logo search
Лекции Метрология

1.4. Механизм управления качеством продукции

Выпуск продукции высокого качества рассматривается во всех странах мира как одно из важнейших условий развития национальной экономики.

Современная рыночная экономика предъявляет высокие требования качеству выпускаемой продукции. Это связано с тем, что выживаемость любой фирмы, её устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяется уровнем конкурентоспособности. Конкурентоспособность зависит от двух показателей:

Повышение качества продукции - характерная тенденция всех ведущих фирм мира.

Конкурентоспособность – способность выдерживать конкуренцию, противостоять ей. Понятие конкурентоспособности применяют как к товарам (услугам), так и к предприятиям, фирмам и другим организациям.

Конкурентоспособность предприятия - его способность сохранять и расширять рынки сбыта продукции за счет целенаправленной деятельности к качественным характеристикам продукции и по отношению к производителям конкурентам.

Механизм управления качеством продукции обеспечивает эффективную реализацию основных функции управления качеством, в число которых входят:

На сегодняшний день для достижения этих целей широко используется идеология и положения международных стандартов ИСО серии 9000.

Основным аргументом в пользу использования данных стандартов является то, что они:

Внедрение стандартов серии ИСО 9000 создает базу для независимой сертификации продукции.

Стандартизация, метрология и сертификация – это инструменты обеспечения качества продукции, работ и услуг. Количественная оценка качества продукции определяет специальная наука – квалиметрия.

Квалиметрия – это наука о способах измерения и количественной оценке качества продукции и услуг.

Дадим определение основным базовым терминам.

1. СТАНДАРТ – устанавливает набор основных показателей потребительских свойств определённого товара.

2. МЕТРОЛОГИЯ - с помощью методов различного контроля гарантируем соответствие изготовленной продукции стандарту, техническим условиям (ТУ) чертежей и другой технической документации.

3. СЕРТИФИКАЦИЯ (от лат. Certum facer – верно сделать) - это деятельность, направленная на подтверждение соответствия продукта требованиям всех нормативных документов. (подтверждается третьей независимой стороной).