел 2. Платформа в информационных технологиях (5 часов) Лекция 3. Платформа в информационных технологиях (3 часа)
- 3.1. Понятие платформы
- 3.2. Совместимость компьютерных платформ
- 3.3. Операционная система как составная часть платформы
- Лекция 4. Критерии выбора платформы (2 часа)
- 4.1. Прикладные решения и средства их разработки
- 4.2. Критерии выбора платформы
- Раздел 3. Технологические процессы обработки информации в информационных технологиях (6 часов) Лекция 5. Технологический процесс обработки информации (3 часа)
- 5.1. Понятие технологического процесса обработки информации (тпои)
- 5.2. Классификация тпои
- 5.3. Операции тпои
- Лекция 6. Средства реализации операций обработки информации (2 часа)
- 6.1. Средства формирования первичной информации
- 3. Технические устройства формирования документов.
- 6.2. Средства передачи информации
- 6.3. Средства хранения и поиска информации
- 6.4. Средства обработки информации
- Лекция 7. Организация технологического процесса обработки информации (1 час)
- 7.1. Стандартизация тпои
- 7.2. Этапы тпои
- 7.3. Взаимосвязь операций тп
- Раздел 4. Информационные технологии конечного пользователя (7 часов) Лекция 8. Автоматизированное рабочее место (арм) (2 часа)
- 8.1. Организационные формы обработки информации. Принципы их построения
- 8.2. Понятие автоматизированного рабочего места
- 8.3. Виды арм
- 8.4. Виды обеспечения арм
- 8.5. Арм специалиста по мониторингу и прогнозированию чс
- Лекция 9. Электронный офис (2 часа)
- 9.1. Понятие электронного офиса. Процедуры обработки документов
- 9.2. Программные средства электронного офиса
- 9.3. Аппаратные средства электронного офиса
- Лекция 10. Пользовательский интерфейс (3 часа)
- 10.1. Понятие пользовательского интерфейса
- 1. Развитие концепций логического представления данных.
- 10.2. Классификация пользовательского интерфейса
- 10.3. Критерии качества пользовательского интерфейса
- Раздел 5. Технологии открытых систем (4 часа) Лекция 11. Открытые системы (2 часа)
- 11.1. Понятие и принципы открытых систем
- 11.2. Стандарты ит
- 11.3. Эталонная модель взаимодействия технологии открытых систем
- 11.4. Технология передачи информации в модели взаимодействия открытых систем
- Лекция 12. Характеристика уровней модели взаимодействия открытых систем (2 часа)
- Раздел 6. Информационные технологии в локальных и корпоративных сетях (6 часов) Лекция 13. Компьютерные сети (2 часа)
- 13.1. Понятие и классификация компьютерных сетей
- 13.2. Понятие локальных вычислительных сетей
- 13.3. Компоненты лвс
- 13.4. Топология лвс
- 13.5. Методы доступа к информации в лвс
- Лекция 14. Распределенная обработка данных (2 часа)
- 14.1. Локальная и распределенная базы данных
- 14.2. Технология «клиент-сервер»
- 14.3. Модели реализации технологии «клиент-сервер»
- Лекция 15. Информационные хранилища. Корпоративные системы (2 часа)
- 15.1. Понятие информационного хранилища
- 15.2. Технология помещения данных в информационное хранилище
- 15.3. Виды информационного хранилища
- 15.4. Технологии групповой работы
- 15.5. Корпоративная информационная система
- 15.6. Технология видеоконференций
- Раздел 7. Информационные технологии в глобальных сетях (12 часов) Лекция 16. Глобальная сетьInternet. Электронная почта. Телеконференции (3 часа)
- 16.1. История развития глобальной сети Internet
- 16.2. Использование сети Internet как источника информации по проблемам безопасности жизнедеятельности
- 1. Сайт кафедры «Экология и промышленная безопасность» мгту им. Н. Э. Баумана
- 2. Учебный сайт «Автоэкзаменатор по охране труда»
- 3. Сайт ассоциации с ограниченной ответственностью «Восток-Сервис»
- 4. Сайт научно-производственного предприятия «Циклон-Тест»
- 5. Сайт журнала «Спецодежда и охрана труда»
- 6. Сайт «Охрана труда в предпринимательстве»
- 7. Сайт «Охрана труда и тб»
- 8. Сайт «Интернет Академии безопасного труда»
- 9. Сайт Всероссийской конфедерации труда
- 10. Сайт Санкт-Петербургского научно-исследовательского института охраны труда ордена «Знак Почета»
- 11. Сайт Научно-исследовательского института охраны труда (г. Иваново)
- 16.3. Электронная почта
- 1. Прием сообщений и автономный просмотр.
- 2. Пересылка оперативных сообщений.
- 3. Отправка заранее подготовленных файлов с текстовой информацией.
- 4. Организация функционирования адресной книги.
- 5. Пересылка графических факсимильных копий документов.
- 6. Оповещение пользователя о получении новой корреспонденции.
- 7. Выполнение фильтрации сообщений.
- 8. Поддержка «черного» и «белого» списков.
- 9. Упорядочение сообщений
- 10. Автоматическая подготовка шаблонов документов для их отправки
- 12. Поддержка множественных идентификационных записей
- 13. Поддержка множественных учетных записей
- 14. Управление «почтовым ящиком»
- 15. Слежение и контроль за исполнением работ
- 16. Резервирование и архивация сообщений
- 17. Автоматическая генерация ответа и переадресации
- 18. Экспортно-импортные функции
- 16.3. Телеконференции
- Лекция 17. Гипертекстовые технологии. Технологии мультимедиа (3 часа)
- 17.1. Понятие гипертекстовой технологии. Структурные элементы
- 17.2. Виды навигаций по гипертекстовому документу
- 17.3. Применение гипертекстовых технологий в глобальных сетях
- 17.4. Технологии мультимедиа
- Лекция 18. Географические информационные системы (гис) (6 часов)
- Библиографический список