2. Модели, учитывающие специфику разработки по.
Поскольку первые модели были заимствованы из традиционной инженерной области, они не учитывали в полной мере специфику производства ПО. Однако последующие модели были уже гораздо больше ориентированы на особенности этого вида деятельности, имеющего много принципиальных отличий от конструирования предметов материального мира.
2.1. Модель на основе создания прототипов.В связи с тем, что заказчик достаточно часто не является специалистом в области ПО, он обычно плохо воспринимает «голые» спецификации продукта. Для того чтобы преодолеть информационный барьер между заказчиком и разработчиком и снизить риск получения продукта, который не соответствует выдвигаемым требованиям, стал применяться подход, направленный на создание прототипов, представляющих собой полностью или частично рабочие модели готовой системы. Он позволяет значительно улучшить взаимопонимание между всеми участниками процесса за счет последовательного, эволюционного развития системы на основе итеративного уточнения прототипов.
Применение последних подобно использованию уменьшенных макетов зданий в архитектуре – они дают возможность наглядно представить конечный результат, их построение и изменение гораздо менее трудоемко по сравнению с возведением и изменением самого здания.
Однако, несмотря не все преимущества, данная модель также не стала панацеей. Основные ее проблемы лежали в плоскости взаимоотношений «заказчик–исполнитель»: первый был заинтересован в создании как можно более подробных прототипов для того, чтобы снизить риск получения неадекватной системы, в то же время для второго каждый новый прототип означал дополнительные затраты времени и ресурсов, а в итоге – снижение рентабельности проекта.
2.2. Инкрементная модель. ПО, в отличие, например, от микросхемы, можно вводить в эксплуатацию по частям, а значит, разрабатывать и поставлять его заказчику также можно постепенно. Именно на этом основана инкрементная модель, предусматривающая дробление продукта на относительно независимые составляющие, которые разрабатываются и вводятся в эксплуатацию по отдельности.
Такая модель выгодна как для заказчика, так и для создателя системы, поскольку позволяет продвигаться вперед, соблюдая интересы обеих сторон. Однако у нее есть свои недостатки. Деление на функциональные блоки в целом замедляет процесс, так как возникает необходимость обеспечения их взаимодействия. Для многих решений этот метод неприменим, поскольку из них нельзя вычленить отдельные составляющие, которые могут быть поставлены и функционировать независимо. Существенно возрастает нагрузка руководящего персонала в связи с усложнением задач по координированию работ над отдельными составляющими системы, увеличивается стоимость внесения изменений в готовые компоненты, которые уже установлены и работают у заказчика.
2.3. Спиральная модель.Предложенная Барри Боэмом в 1988 г., она стала существенным прорывом в понимании природы разработки ПО, хотя, по большому счету, является объединением двух моделей: каскадной и на основе создания прототипов (рис. 3).
Спиральная модель Боэма сфокусирована на проектировании. Собственно разработка ПО происходит лишь на последнем витке спирали по обычной каскадной модели, однако этому предшествует несколько итераций проектирования на основе создания прототипов – при этом каждая итерация включает стадию выявления и анализа рисков и наиболее сложных задач.
Поскольку спиральная модель в основном охватывает именно проектирование, то в первоначальном виде она не получила широкого распространения в качестве метода управления всем жизненным циклом создания ПО. Однако главная ее идея, заключающаяся в том, что процесс работы над проектом может состоять из циклов, проходящих одни и те же этапы, послужила исходным пунктом для дальнейших исследований и стала основой большинства современных моделей процесса разработки ПО.
Рис. 3. Спиральная модель Боэма объединяет каскадный подход и итерационный процесс проектирования на основе создания прототипов
- Краткий
- 1.1. Предмет и содержание дисциплины.
- 1.3. Информационные технологии (ит). Понятие ит. Этапы развития ит (самостоятельное изучение). Компьютерные информационные технологии и их классификация.
- 1. Этапы развития ит.
- 1.5. Обработка информации. Обобщенная технологическая схема обработки информации.
