Введение
Тенденция к сближению мобильных и навигационных технологий сегодня заметна как никогда. Решение вопроса предоставления конечному пользователю мобильных устройств возможности получения, использования и обработки информации, связанной с их местоположением, является очень актуальной задачей.
Автоматизированные информационные системы, включающие в себя компонент мобильных навигационных технологий, применяются в самых разнообразных областях человеческой деятельности.
В современном мире часто приходится пользоваться услугами по доставке того или иного груза. Грузоперевозки оказывают незаменимую помощь в жизни нашего общества.
Этим фактом обусловлено резкое увеличение числа курьерских компаний, чья деятельность напрямую связана с выполнением перевозок из одной точки в другую.
Любая компания, выйдя на определённые обороты, задумывается об автоматизации своей работы. У такого решения есть явные плюсы:
- внедрение нетривиальных алгоритмов оптимизации затрат;
- уменьшение рутинной нагрузки на сотрудников и ускорение их работы;
- создание, выравнивание и контроль планов работы.
Переходя от общего к частному, любая динамично развивающаяся курьерская фирма в целях повышения своей конкурентоспособности, так или иначе приходит к необходимости автоматизации некоторых аспектов своей деятельности. В данном случае на первый план выходят вопросы построения оптимальных маршрутов между городскими объектами, оценка времени, необходимого на доставку груза, контроль движения курьера по обозначенному пути. Вопрос решения данных задач и поднимается в проекте, что, безусловно, обуславливает его актуальность.
Цель проекта – разработка автоматизированной системы расчета оптимального маршрута между городскими объектами для курьерской компании.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- провести анализ предметной области;
- определиться с функциональными требованиями к системе;
- выбрать способ реализации системы;
- подобрать необходимые инструменты для разработки;
- решить задачи, встающие при реализации той или иной функции;
- разработать интерфейс приложения;
- определить основополагающие элементы развертывания системы;
- провести технико-экономическое обоснование дипломного проекта;
- рассмотреть аспекты ее безопасности и экологичности.
Цель и задачи определили структуру дипломного проекта. В первой главе производится анализ предметной области. Во второй обосновывается выбор способа реализации системы. В третьей детально раскрываются функциональные требования к системе. В четвертой описывается этап разработки проекта: решаются ключевые задачи, создается графический интерфейс системы, выявляются основные аспекты развертывания системы. Две последние главы посвящены вопросам технико-экономическому обоснованию и безопасности и экологичности дипломного проекта.
Решением поставленных задач обеспечивается создание полноценной автоматизированной информационной системы, способной сократить временные затраты на организацию перевозок, их непосредственное выполнение, ведение контроля за их состоянием и как следствие – повышение качества услуг, оказываемых фирмой, и ее конкурентоспособности.
Автоматизированная система расчета оптимального маршрута между городскими объектами ориентирована на фирмы, которые стремятся оптимизировать и наилучшим образом управлять транспортными перевозками.
Создаваемый программный комплекс функционирует на базе коммуникаторов с операционной системой Android. Выбор данной платформы не случаен и обоснован в проекте.
Для разработки системы использовался язык Java. Были использованы комплект разработки программного обеспечения Java Development Kit, интегрированная среда разработки Eclipse, Android SDK, включающий в себя эмулятор работы реальных устройств и плагин Android Development Tools – расширение для интегрированной среды разработки, ускоряющее и упрощающее создание и отладку приложений. Основные характеристики выбранного инструментария и его преимущества так же раскрыты в дипломном проекте.
Для документирования основных вех разработки системы и структурированного представления выработанных артефактов использованы средства унифицированного языка моделирования – UML, языка графического описания для объектного моделирования в области разработки программного обеспечения. UML является языком широкого профиля, это открытый стандарт, использующий графические обозначения для создания абстрактной модели системы, называемой UML-моделью [9].
При реализации проекта было изучено значительное число литературных источников, руководств и статей, охватывающих выбранную тематику. Полный их список представлен в конце проекта.
- Содержание
- Введение
- 1 Анализ предметной области
- 2 Определение способа реализации
- 2.1 Выбор аппаратной платформы
- 2.2 Выбор операционной системы
- 2.2.1 Особенности архитектуры ос Android
- 2.3 Выбор средств разработки и тестирования
- 2.3.1 Язык Java
- 2.3.3 Интегрированная среда разработки Eclipse
- 3 Функциональные требования к системе
- 4 Разработка проекта
- 4.1 Обзор и решение ключевых задач
- 4.1.1 Определения текущего местоположения
- 4.1.2 Прокладка оптимального маршрута
- 4.1.3 Особенности построения графа дорог в OpenStreetMap
- 4.1.4 Поиск оптимального маршрута
- 4.1.5 Прогнозирование времени прохождения маршрута
- 4.1.6 Диспетчеризация
- 4.2 Графический интерфейс системы
- 4.2.1 Интерфейс арм Курьера
- 4.2.2 Интерфейс арм Диспетчера
- 4.3 Развертывание системы
- 5 Технико-экономическое обоснование дипломного проекта
- 5.1 Swot-анализ
- 5.2 Pest-анализ
- 5.3 Расчет экономических показателей
- 5.4 Расчет затрат на разработку программы
- 5.5 Расчет цены разработанной программы
- 5.6 Расчет капитальных вложений
- 5.7 Расчет эксплуатационных расходов
- 5.8 Расчет денежного годового экономического эффекта
- 6 Безопасность и экологичность дипломного проекта
- 6.1 Электробезопасность
- 6.2 Электромагнитные излучения
- 6.3 Требования к эргономике, освещенности, уровню шума и
- 6.4 Пожарная безопасность
- Заключение
- Список использованных источников
- Приложение а
- Исходний код программы. Курьерская часть
- Приложение б
- Исходний код программы. Диспетчерская часть
- Приложение в
- Графический материал