logo search
ОТИ (Обработка текстовой информации) (ЛК)

6.4. Выбор формата календарей, листовой продукции, акциденции

Календари чаще всего выпускают на стандартных форматах бумаги. Нестандартные форматы, например, бумага формата 90 х 100 см используется иногда для отдельных художественных, рекламных, сувенирных изданий, календарей и т.п.

Для календарей больших размеров (настенных, перекидных, табелей-календарей) используют 1/4 долю форматов бумаги: 70 х 90, 60 х 90, 60 х 84, 60 х 70 см и 1/8 долю листа форматов: 84 х 108, 70 х хЮ8, 70 х 100,60 х 108, 70 х 90, 60 х 90 и 60 х 84 см. Размеры календарей до обрезки будут от 350 х 450 мм до 210 х 300 мм.

Календари средних размеров (книжного типа, настенные и настольные табели-календари и т.п.) выпускают в 1/16 долю следующих форматов бумаги: 84 х 108, 84 х 100, 70 х 108, 70 х 100, 75 х 90 и 60 х 84 см; и в 1/32 долю форматов бумаги: 84 х 108,70 х 108, 70 х 100, 75 х 90, 70 х 90 и 60 х 90 см.

Календари малых размеров (отрывные, настенные, перекидные настольные, карманные и др.) выпускают в 1/32 долю формата бумаги 60 х 84 см и 1/64 долю форматов бумаги 84 х 108, 70 х 108, 60 х 90 и 60 х 84 см.

Максимальный формат карманных календарей — 75 х 90/32. Миниатюрные календари должны иметь в готовом виде размер по большей стороне не свыше 100 мм; допускаются форматы, при которых ширина календаря больше высоты, например 225 х 150 мм. Для печати миниатюрных календарей могут быть использованы и нестандартные форматы бумаги, например 48 х 65, 65 х 85, 65 х 98 и др.

Самостоятельные изоиздания (репродукции, наглядные пособия и т.п.), открытки и афишно-плакатную акциденцию выпускают на бумаге стандартных форматов в 1/2, 1/4, 1/8, 1/16 листа или на целом листе; допускается применение и нестандартных долей (1/16, 1/12 и др.) стандартных форматов бумаги.

Форматы афишно-плакатной акциденции определяются размерами бумаги стандартных форматов или ее доли и условиями расклейки. Возможно использование форматов, в 10 раз превышающих стандартные. При выборе формата набора особое внимание нужно обращать на размер полей, поскольку поля для этого вида акциденции являются важным конструктивным и оформительским элементом.

Формат бумаги, формат наборной полосы и размеры полей при изготовлении малых акцидентных форм определяются видом и назначением издания. Так, например, акциденция типа грамот, фирменных бланков должна иметь строго определенный размер стандартного листа для пишущей машинки (210 х 297 мм); карманные издания (пригласительные билеты, визитные карточки, удостоверения и т.п.) должны иметь общий формат после обрезки не более 105 х 150 мм, следовательно, максимальный формат наборной полосы должен быть 5V4 х 8 кв.

Издания типа программ печатаются чаще всего на стандартной бумаге формата 60 х 84 мм в 1/16илив 1/32долю. Допустимы и нестандартные форматы.

Размещение акцидентного набора на полосе может быть с использованием книжного формата, при котором ширина наборной полосы меньше ее высоты, или альбомного формата, при котором высота полосы меньше ширины. Одновременно выбирается и число полос набора для конкретной акцидентной работы. Некоторые акцидентные издания бывают только однополосными и односторонними (афиши, плакаты, объявления и т.п.); другие — однополосными, но двухсторонними (визитки); удостоверения — двухполосные, односторонние; пригласительные билеты, бланки и т.п. — двухполосные двухсторонние. Некоторые виды рекламной продукции (проспекты, буклеты и т.п.) могут быть четырехполосными с одним сгибом и многополосными, сшитыми проволокой в виде брошюр или сфальцованными параллельными сгибами без шитья (рис. 6.1), что значительно облегчает изготовление акцидентных изданий и придает им определенную красоту.

Рис.6.1. Примеры параллельной фальцовки акцидентной продукции

Акцидентная продукция в большинстве случаев имеет форму прямоугольника. В результате оптических иллюзий не каждый прямоугольник хорошо воспринимается глазом. Лучше всего воспринимаются прямоугольники с отношением сторон 1:1,5 и 1:1,7; при этом форматы полос будут 3x5, 5x8, 7x11 кв. и т.п.

Рекламные издания могут использовать удлиненные форматы.