2.1. Понятие автоматизированной информационной системы
В первой главе термин «информационная система» уже использовался, однако строгое его определение не было приведено. Чтобы перейти к дальнейшему изучению вопросов устройства информационных систем, необходимо более подробно
38
рассмотреть понятия «система», «организационная система» и «автоматизированная информационная система».
Система - это совокупность (множество) объектов (элементов) реального мира, объединяемых в одно целое некими общими (интегральными) свойствами; интегральные свойства системы не выводимы из свойств составляющих ее элементов и не сводятся к простой сумме свойств элементов. Любая система всегда элемент более крупной, общей системы. Подсистема - часть системы, обладающая определенными общими свойствами. Обобщенную схему устройства системы, представляемую путем перечисления всех частей системы с указанием их взаимосвязей, называют структурой системы.
Для системы характерно изменение состояний элементов, которое происходит с течением времени в результате их взаимодействия между собой и с внешней средой. При этом важно соблюдение следующих принципов:
гомеостазис, то есть обеспечения устойчивого функционирования системы и достижения общей цели;
адаптивности (приспосабливаемости) к изменениям внешней среды;
управляемости посредством воздействия на элементы системы;
обучаемости путем изменения структуры системы в соответствии с изменением целей системы.
Управление системой - такое воздействие на элементы системы, которое направлено на достижение цели системы. С позиций кибернетики в системе выделяют две части: управляющую подсистему и управляемую подсистему. При этом управление системой рассматривается как информационный процесс, связывающий внешнюю среду, управляющую подсистему и управляемую подсистему (рис. 2.1). Этот процесс состоит из следующих действий:
внешняя среда и управляемая подсистема информируют управляющую подсистему о своем состоянии;
управляющая подсистема анализирует эту информацию и вырабатывает управляющее воздействие на управляемую подсистему, учитывая возмущения внешней среды;
при необходимости управляющая подсистема может изменить (модифицировать) цель и структуру всей системы.
Рис. 2.1. Информационный процесс управления в системе
Организационная система (организация) - это сообщество людей, объединенных общими целями и использующих общие материальные и финансовые средства для производства материальных и информационных продуктов и услуг. Как правило, организация разделяется на отдельные структурные подразделения -отделы. Необходимым условием достижения общей цели является согласованность действий всех подразделений организации и всех сотрудников внутри каждого подразделения.
В организационно-экономической системе управляемая подсистема (иначе называемая объектом управления) представляет собой совокупность материальных элементов экономической деятельности (на промышленном предприятии: сырье и материалы, оборудование, готовая продукция и т.п.), связанных хозяйственными процессами (основное и вспомогательное производство, снабжение, сбыт и т.п.). Управляющая подсистема (подсистема управления) представляет собой совокупность
40
взаимодействующих структурных подразделений системы (на промышленном предприятии: дирекция, финансовый, производственный, снабженческий, сбытовой и другие отделы). При функционировании организационно-экономической системы подсистема управления выполняет устойчивые во времени и регулярно повторяющиеся действия - функции управления:
планирование (определение цели функционирования всей системы на различные периоды времени - стратегическое, тактическое, оперативное планирование);
учет (отображение состояния элементов управляемой подсистемы в результате выполнения хозяйственных процессов);
контроль (определение отклонения учетных данных от плановых целей и нормативов);
оперативное управление (регулирование всех хозяйственных процессов с целью исключения возникающих отклонений в плановых и учетных данных);
анализ (выявление тенденций и резервов в работе всей системы для того, чтобы учесть их при планировании на следующий период времени).
Добавление к понятию «система» слова «информационная» отражает цель ее создания и функционирования. Автоматизированные экономические информационные системы (ЭИС) обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск и выдачу информации, необходимой для выполнения функций управления в организационно-экономической системе,
ЭИС связывает управляющую подсистему, управляемую подсистему между собой и с внешней средой через информационные потоки (рис. 2.2).
ИП1 - информационный поток из внешней среды в управляющую подсистему (нормативная информация, создаваемую государственными учреждениями в части законодательства; информация о конъюнктуре рынка, получаемая от поставщиков, потребителей и конкурентов).
41
Рис. 2.2 Роль и место ЭИС в организационно-экономической системе
ИП2 - информационный поток из управляющей системы во внешнюю среду (отчетная информация в государственные контролирующие органы, инвесторам, кредиторам, потребителям; маркетинговая информация потенциальным потребителям).
ИПЗ - информационный поток из управляющей подсистемы в управляемую подсистему (плановая, нормативная, распорядительная информация для осуществления хозяйственных процессов).
ИП4 - информационный поток от управляемой подсистемы в управляющую подсистему (учетная информация о состоянии управляемой подсистемы в результате хозяйственной деятельности: о сырье, материалах, денежных, энергетических и трудовых ресурсах, готовой продукции, выполненных услугах и т.п.).
