2.2. Классификация экономических автоматизированных информационных систем
В соответствии с характером обработки информация в ЭИС на различных уровнях управления экономической системой (оперативном, тактическом и стратегическом) выделяются следующие типы информационных систем (рис. 2.4):
системы обработки данных (EDP-electronic data processing);
информационные системы управления (MIS- management information system);
системы поддержки принятия решений (DSS-decision support system).
Системы обработки данных (СОД) предназначены для учета и оперативного регулирования хозяйственных операций, подготовки стандартных документов (счетов, накладных, платежных поручений и т.п.) для внешней среды. Эти задачи имеют итеративный, регулярный характер, выполняются непосредственными исполнителями хозяйственных процессов (рабочими, кладовщиками,
46
администраторами и т.п.) и связаны с оформлением и пересылкой документов в соответствии с четко определенными алгоритмами. Результаты выполнения хозяйственных операций через экранные формы вводятся в базу данных.
Информационные системы управления (ИСУ) ориентированы на тактический уровень управления; среднесрочное планирование, анализ и организацию работ в течение нескольких недель или месяцев. Для таких задач характерны четко определенный алгоритм решения и регламентированность (периодическая повторяемость) формирования выходных документов. Например, свод заказов для формирования производственной программы и определение потребности в комплектующих деталях и материалах на основе спецификации изделий. Решение таких задач выполняется руководителями различных служб предприятия (отделов материально-технического снабжения и сбыта, цехов и т.п.). Задачи решаются на основе накопленной базы оперативных данных.
Системы поддержки принятия решений (СППР) используется в основном на верхнем уровне управления (руководства фирм и организаций), выполняющем стратегическое долгосрочное планирование на несколько лет. К таким задачам относятся формирование стратегических целей, планирование привлечения ресурсов, источников финансирования, выбор места размещения предприятий и т.п. Реже задачи класса СППР решаются на тактическом уровне, например, при выборе поставщиков или заключении контрактов с клиентами. Как правило, задачи СППР имеют нерегулярный характер, для них свойственны недостаточность имеющейся информации, её противоречивость и нечеткость, преобладание качественных оценок целей и ограничений, слабая формализованность методов решения.
В зависимости от охвата функций и уровней управления в организации различают интегрированные и локальные ЭИС. Интегрированная ЭИС, объединяя все три рассмотренных ранее типа ЭИС, автоматизирует все функции управления на всех уровнях. Такая система является многопользовательской и функционирует на основе компьютерной сети. Локальная ЭИС автоматизирует отдельные функции управления на отдельных уровнях. Такая ЭИС может быть либо однопользовательской, либо функционировать в отдельном подразделении организации.
47
Рис. 2.4. Типы информационных систем
48
Если экономическая система имеет территориально распределенную структуру, ее подразделения удалены друг от друга на значительное расстояние и оснащены разнородными техническими средствами, то ЭИС такой системы называют корпоративной информационной системой. Понятие «корпоративная информационная система» (КИС) сформировалось за последние несколько лет в результате взаимодействия двух активно протекающих процессов. С одной стороны, это стремительное развитие информационных технологий (телекоммуникации, хранение больших объемов разнородных данных, распределенная обработка данных и т.п.). С другой стороны - развитие бизнеса, управление которым предполагает принятие обоснованных решений путем быстрого доступа и обработки большого количества разнородных территориально распределенных данных.
В современном понимании корпорация - это крупное предприятие (организация, фирма), в состав которого входит множество функциональных подразделений. Соответственно, под КИС понимают автоматизированную информационную систему, обеспечивающую поддержку управления функционированием корпорации Обычно называют следующие характерные особенности КИС:
территориальная распределенность функциональных подсистем (несколько удаленных друг от друга производственных площадок);
разнородность (гетерогенность) программной и технической среды (различные типы ЭВМ, операционные системы, используемые СУБД, приложения пользователей);
наличие специфических программных средств поддержки управления на всех уровнях иерархии корпорации (нижний, средний и высший управленческий персонал);
большое количество пользователей различного уровня управления и разной квалификации.
Как правило, современные крупные организационно-экономические системы (банки, торговые фирмы, добывающие компании и т.п.) имеют именно распределенный характер, поэтому их эффективное функционирование практически невозможно без объединения СОД, ИСУ и СППР в рамках корпоративных ЭИС.
