7.1. Основные понятия и терминология
Шрифт-это набор символов определенного размера и рисунка (например, полужирный шрифт New Baskerville размером 10 пунктов).
Шрифты при подготовке издания - основное изобразительное средство. Умело используя шрифты с учётом характера текста, иллюстраций, общего оформления издания, можно добиться большой художественной выразительности.
Некоторые из терминов, принятые в НИС, имеют значения, отличные от принятых в полиграфии (мы будем придерживаться терминологии НИС). Как было указано в разделе 2, в большинстве НИС, получивших распространение в отечественной полиграфии, используется английская типометрическая система измерений, в которой один пункт (point, 1/72 дюйма) равен 0,352 мм в отличие от принятого в отечественной полиграфии французского типографского пункта (типометрическая система Дидо), равного 0,376 мм.
Набирая текст, мы используем буквы некоторого шрифта. Различия между буквами разных шрифтов объясняется их различным построением.
Перечислим элементы, из которых построены буквы (рис. ): основные (задающие структуру, обычно вертикальные) и дополнительные (вспомогательные и соединительные) штрихи, засечки (для рубленых шрифтов могут отсутствовать или быть едва наметившимися), верхние и нижние выносные элементы (как у «р», «б», «д»), овалы и полуовалы с наплывами или без них, концевые элементы различных типов (завершения выносных «d», каплевидные «а», «г» и др.), диакретические знаки (надстрочные в буквах «и», «ё»). Именно в различиях пропорций элементов, из которых построена буква, в наличии или в отсутствии засечек, разнице в форме концевых элементов и т.д. определяется принадлежность буквы к тому или иному шрифту.
Буквы располагаются в строке по базовой линии. Расстояние между строками называется интерлиньяжем (в полиграфии интерлиньяж - расстояние между краями строк, т.е. исключая ширину самой строки).
Размер шрифта (по вертикали) определяется как расстояние между нижним и верхним выносными элементами, называется кеглем (в НИС, но не в полиграфии) и измеряется в пунктах.
Различные шрифты одного кегля позволяют набирать различное число знаков на полосе, что определяет ёмкость шрифта. Отношение толщины основных и дополнительных элементов определяет контрастность шрифта. Различают неконтрастные (например, гротески), малоконтрастные, контрастные и очень контрастные когда соединительный штрих толще основного (как, например, в итальянских шрифтах), говорят об обратной контрастности.
Форма букв шрифта (соотношение чёрного и белого, длина выносных элементов, форма просветов и наплывов) определяет также такие особенности, как цветность и ритм шрифта, являющиеся характеристиками шрифта, как изобразительного средства.
Отношение высоты буквы к ее ширине (обычно по букве «Н») определяет ширину шрифта. Шрифты могут быть сверхузкими, узкими, нормальными, широкими и сверхширокими.
По светлоте шрифты делят на сверхсветлые, светлые, нормальные, полужирные, жирные и сверхжирные. Это качество называют насыщенностью шрифта.
По наклону шрифты могут быть прямыми и наклонными. Для антиквенных шрифтов наклонный вариант шрифта может отличаться от прямого формой некоторых букв - курсив.
- Обработка текстовой информации
- 8.3. Особенности оригиналов акциденции………………………………………………….
- 9. Основные правила и особенности набора……………………………………………………..
- Введение
- 1. Техпроцесс подготовки публикаций к изданию
- 2. Издательско-полиграфические системы измерений
- 3. Развитие технологии наборного производства. Способы набора
- 3.1. Наборно-отливной способ
- 3.2. Наборно-фотографический способ (фотонабор)
- 3.3. Компьютерный набор
- 3.3.2. Аппаратное обеспечение нис.
- 3.3.3. Невещественные шрифтоносители
- 3.3.4. Программные средства нис.
- 4. Издательства и полиграфические предприятия. Общие сведения
- 4.1. Виды и функции издательств и полиграфических предприятий
- 4.2. Основные издательско-полиграфические термины
- 5. Основные виды печатных изданий и их особенности
- 5.1. Виды печатных изданий
- 5.2. Основные конструктивные и оформительские элементы печатных изданий
- 5.3. Издательская информация
- 6. Выбор формата изданий
- 6.1. Форматы и варианты оформления изданий
- 6.2. Выбор формата для книг и журналов
- 6.3. Газетные форматные нормативы
- 6.4. Выбор формата календарей, листовой продукции, акциденции
- 7. Шрифты
- 7.1. Основные понятия и терминология
- 7.2. Элементы букв (рис. 7.1 ):
- 7.3. Классификация шрифтов
- 7.4. Характеристика шрифтов
- 7.5. Выбор шрифта для набора основного, дополнительного и вспомогательного текстов
- Кегль шрифта для набора главных строк титульных полос
- 7.5.6. Композиция акцидентных форм
- 7.6. Основные правила по использованию шрифтов
- 8. Издательские текстовые оригиналы
- 8.1. Единицы учета объема текстов
- 8.2. Виды текстовых оригиналов и требования к ним
- 8.3. Особенности оригиналов акциденции.
- 9. Основные правила и особенности набора текстов и формул
- 9.1.Общие правила текстового набора на русском языке
- 9.2. Особенности подготовки формульных оригиналов для набора.
- 9.3. Общие правила набора формул
- 10. Основные правила верстки
- 10.1. Правила книжной верстки сплошного, усложненного текста и текста с иллюстрациями
- 10.2. Технологические особенности журнальной верстки
- 10.3. Особенности газетной верстки