1.3.5. Информационные технологии экспертных систем
Развитие компьютерных информационных технологий, основанное на достижениях в области микропроцессорной техники и математических методов обработки данных, привело к созданию систем искусственного интеллекта. Под искусственным интеллектом обычно понимают способности компьютерных систем к таким действиям, которые назывались бы интеллектуальными, если бы исходили от человека. Чаще всего здесь имеются в виду способности, связанные с человеческим мышлением. Одним из направлений искусственного интеллекта являются экспертные системы, которые дают возможность менеджеру или специалисту получать консультации экспертов по любым проблемам, о которых этими системами накоплены знания.
зо
Главная идея использования технологии экспертных систем заключается в том, чтобы получить от эксперта (опытного специалиста) его знания и, загрузив их в память компьютера, использовать всякий раз, когда в этом возникнет необходимость. Преимущества экспертных систем по сравнению с использованием опытных специалистов заключаются в следующем:
достигнутая компетентность не утрачивается, может документироваться, передаваться, воспроизводиться и наращиваться;
имеют место более устойчивые результаты в решении проблем за счет исключения эмоциональных и других факторов человеческой ненадежности;
* высокая стоимость разработки в дальнейшем компенсируется низкой стоимостью эксплуатации, возможностью копирования и применением менее квалифицированных специалистов.
Экспертные системы представляют собой компьютерные программы, трансформирующие опыт экспертов в какой-либо области знаний в форму эвристических правил (эвристик). Эвристики не гарантируют получения оптимального результата с такой же уверенностью, как обычные алгоритмы, используемые для решения задач в рамках технологии поддержки принятия решений. Однако часто они дают в определенной степени приемлемые решения для их практического использования, и это позволяет применять экспертные системы в
качестве советующих систем.
Сходство информационных технологий, используемых в экспертных системах и системах поддержки принятия решений, состоит в том, что обе они обеспечивают высокий уровень поддержки принятия решений. Однако имеются три существенных различия. Первое связано с тем, что решение проблемы в рамках систем поддержки принятия решений отражает уровень понимания этой проблемы пользователем и его возможности получить и осмыслить решение. Технология экспертных систем, наоборот, предлагает пользователю принять решение, превосходящее его возможности. Второе отличие указанных технологий выражается в способности экспертных систем пояснять свои рассуждения в процессе получения решения. Очень часто эти пояснения оказываются более важными для пользователя, чем само решение. Третье отличие связано с использованием нового компонента информационной технологии - знаний.
31
Основными компонентами экспертной системы являются (см. рис. 1.11):
интерфейс пользователя, база знаний, интерпретатор, модуль создания системы.
Рис. 1.11. Основные компоненты информационной технологии экспертных систем
Менеджер (специалист) использует интерфейс пользователя для ввода информации и команд в экспертную систему и получения выходной информации из нее. Технология экспертных систем предусматривает возможность получать в качестве выходной информации не только решение, но и необходимые объяснения.
Различают два вида объяснений:
объяснения, выдаваемые по запросам. Пользователь в любой момент может потребовать от экспертной системы объяснения своих действий;
* объяснения полученного решения проблемы. После' получения решения пользователь может потребовать объяснений того, как оно было получено. Система должна пояснить каждый шаг своих рассуждений, ведущих к решению задачи.
Хотя технология работы с экспертной системой не является простой, пользовательский интерфейс этих систем является дружественным и обычно не вызывает трудностей при ведении диалога.
32
База знаний. Она содержит факты, описывающие проблемную область, а также логическую взаимосвязь этих фактов. Центральное место в базе знаний принадлежит правилам. Правило определяет, что следует делать в данной конкретной ситуации, и состоит из двух частей: условия, которое может выполняться или нет, и действия, которое следует произвести, если условие выполняется. Все используемые в экспертной системе правила образуют систему правил, которая даже для
сравнительно простой системы может содержать несколько тысяч правил.
Интерпретатор. Это часть экспертной системы, производящая в определенном порядке обработку знаний (мышление), находящихся в базе знаний. Технология работы интерпретатора сводится к последовательному рассмотрению совокупности правил (правило за правилом). Если условие, содержащееся в правиле, соблюдается, выполняется определенное действие, и пользователю предоставляется вариант решения его проблемы.
