8.3. Особенности оригиналов акциденции.
Оригиналы для набора акцидентных работ можно подразделить на две группы: оригиналы издательской акциденции и оригиналы акциденции малых форм и афишно-плакатной продукции. Все оригиналы книжно-журнальной (издательской) акциденции оформляют художники издательств.
Оригиналы издательской акциденции полностью размечены, т.е. строки текста сгруппированы по смыслу и отделены друг от друга, определен композиционный центр и указана соподчиненность главных и второстепенных оформительских элементов. Дополнительно часто указывается цвет печатной бумаги и печатных красок.
Оригиналы для набора акциденции малых форм обычно не размечены для набора, оригиналы афишно-плакатных работ частично размечены, т.е. указан общий формат набора, кегль и гарнитура; шрифта и группировка текстовых строк.
Набирать акциденцию, пользуясь только оригиналом, даже правильно размеченным, очень трудно, поэтому возникает необходимость составления эскиза или макета. Часто для сложных акцидентных работ оригинал изготовляют после утверждения эскиза. В эскизе зрительно воплощается образ оформления акцидентной формы, при этом необходимо учитывать возможности полиграфической базы, чтобы художественные достоинства оформления акцидентной работы не были потеряны.
Эскизы делятся на три вида:
эскиз, передающий общее решение оформления и примерную схему композиции без уточнения места и размеров ее составных элементов;
эскиз, композиционно оформленный, с указанием размеров, места и тональности каждого элемента, но без точной прорисовки деталей изображения;
эскиз-оригинал, полностью подготовленный для набора.
Эскиз первого вида используется для набора акциденции малых форм и афишно-плакатной продукции. Он может быть изготовлен художником или наборщиком. Делается предварительный набросок членения и размещения текста оригинала, линеек, орнамента и иллюстраций. Текст на эскизе имеет вид прямоугольника без прорисовки или с частичной прорисовкой главных строк.
Эскиз второго вида используется для простых титулов и обложек. Поиски правильного композиционного построения ведутся разными путями, например при помощи подвижных изобразительных элементов. Для этого рисуют строки (штрихами), по кеглю и формату, равные строкам будущего текста, а затем вырезают их по контуру. Передвигая эти строки на полосе выбранного формата, определяют их место и уточняют размеры. Другие элементы композиции рисуют на отдельных полосах.
Более точный прием компоновки — рисование отдельных элементов композиции на прозрачных пленках, а затем совмещение их в определенном формате, часто на цветных и декорированных фонах с использованием различных рамок. Это позволяет выбрать наилучший композиционный прием и уточнить место и размеры отдельных элементов композиции.
Многострочную композицию начинают строить сверху, при этом фиксируют только высоту наборных строк (кегль с учетом размера кегельной площадки), затем определяют верхнее и нижнее поля и высоту всей композиции приводят в соответствие с форматом. В некоторых случаях удобнее делать подвижными не композиционные элементы, а формат полосы и страницы, для чего вырезают рамку соответствующего формата, при помощи которой определяют расположение элементов на странице и размеры полей.
Приемы построения эскизов второго вида могут использоваться на мониторах автоматизированных рабочих мест — КИС.
При комбинированном оформлении акцидентных работ используют как рисованный, так и наборный шрифты. В таких эскизах рисуют крупные главные строки (будущие фотоформы), а второстепенные элементы намечают к набору. Основное внимание при проектировании комбинированного оформления акциденции необходимо обращать на органическое сочетание рисованных и наборных шрифтов.
Наборная строка на эскизе может быть изображена отдельными буквами или в виде прямоугольного контура соответствующего размера и цвета. Чтобы не было значительного расхождения длины проектируемой и наборной строк, формат набора строк рассчитывается исходя из количества букв в строке (с учетом пробелов) и уточненной ширины букв определенной гарнитуры и кегля. При проектировании набора вразрядку добавляется размер разрядки.
Цветовое решение эскиза должно быть по возможности точным. При уточнении или изменении цветового тона можно не делать нового эскиза, а цветной образец приложить к оригиналу. Для большей наглядности на эскизе передается не только цвет ткани или обложечной бумаги, но и ее фактура.
