logo search
Диплом ИПОВС 2003 / Пояснительная запискаFinalVersion

Введение

Туризм является одной из ведущих и наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. За быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия минувшего и ему пророчат блестящее будущее в столетии грядущем. Согласно прогнозу Всемирной Туристической Организации (ВТО) рост туристической индустрии будет необратим в ХХIвеке, и к 2020 году количество международных туристических посещений составит 1,6 биллиона единиц.

Как известно, данная отрасль хозяйства является фундаментальной основой многих развитых и развивающихся стран мира. И по данным все той же ВТО, вклад ее в мировую экономику (валовое производство услуг) оценивается в 3,5 трлн долл.(данные 1993 года), что эквивалентно 10,9% мирового валового внутреннего продукта. Путешествия и туризм обеспечивают свыше 11% международных инвестиций и приносят в казну государств в виде налоговых поступлений 302 млрд. долл.

Все это полностью объясняет то, что туризм на сегодняшний день играет одну из главных ролей в мировой экономике и является в настоящее время одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. Поэтому вопросы о будущем данной отрасли мирового хозяйства, о ее перспективах и динамике ее развития в наступающем третьем тысячелетии столь важны.

Как и многие другие отрасли экономики, туризм изначально базировался на договорённостях людей между собой и не был автоматизирован. Но со временем количество путешествующих несоизмеримо выросло, и постепенно появилась потребность в автоматизации различных процессов, происходящих в туризме. Туризм как и другие сферы бизнеса весьма сложен и состоит из целого ряда разнородных процессов, происходящих одновременно и иногда связанных весьма неоднозначными закономерностями. Первой подверглась автоматизации сфера денежного обращения, бухгалтерия. Существует несколько серьезных разработок, позволяющих более эффективно вести бухгалтерию и отслеживать движения денежных средств в туристической фирме. Среди них 1С, финансовый модуль «Мастер-тура» и другие.

Не обошёл вниманием прогресс и способы обмена информацией. Интернет, электронная почта, каталоги на CD помогают эффективно обмениваться информацией всем участникам туристического рынка, начиная с оператора на приёме и вплоть до конечного потребителя. Постоянное совершенствование мультимедиа-технологий сделало обмен информацией удобным и приятным. Оперативность получения нужных данных также поднялось на довольно высокий уровень.

Системы бронирования он-лайн позволили агентствам производить бронирование мест без использования телефона, почты, что привело к значительному повышению скорости работы.

Внутренние процессы каждой турфирмы своеобразны и обычно решаются целым комплексом средств, индивидуальным для каждой конкретной компании. Обычно компании имеют внутренние сети, в которых функционируют определённые службы, помогающие сотрудникам оперативно получать нужную информацию и реагировать на неё.

Итак, почти все сферы деятельности туристической компании имеют средства автоматизации, позволяющие улучшить, ускорить работу и сделать её более качественной. Исключением из этих автоматизированных областей является последний этап в жизни турпродукта – продажа его частному клиенту. Разумеется, можно показать клиенту описание отеля и фотографии на сайте. Можно дать полистать каталоги и буклеты. Но это всё не решает одной задачи, которая часто не под силу человеку, который не «плавает» в туристическом бизнесе, который не знает и знать не хочет про квоты, договора и прочие внутренние понятия этого рынка. Эта задача – выбор того конкретного, подходящего тура, который он может позволить себе за свои деньги. Помочь человеку выбрать тур по душе – обычно задача менеджера по продаже – человека, который примерно помнит в каком отеле какие услуги есть (что почти невозможно), знает кому позвонить чтобы узнать (что долго – в сезон оператору дозвониться – это проблема), либо готов посоветовать «от души» (что сомнительно).

Появляется задача – на основе требований клиента относительно различных параметров тура, которые могут выражаться как количественно, так и качественно выбрать из существующей базы туров наиболее подходящий ему, в котором будет наилучшее качество при заданных параметрах. На основе данных, полученных от клиента, каждый тур может быть каким-то образом оценен, причём те характеристики, которые играют определяющую роль для одного человека, могут ровным счётом ничего не значить для другого. Получается, что нужно оценить все туры и просто выбрать наилучший. Но количество туров часто превышает все мыслимые и немыслимые пределы. Различные сочетания видов номеров, звёздности гостиниц, наличия или отсутствия порядочного количества дополнительных услуг, схожие по параметрам отели, расположенные неподалёку, и многие-многие другие параметры туров формируют огромное количество туров, чтобы просмотреть которые требуется огромное время, не говоря уже об оценке и выборе оптимального.

Учитывая сложный критерий оптимальности и невозможность определить его характер было решено применить генетические алгоритмы для решения задачи максимизации функции, определяющей «применимость» тура к требованиям клиента. Эта функция составляется в зависимости от высказанных клиентом пожеланий. Программа собирает эти пожелания, задавая клиенту вопросы относительно того, что он бы хотел от своего путешествия. Результатом функция выдаёт наилучший тур, который предлагается клиенту. Если клиента не устроил найденный тур, можно уточнить условия.

В результате применения подобной программы возрастает скорость работы, так как не требуется искать дополнительную информацию о турах, возрастает интерактивность общения между клиентом и агентством, уменьшается шанс ошибочного просмотра тура, который гарантированно не удовлетворяет требованиям клиента. Практически «сводится на нет» шанс, что человеку продадут тур, который нужно продать, а не тот, который оптимально удовлетворит клиента. Программа хорошо впишется в линейку других, автоматизирующих деятельность агентства, и может впоследствии стать частью интегрированного решения. Снизится нагрузка на менеджера по продажам. Всё это будет способствовать более высоким прибылям и большему шансу к процветанию в условиях жёсткой конкуренции среди фирм, занимающих одну и ту же нишу рынка, в которой победит компания, наиболее быстро приспособившаяся к условиям нового электронного рынка XXI века.