logo search
Сборник лаб ч 1

4.8. Естественные рабочие характеристики

При изменении нагрузки двигателя изменяются токи в обмотках, мощности, частота вращения и другие эксплуатационные по­казатели. Под рабочими характеристиками понимают зависимость подводимой мощности, тока, скольжения, КПД и коэффициента мощности от отдаваемой мощности на валу при неизменных напряжении, частоте тока питающей сети и внешних сопротивлениях в цепях обмоток [7,10,13].

Рабочие характеристики снимают при 5…10 значениях нагрузки в пределах от 110% номинальной нагрузки до холостого хода, при этом температура обмоток двигателя должна быть близкой к расчётной. При снятии рабочих характеристик измеряют линейные напряжения и токи, подводимую активную мощность и скольжение. Последнее измеряется специальными методами и приборами [10]. Допускается определять скольжение по приборам, предназначенным для измерения частоты вращения, если они обеспечивают относительную погрешность определения скольжения не болee 5%.

Для асинхронных двигателей с гарантированным значением КПД ниже или равным 85% предпочтителен метод непосредственного определения КПД, при котором испытуемый двигатель механически соединяется с тарированным генератором [13]. Для машин с гарантированным значением КПД 85% и выше используют­ся косвенные методы, в которых КПД двигателя определяется через подводимую мощность P1 и суммарные потери ΣР при данной нагрузке: η=100(1-ΣР/P1).

Косвенные методы могут применяться и для машин с гарантирован­ными значениями КПД менее 85%.

Для снятия рабочих характеристик используйте ту же схему, что и в опыте холостого хода. Включите источник напряжения, поднимите его напряжение до максимального значения и после разгона двигателя выведите пускорегулирующий реостат RПР2 в цепи ротора. Заметьте ток статора Imin в режиме холостого хода. Далее включите нагрузочный генератор и с его помощью установите ток статора асинхрон­ного двигателя Imax ≈(1,1)IНЛ в одной любой фазе при номинальном напряжении. Если же номинальное напряжение установить не удаётся, измерьте наибольшее возможное напряжение и далее поддерживайте его на этом уровне. Изменяйте нагрузку асинхронного двигателя с помощью нагрузочного генератора так, чтобы ток статора асинхронного двигателя изменялся в диапазоне ImaxImin. Достаточно установить 5…10 значений приблизительно через равные интервалы. Измеряйте один линейный ток IЛ, одно линейное напряжение Uл, подводимую активную мощность P1 (как в опыте холостого хода) и частоту враще­ния n асинхронного двигателя.

В отчёте вычислите для каждого уровня нагрузки и запишите в табличной форме:

- значения линейного напряжения Uл и линейно­го тока IЛ, а также значения подводимой активной мощности P1 и частоты вращения n двигателя;

- значение коэффициента мощности: cosφ=P1 /UлIЛ ;

- электрические потери в обмотке статора, Вт: РМ1=IЛ2r1θр ,

где r1θр – активное сопротивление фазы обмотки статора при расчётной рабочей температуре θр=750С (для двигателей серии МТF):

r1θр = r1θo(1+α θр )/(1+αθO);

- скольжение S=(n1-n)/n1,

где n1=60f1 / p, об/мин - синхронная частота вращения, f1 - частота сети, р - число пар полюсов двигателя. Число полюсов содержится в буквенно-цифровом обозначении типа двигателя. У двигателя МТF-111-6 шесть полюсов);

- потери в стали статора при напряжении в опыте, Вт:

P'СТ=Р СТ (Uл/UHЛ)2,

где Рст - потери в стали при номинальном напряжении из опыта холостого хода;

- электромагнитную мощность, Вт: PЭМ1М1-Р'СТ ;

- электромагнитный момент, Н.м: М = PЭМ /2π n1 /60 ;

- электрические потери в обмотке ротора, Вт: РМ2=PЭМ.S ;

- механические потери в опыте, Вт: Р'МХМХ(n/n1)2,

где РМХ - механические потери в опыте холостого хода (п. 4.7);

- добавочные потери при нагрузке согласно ГОСТ 7217-87 и ГОСТ 25941-83 [10,13], Вт:

РД=0,5(РНН)(IЛ/IНЛ)2,

где РН – номинальная мощность, Вт, ηН – номинальный КПД в процентах по паспортным данным двигателя;

- суммарные потери мощности в двигателе, Вт:

ΣР=РМ1+Р'СТМ2+Р'МХ+РД ;

- отдаваемую мощность на валу (Вт) и КПД (%) двигателя:

Р21-ΣР; η=100(1-ΣР/Р1).

Постройте графики рабочих характеристик Р1, IЛ, S, η, cosφ=f2) на едином рисунке, подобном рис. 4.7.

Iл

Р1

η

cosφ

S

Р2

Рн

Рис.4.7. Рабочие характеристики

По построенным графикам определите значения всех рабочих вели­чин при номинальной мощности двигателя.