ЭИС накапливает и перерабатывает поступающую учетную информацию, а также имеющиеся нормативы и планы в аналитическую информацию, которая служит
42
основой для прогнозирования развития экономической системы, корректировки ее целей и создания планов для нового цикла воспроизводства.
Сама идея информационных систем возникла задолго до появления ЭВМ. Библиотеки, архивы, адресные бюро, телефонные справочники - все это информационные системы. Однако компьютеризация значительно повысила эффективность информационных систем и расширила сферы их применения. В общем случае информационную систему можно рассматривать и в некомпьютерном варианте. В настоящее время сложилось представление об информационной системе, реализованной с помощью компьютерной техники. Кроме того, современное понимание информационной системы связывается с организацией, которая использует связанные в сеть компьютеры для достижения своих целей. Для того, чтобы подчеркнуть наличие технических средств, обеспечивающих автоматизацию деятельности персонала, связанной с выполнением процедур обработки информации, информационную систему часто называют «автоматизированной информационной системой».
Следует обратить внимание на два родственных термина -автоматизированный и автоматический. Если информационные процессы в системе выполняются без участия человека, то ее называют автоматической. Пример автоматической системы - система управления самолетом в режиме «автопилот». Если информационные процессы выполняются при непосредственном участии человека, система называется автоматизированной. Практически все ЭИС являются автоматизированными.
Компьютеры, оснащенные специализированными программными средствами, а также средства телекоммуникаций являются инструментом автоматизации управления в организации, технической базой автоматизированной информационной системы. Но технические и программные средства будут практически бесполезны, если при их внедрении в организации не будет учтена роль человека, участвующею в процессах обработки информации. Информационная система в организации немыслима без персонала, взаимодействующего с компьютерами и телекоммуникациями.
Таким образом, можно сформулировать следующее общее определение. Информационная система (автоматизированная информационная система) это
43
взаимосвязанная совокупность технических и программных средств, а также персонала, выполняющих процессы сбора, хранения, обработки, поиска и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели (рис. 2.3). Комплексы средств автоматизации в автоматизированной информационной системе строятся на базе рассмотренных ранее информационных технологий, с помощью этих комплексов реализуются информационные процессы, направленные на эффективное выполнение основных задач организации.
Рис. 2.3. Понятие автоматизированной информационной системы
Первые автоматизированные информационные системы появились в 50-х гг. XX века. Эти системы были предназначены для обработки счетов и расчета зарплаты, а реализовывались на электромеханических счетных машинах.
В 60-е гг. подобные системы стали применяться для периодической отчетности по многим параметрам. Для этого использовались ЭВМ, построенные на основе полупроводниковых элементов или интегральных схемах.
В 70-х - начале 80-х гг. информационные системы начинают широко применяться в качестве средства управленческого контроля, поддерживающего и ускоряющего процесс принятия решений. В качестве элементной базы ЭВМ стали использоваться большие интегральные схемы и микропроцессоры. Началось внедрение персональных компьютеров.
44
В 80-х годах особое значение приобрели системы распределенной обработки информации, основанные на компьютерных сетях и средствах телекоммуникаций. Информационные системы постепенно становятся стратегическим источником информации и используются на всех уровнях организации. Такие системы помогают организации достичь успеха в своей деятельности, создавать новые товары и услуги, находить новые рынки сбыта, налаживать связи с деловыми партнерами, организовывать выпуск продукции по более низкой цене и многое другое.
Исследование возможностей и перспектив применения информационных систем в общественном производстве началось с момента появления первых вычислительных машин,
В конце 60-х годов в СССР под руководством академика В.М. Глушкова был разработан проект создания общегосударственной автоматизированной системы (ОГАС). ОГАС представлялась в виде совокупности взаимосвязанных территориальных и отраслевых информационных систем. Эти системы должны были обеспечивать сбор, накопление и обработку информации, необходимой для планирования производства во всех отраслях и на всех уровнях, от министерств до отдельных предприятий. Согласно концепции ОГАС, все ее территориальные и отраслевые звенья должны были создаваться на единой научно-методической основе. Суть этой основы заключалась в системном (комплексном) подходе, обеспечивающем целевую, проблемную, информационную и программно-техническую совместимость всех звеньев управления хозяйством страны. Комплексный подход заключается в построении системы управления как единого целого путем определения главной цели системы и последующего развертывания этой цели в иерархическую структуру подчиненных целей методом декомпозиции.
Концепция ОГАС не была реализована по ряду причин. Важнейшая из этих причин заключается в том, что оказалось невозможным автоматизировать сразу все, игнорируя естественную эволюцию любой системы, ее постепенное наращивание и усложнение. Тем не менее, выполненные исследования сыграли важную роль в дальнейшем развитии представлений о процессах внедрения информационных систем в общественное производство.