49
- Глава 1, Основные сведения об информационных технологиях обработки экономической информации 7
- Глава 2 Основные сведения об автоматизированных информационных системах………….38
- Глава 3. Информационное обеспечение автоматизированных систем ...59
- Глава 4. Программное обеспечение автоматизированных систем 76
- Основные понятия 76
- Глава 5. Проектирование автоматизированных информационных систем 93
- Глава 6. Основные сведения о компьютерных сетях
- Основные понятия 116
- Глава 7. Основы защиты информации в автоматизированных системах 137
- Основные понятия 137
- Введение
- Глава 1
- Основные сведения
- Об информационных технологиях
- Обработки экономической информации
- 1.1. Экономическая информация как часть информационного ресурса общества
- 1.2. Информация и информационные процессы в организационно-экономической сфере
- 1.3. Информационные технологии обработки экономической информации
- 1.3.1. Информационная технология обработки данных
- 1.3.2. Информационные технологии автоматизированного офиса
- 1.3.3. Информационные технологии управления
- 1.3.4. Информационные технологии поддержки принятия решений
- 1.3.5. Информационные технологии экспертных систем
- 1.3.6. Нейросетевые технологии
- 1.4. Государственная политика в области информатизации
- Глава 2
- 2.1. Понятие автоматизированной информационной системы
- 2.2. Классификация экономических автоматизированных информационных систем
- 2.3. Структура автоматизированной информационной системы
- 2.3.1 Функциональная часть автоматизированной информационной системы
- 2.3.2. Обеспечивающая часть аис
- 2.4. Свойства и характеристики аис
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 3 информационное обеспечение автоматизированных систем
- 3.1. Основные понятия
- 3.2. Документы в автоматизированной системе
- 3.3. Классификация и кодирование
- 3.4. Внутримашинное информационное обеспечение
- 3.4.1. Понятие базы данных
- 3.4.2. Базы данных и файловые системы
- 3.5. Проектирование и эксплуатация баз данных
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 4 программное обеспечение автоматизированных систем
- 4.1. Основные понятия
- 4.2. Виды программного обеспечения автоматизированной системы
- 4.2.1. Системное общее программное обеспечение
- 4.2.2. Сервисное общее программное обеспечение
- 4.2.3. Прикладное общее программное обеспечение
- Пакеты прикладных программ
- Прикладные программы офисного применения
- 4.2.4. Инструментальное общее программное обеспечение
- 4.2.5. Специальное программное обеспечение автоматизированных систем
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 5
- 5.1. Современные подходы к автоматизации управления в организационно-экономических системах
- 5.1.1. Кусочная автоматизация
- 5.1.2. Автоматизация по участкам
- 5,1.3. Автоматизация по направлениям
- 5.1.4. Полная автоматизация управления организацией
- 5.1.5. Подходы к проектированию автоматизированных информационных систем
- 5.2. Стандартизация деятельности, связанной с разработкой автоматизированных информационных систем
- 5.3. Жизненный цикл автоматизированной информационной системы
- 5.3.1. Понятие и модели жизненного цикла аис
- 5.3.2. Представление процесса разработки в екс ас
- 5.4. Некоторые вопросы проведения автоматизации в организации
- 5.4.1. Управление процессом автоматизации
- 5.4.2. Стратегия автоматизации
- 5.4.3. Реорганизация деятельности организационной системы
- 5.5. Роль пользователей в процессе разработки автоматизированной информационной системы
- Вопросы для самоконтроля
- 6.5. Эталонная модель взаимодействия открытых систем
- Основные функции уровней модели osi
- Глава 7 основы защиты информации в автоматизированных системах
- 7.1. Основные понятия
- 7.2. Угрозы безопасности информации в эис
- 7.2.1. Случайные угрозы
- 7.2.2. Преднамеренные угрозы
- 7.2.3. Последствия реализации угроз, специфические для эис
- 7.3. Методы и средства защиты информации в информационных системах
- 7.4. Комплексный подход к защите информации в автоматизированных системах
- Вопросы для самоконтроля
- Примеры современных программных средств в экономической сфере Система «1с: Предприятие»
- Система «Галактика»
- Литература