1.4. Механизм управления качеством продукции
Выпуск продукции высокого качества рассматривается во всех странах мира как одно из важнейших условий развития национальной экономики.
Современная рыночная экономика предъявляет высокие требования качеству выпускаемой продукции. Это связано с тем, что выживаемость любой фирмы, её устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяется уровнем конкурентоспособности. Конкурентоспособность зависит от двух показателей:
уровня цен;
уровня качества продукции;
Повышение качества продукции - характерная тенденция всех ведущих фирм мира.
Конкурентоспособность – способность выдерживать конкуренцию, противостоять ей. Понятие конкурентоспособности применяют как к товарам (услугам), так и к предприятиям, фирмам и другим организациям.
Конкурентоспособность предприятия - его способность сохранять и расширять рынки сбыта продукции за счет целенаправленной деятельности к качественным характеристикам продукции и по отношению к производителям конкурентам.
Механизм управления качеством продукции обеспечивает эффективную реализацию основных функции управления качеством, в число которых входят:
Прогнозирование потребностей рынка, технического уровня и качества продукции;
Планирование повышения качества продукции;
Разработка и постановка продукции на производство;
Технологическая подготовка производства;
Контроль качества и испытание продукции;
На сегодняшний день для достижения этих целей широко используется идеология и положения международных стандартов ИСО серии 9000.
Основным аргументом в пользу использования данных стандартов является то, что они:
Ориентированы на рыночные отношения;
Аккумулируют положительный опыт организации управления (менеджмента) в промышленности ведущих индустриальных держав;
Универсальны для применения предприятиями различных отраслей промышленности;
Признаны всеми развитыми отраслям в качестве основы для организации взаимовыгодных торгово-экономических взаимоотношений предприятий.
Внедрение стандартов серии ИСО 9000 создает базу для независимой сертификации продукции.
Стандартизация, метрология и сертификация – это инструменты обеспечения качества продукции, работ и услуг. Количественная оценка качества продукции определяет специальная наука – квалиметрия.
Квалиметрия – это наука о способах измерения и количественной оценке качества продукции и услуг.
Дадим определение основным базовым терминам.
1. СТАНДАРТ – устанавливает набор основных показателей потребительских свойств определённого товара.
2. МЕТРОЛОГИЯ - с помощью методов различного контроля гарантируем соответствие изготовленной продукции стандарту, техническим условиям (ТУ) чертежей и другой технической документации.
3. СЕРТИФИКАЦИЯ (от лат. Certum facer – верно сделать) - это деятельность, направленная на подтверждение соответствия продукта требованиям всех нормативных документов. (подтверждается третьей независимой стороной).
- Лекция 1. Понятие и механизм управления качеством.
- 1.4. Механизм управления качеством продукции
- Лекция 2. История развития метрологии, стандартизации и сертификации. Особенности современного этапа.
- 2.3. Метрология
- Лекция 3. Цели, задачи и принципы метрологии, стандартизации и сертификации.
- Лекция 4. Международные организации по метрологии, стандартизации и сертификации.
- 4.2. Международная электротехническая комиссия (мэк)
- 4.3. Международный союз электросвязи (мсэ)
- 4.4. Всемирная торговая организация (вто)
- 4.5. Международные метрологические организации
- Лекция 5. Российская национальная система технического регулирования.
- 5.1. Основные задачи технического регулирования
- 5.2.Структура метрологической службы рф
- Лекция 6. Стандартизация: сущность, концепция, система мероприятий.
- Лекция 7. Метрология: сущность, содержание, виды измерений.
- 7.1. Измерения, виды измерений
- 7.2. Основные характеристики измерений.
- 7.3. Физические величины и их связь с измерениями.
- 7.4. Эталоны
- Лекция 8. Сертификация: содержание, формы, направления.
- 8.1. Обязательная сертификация
- 8.2. Добровольная сертификация
- 8.3. Система качества
- Лекция 9. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов.
- Лекция 10. Законодательная база нормативно – правового обеспечения.
- Лекция11. Нормативная база.
- Лекция 13. Информационные ресурсы и их организация.
- Лекция 14. Показатели характеристик безопасности продукции.
- Лекция 15. Стандартизация и лицензирование программных продуктов
- 15.1. Правовые акты стандартизации и сертификации программных продуктов
- 15.2. Стандартизация, сертификация и лицензирование программных продуктов
- Основная литература