После одобрения эскиза создается оригинал, для чего размеченные и тщательно прорисованные на отдельных листах шрифтовые строки точно переводят на оригинал. Затем оригинал выполняют в цвете. Эскизы и оригиналы акцидентных работ выполняют в натуральную величину. Оригиналы многоцветных изображений можно выполнять на одном листе, если не предусматривается смешение красок при печати. Если же предполагается печатный процесс с наложением красок одна на другую, то для каждой краски изготовляется свой оригинал либо вручную, либо фотографическим способом, либо на настольно-издательских системах.
Для более сложных акцидентных работ необходимо составление макета. Макет — это модель будущей акциденции. Все элементы композиции должны быть того же кегля и начертания, что и в готовом издании. Строки должны быть точно сгруппированы и расположены на странице оригинала с учетом всех пробелов и отбивок.
Макеты подразделяются на графические и выклейные. При изготовлении графического макета текст точно расчленяют на строки, размещают по своим местам и выписывают (главные строки полностью, а второстепенные — частично), вычерчивают рисунок линеек, орнамента, вклеивают ксерокопии, распечатку иллюстраций или оттиски, указывают отбивки и цвет предполагаемой печатной краски.
Выклейной макет изготовляют для наиболее сложных акцидентных работ. Для выклейного макета используют распечатки (копии, оттиски) всех наборных и изобразительных элементов. Часто используют распечатки, предназначенные для первой корректуры.
В настоящее время макетирование акцидентных полос чаще выполняется с использованием монитора КИС.
Ручное деление оригинала производится при помощи кальки. При фотографическом способе с многоцветного оригинала (или эскиза) получают несколько вялых диапозитивов по числу красок, на каждом из которых черной тушью прорисовывают выделяемый цвет. Остальные части изображения, которые планируется воспроизводить другими цветами, удаляются с диапозитивов ослабляющим раствором.
На эскизе, по которому предполагается набирать текст сложных и комбинированных обложек, в соответствии с выбранными размерами размещаются все элементы композиции, а на полях указываются их размеры (включая и размеры пробелов между ними) в полиграфической системе измерений, название гарнитуры и кегль шрифта.
- Обработка текстовой информации
- 8.3. Особенности оригиналов акциденции………………………………………………….
- 9. Основные правила и особенности набора……………………………………………………..
- Введение
- 1. Техпроцесс подготовки публикаций к изданию
- 2. Издательско-полиграфические системы измерений
- 3. Развитие технологии наборного производства. Способы набора
- 3.1. Наборно-отливной способ
- 3.2. Наборно-фотографический способ (фотонабор)
- 3.3. Компьютерный набор
- 3.3.2. Аппаратное обеспечение нис.
- 3.3.3. Невещественные шрифтоносители
- 3.3.4. Программные средства нис.
- 4. Издательства и полиграфические предприятия. Общие сведения
- 4.1. Виды и функции издательств и полиграфических предприятий
- 4.2. Основные издательско-полиграфические термины
- 5. Основные виды печатных изданий и их особенности
- 5.1. Виды печатных изданий
- 5.2. Основные конструктивные и оформительские элементы печатных изданий
- 5.3. Издательская информация
- 6. Выбор формата изданий
- 6.1. Форматы и варианты оформления изданий
- 6.2. Выбор формата для книг и журналов
- 6.3. Газетные форматные нормативы
- 6.4. Выбор формата календарей, листовой продукции, акциденции
- 7. Шрифты
- 7.1. Основные понятия и терминология
- 7.2. Элементы букв (рис. 7.1 ):
- 7.3. Классификация шрифтов
- 7.4. Характеристика шрифтов
- 7.5. Выбор шрифта для набора основного, дополнительного и вспомогательного текстов
- Кегль шрифта для набора главных строк титульных полос
- 7.5.6. Композиция акцидентных форм
- 7.6. Основные правила по использованию шрифтов
- 8. Издательские текстовые оригиналы
- 8.1. Единицы учета объема текстов
- 8.2. Виды текстовых оригиналов и требования к ним
- 8.3. Особенности оригиналов акциденции.
- 9. Основные правила и особенности набора текстов и формул
- 9.1.Общие правила текстового набора на русском языке
- 9.2. Особенности подготовки формульных оригиналов для набора.
- 9.3. Общие правила набора формул
- 10. Основные правила верстки
- 10.1. Правила книжной верстки сплошного, усложненного текста и текста с иллюстрациями
- 10.2. Технологические особенности журнальной верстки
- 10.3. Особенности газетной верстки