- Тема 2. Техническое обеспечение кит
- 2.2. Типы архитектур вычислительных систем (вс). Однопроцессорные, многопроцессорные и многомашинные вс.
- 2.3. Структурная схема пк. Принцип «открытой архитектуры». Назначение и характеристики основных устройств. Типовой комплект пк, назначение и характеристика всех компонентов (самостоятельное изучение).
- 2.6. Устройства ввода/вывода и их подключение к компьютеру; контроллеры, порты, шины (рассмотрены в вопросе «Структурная схема пк»); виды и стандарты системных шин (самостоятельное изучение).
- 2.7. Производительность пк. Параметры, влияющие на производительность. Пути повышения производительности.
- 2.8. Персональные компьютеры (пк). Классификация пк по назначению, габаритам, конструктивным особенностям, производителям и др.
- 2.9. Тенденции развития технических средств кит.
- Тема 3. Сетевые информационные технологии
- 3.1. Компьютерные сети. Понятие сети. Классификация по территориальному признаку, топологии, методу коммутации. Конвергенция компьютерных сетей.
- 3.2. Стандартизация компьютерных сетей. Понятие интерфейса и протокола компьютерных сетей, стека сетевых протоколов. Понятие «открытой» системы. Модель osi.
- Глобальная сеть Internet. Структура сети Internet. Стек протоколов tcp/ip. Протоколы прикладного уровня сети Internet. Адресация компьютера в сети. Система доменных имен в сети Internet.
- 3.5. Сервисы Internet. Виды сервисов в Internet, их назначение и особенности.
- 3.6. World Wide Web: понятие гипертекстового документа, Web-страницы, назначение языка и особенности html. Протокол http. Url-адресация Web-ресурсов.
- Метод доступа://сетевой адрес компьютера/путь/имя файла
- 3.7. Браузеры. Общая характеристика. Функциональные возможности браузера Internet Explorer, настройка рабочей среды (самостоятельная работа; лабораторная работа). Поиск информации в www.
- 1. Функциональные возможности браузера Internet Explorer, настройка рабочей среды.
- 3.8. Электронная почта. Принципы функционирования. Почтовые протоколы. Регистрация почтового ящика (самостоятельная, лабораторная работа). Почтовый адрес.
- 1. Регистрация почтового ящика.
- Student1@gmail.Com
- 1. Функциональные возможности программы Outlook Express, настройка рабочей среды, создание учетной записи, работа с почтовыми сообщениями.
- 1. Обзор почтовых клиентов и их функциональных характеристик.
- Тема 4. Системное программное обеспечение кит. Операционные системы
- 4.1. Классификация программного обеспечения (по) пк. Модели разработки по. Способы распространения по, виды лицензий на по.
- 1. Модели на основе инженерного подхода
- 2. Модели, учитывающие специфику разработки по.
- 3. Современные модели
- 4.2. Системное программное обеспечение. Состав и назначение.
- 4.3. Операционные системы. Назначение и классификация ос. Семейства ос.
- 4.4. Сетевые ос. Способы организации сетевого доступа. Технология сетевого взаимодействия клиент-сервер. Ос для одноранговых сетей и сетей с выделенных сервером. Сетевые службы и сетевой сервис.
- Одноранговые сетевые ос и ос с выделенными серверами
- Ос с выделенным сервером (ос для рабочих групп и ос для сетей масштаба предприятия)
- 4.5. Ос Windows. Общая характеристика. Файловая система Windows. Основные объекты Windows (файл, папка, документ, ярлык, приложение).
- 4.7. Стандартные папки Windows (самостоятельное изучение). Мой компьютер, Корзина, Сетевое окружение, Принтеры и др. Их назначение и использование.
- 4.8. Поиск информации в Windows. Поиск файлов, папок, компьютеров, принтеров и др. Критерии поиска, шаблон имен файлов (п.2.5, тема 2).
- Поиск файла или папки с помощью поля поиска в папке или библиотеке
- Поиск файла с помощью фильтров поиска
- Расширение поиска по определенной библиотеке или папке
- 4.9. Файловые менеджеры. Назначение и виды (Проводник, Total Commander, far Manager, Frigate и др.) и характеристика.