В настоящее время повышение эффективности функционирования организаций связывается, прежде всего, с совершенствованием системы и методов управления на
45
основе создания и внедрения автоматизированных информационных систем (АИС). Создание и правильное применение АИС в организационно-экономической системе может способствовать:
получению более рациональных вариантов решения управленческих задач за счет внедрения математических методов и интеллектуальных систем поддержки принятий решений;
освобождению работников от рутинной работы за счет ее автоматизации;
повышению уровня достоверности информации;
замене бумажных носителей данных на магнитные диски или ленты, что приводит к более рациональной организации переработки информации на компьютере и снижению объемов документов на бумаге;
совершенствованию структуры потоков информации и системы документооборота в фирме;
уменьшению затрат на производство продуктов и услуг:
предоставлению потребителям уникальных услуг;
отысканию новых рыночных ниш;
привязке к фирме покупателей и поставщиков за счет предоставления им разных скидок и услуг.
- Глава 1, Основные сведения об информационных технологиях обработки экономической информации 7
- Глава 2 Основные сведения об автоматизированных информационных системах………….38
- Глава 3. Информационное обеспечение автоматизированных систем ...59
- Глава 4. Программное обеспечение автоматизированных систем 76
- Основные понятия 76
- Глава 5. Проектирование автоматизированных информационных систем 93
- Глава 6. Основные сведения о компьютерных сетях
- Основные понятия 116
- Глава 7. Основы защиты информации в автоматизированных системах 137
- Основные понятия 137
- Введение
- Глава 1
- Основные сведения
- Об информационных технологиях
- Обработки экономической информации
- 1.1. Экономическая информация как часть информационного ресурса общества
- 1.2. Информация и информационные процессы в организационно-экономической сфере
- 1.3. Информационные технологии обработки экономической информации
- 1.3.1. Информационная технология обработки данных
- 1.3.2. Информационные технологии автоматизированного офиса
- 1.3.3. Информационные технологии управления
- 1.3.4. Информационные технологии поддержки принятия решений
- 1.3.5. Информационные технологии экспертных систем
- 1.3.6. Нейросетевые технологии
- 1.4. Государственная политика в области информатизации
- Глава 2
- 2.1. Понятие автоматизированной информационной системы
- 2.2. Классификация экономических автоматизированных информационных систем
- 2.3. Структура автоматизированной информационной системы
- 2.3.1 Функциональная часть автоматизированной информационной системы
- 2.3.2. Обеспечивающая часть аис
- 2.4. Свойства и характеристики аис
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 3 информационное обеспечение автоматизированных систем
- 3.1. Основные понятия
- 3.2. Документы в автоматизированной системе
- 3.3. Классификация и кодирование
- 3.4. Внутримашинное информационное обеспечение
- 3.4.1. Понятие базы данных
- 3.4.2. Базы данных и файловые системы
- 3.5. Проектирование и эксплуатация баз данных
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 4 программное обеспечение автоматизированных систем
- 4.1. Основные понятия
- 4.2. Виды программного обеспечения автоматизированной системы
- 4.2.1. Системное общее программное обеспечение
- 4.2.2. Сервисное общее программное обеспечение
- 4.2.3. Прикладное общее программное обеспечение
- Пакеты прикладных программ
- Прикладные программы офисного применения
- 4.2.4. Инструментальное общее программное обеспечение
- 4.2.5. Специальное программное обеспечение автоматизированных систем
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 5
- 5.1. Современные подходы к автоматизации управления в организационно-экономических системах
- 5.1.1. Кусочная автоматизация
- 5.1.2. Автоматизация по участкам
- 5,1.3. Автоматизация по направлениям
- 5.1.4. Полная автоматизация управления организацией
- 5.1.5. Подходы к проектированию автоматизированных информационных систем
- 5.2. Стандартизация деятельности, связанной с разработкой автоматизированных информационных систем
- 5.3. Жизненный цикл автоматизированной информационной системы
- 5.3.1. Понятие и модели жизненного цикла аис
- 5.3.2. Представление процесса разработки в екс ас
- 5.4. Некоторые вопросы проведения автоматизации в организации
- 5.4.1. Управление процессом автоматизации
- 5.4.2. Стратегия автоматизации
- 5.4.3. Реорганизация деятельности организационной системы
- 5.5. Роль пользователей в процессе разработки автоматизированной информационной системы
- Вопросы для самоконтроля
- 6.5. Эталонная модель взаимодействия открытых систем
- Основные функции уровней модели osi
- Глава 7 основы защиты информации в автоматизированных системах
- 7.1. Основные понятия
- 7.2. Угрозы безопасности информации в эис
- 7.2.1. Случайные угрозы
- 7.2.2. Преднамеренные угрозы
- 7.2.3. Последствия реализации угроз, специфические для эис
- 7.3. Методы и средства защиты информации в информационных системах
- 7.4. Комплексный подход к защите информации в автоматизированных системах
- Вопросы для самоконтроля
- Примеры современных программных средств в экономической сфере Система «1с: Предприятие»
- Система «Галактика»
- Литература