- 4.10. Средства ос для защиты информации. Права доступа, идентификация, аутентификация, авторизация.
- Тема 5. Сервисные программы
- 5.1. Сервисные программы. Назначение и виды. Пакет сервисных программ Norton Utilities for Windows: назначение основных утилит Speed Disk, Norton Disk Doctor, UnErase, System Information и др.
- 5.2. Служебные программы ос Windows. Назначение, виды, функциональные возможности. Программы форматирования дисков, дефрагментации дисков и др.
- 5.3. Антивирусные программы. Понятие вируса, классификация вирусов (самостоятельное изучение), классификация компьютерных вредителей. Назначение и классификация антивирусных программ.
- 5.4. Программы-архиваторы. Назначение и принцип архивации. Функциональные возможности и сравнительная характеристика архиваторов WinZip и WinRar (самостоятельная работа).
- Тема 6. Прикладное программное обеспечение кит. Системы обработки текстовых документов
- 6.1. Прикладное программное обеспечение. Офисные пакеты, их назначение и компоненты. Общая характеристика компонентов ms Office.
- 6.2. Защита информации в приложениях ms Office. Защита от редактирования и от просмотра документа.
- Защита книг и листов в ms Excel
- 6.3. Системы обработки текстовых документов. Классификация, функциональные возможности.
- 1.1. Блокнот
- 1.2. WordPad.
- 2. Более совершенные текстовые редакторы.
- 3. Настольные издательские системы.
- 6.4. Системы распознавания текстов (ocr-системы). Характеристика и функциональные возможности.
- 6.5. Текстовый процессор ms Word. Функциональные возможности. Настройка рабочей среды. Технология работы (самостоятельная подготовка). Тема 7. Системы обработки табличной информации
- 7.1. Табличные процессоры: Функциональные возможности.
- 7.3. Типы данных в Excel. Числовые и текстовые данные, дата и время. Форматы числа. Создание пользовательского формата числа.
- 7.4. Автозаполнение данных: формул, числовых, текстовых. Создание пользовательских списков для автозаполнения.
- 7.5. Возможности деловой графики в Excel.
- 7.6. Технология создания связанных таблиц в Excel.
- 7.7. Возможности Excel по работе со списком (базой данных): работа с формой, сортировка, фильтрация, подведение итогов, создание сводных таблиц.
- Тема 8. Системы обработки графической информации
- 8.1. Классификация компьютерной графики по способу формирования изображения, размерности, назначению и др.
- 8.2. Системы компьютерной графики. Виды и функциональные возможности. Графические форматы данных.
- 8.3. Системы создания динамических презентаций. Виды и функциональные возможности (на самостоятельную подготовку).
- 1. Системы создания динамических презентаций. Виды и функциональные возможности.
- 8.5. Презентация и ее структура. Слайд. Объекты слайдов, разметка слайдов, заметки к слайдам.
- 8.6. Управление воспроизведением презентации. Ручная и автоматическая демонстрация. Установка очередности, времени и эффектов смены слайдов.
- Тема 9. Пакеты для математической обработки данных
- 9.1. Пакеты для математической обработки данных и их функциональные возможности.
- 1. MatLab.
- 2. Mathematica.
- 3. MAthCad
- 9.2. Пакет MathCad. Особенности, функциональные возможности. Настройка рабочей среды. Технология работы (на самостоятельную подготовку).
- 1. Технология работы
- Тема 10. Программы-органайзеры
- Содержание лекции.
- 10.1. Программы-органайзеры. Виды и функциональные возможности. Тема для подготовки реферата
- 10.2. Органайзер ms Outlook. Общая характеристика, функциональные возможности, настройка рабочей среды.
- 11.1. Этапы решения задач на компьютере.
- 11.3. Инструментальные средства программирования. Языки программирования, их классификация.
- 11.4. Технологии программирования.
- 11.5. Программирование в среде приложений ms Office. Макропрограммирование. Программирование в среде vba.