Модуль создания системы. Он служит для создания набора (иерархия) правил. Существуют два подхода, которые могут быть положены в основу модуля создания системы: использование языков программирования и использование оболочек экспертных систем.
Экспертная система не может полностью заменить специалиста-профессионала, так как в области творческой деятельности люди обладают большими способностями в сравнении с самыми умными современными компьютерными системами. Эксперты справляются с неожиданными поворотами событий, способны проводить аналогии из других предметных областей, могут приспособить свои знания для решения ранее незнакомых им задач. Тем не менее, в стандартных ситуациях экспертные системы могут с успехом применяться. Например, в сфере финансового обслуживания эти системы помогают страховым компаниям анализировать и оценивать коммерческий риск, устанавливать размеры ссуд при кредитовании организаций, составлять сметы проектов и т.д.
- Глава 1, Основные сведения об информационных технологиях обработки экономической информации 7
- Глава 2 Основные сведения об автоматизированных информационных системах………….38
- Глава 3. Информационное обеспечение автоматизированных систем ...59
- Глава 4. Программное обеспечение автоматизированных систем 76
- Основные понятия 76
- Глава 5. Проектирование автоматизированных информационных систем 93
- Глава 6. Основные сведения о компьютерных сетях
- Основные понятия 116
- Глава 7. Основы защиты информации в автоматизированных системах 137
- Основные понятия 137
- Введение
- Глава 1
- Основные сведения
- Об информационных технологиях
- Обработки экономической информации
- 1.1. Экономическая информация как часть информационного ресурса общества
- 1.2. Информация и информационные процессы в организационно-экономической сфере
- 1.3. Информационные технологии обработки экономической информации
- 1.3.1. Информационная технология обработки данных
- 1.3.2. Информационные технологии автоматизированного офиса
- 1.3.3. Информационные технологии управления
- 1.3.4. Информационные технологии поддержки принятия решений
- 1.3.5. Информационные технологии экспертных систем
- 1.3.6. Нейросетевые технологии
- 1.4. Государственная политика в области информатизации
- Глава 2
- 2.1. Понятие автоматизированной информационной системы
- 2.2. Классификация экономических автоматизированных информационных систем
- 2.3. Структура автоматизированной информационной системы
- 2.3.1 Функциональная часть автоматизированной информационной системы
- 2.3.2. Обеспечивающая часть аис
- 2.4. Свойства и характеристики аис
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 3 информационное обеспечение автоматизированных систем
- 3.1. Основные понятия
- 3.2. Документы в автоматизированной системе
- 3.3. Классификация и кодирование
- 3.4. Внутримашинное информационное обеспечение
- 3.4.1. Понятие базы данных
- 3.4.2. Базы данных и файловые системы
- 3.5. Проектирование и эксплуатация баз данных
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 4 программное обеспечение автоматизированных систем
- 4.1. Основные понятия
- 4.2. Виды программного обеспечения автоматизированной системы
- 4.2.1. Системное общее программное обеспечение
- 4.2.2. Сервисное общее программное обеспечение
- 4.2.3. Прикладное общее программное обеспечение
- Пакеты прикладных программ
- Прикладные программы офисного применения
- 4.2.4. Инструментальное общее программное обеспечение
- 4.2.5. Специальное программное обеспечение автоматизированных систем
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 5
- 5.1. Современные подходы к автоматизации управления в организационно-экономических системах
- 5.1.1. Кусочная автоматизация
- 5.1.2. Автоматизация по участкам
- 5,1.3. Автоматизация по направлениям
- 5.1.4. Полная автоматизация управления организацией
- 5.1.5. Подходы к проектированию автоматизированных информационных систем
- 5.2. Стандартизация деятельности, связанной с разработкой автоматизированных информационных систем
- 5.3. Жизненный цикл автоматизированной информационной системы
- 5.3.1. Понятие и модели жизненного цикла аис
- 5.3.2. Представление процесса разработки в екс ас
- 5.4. Некоторые вопросы проведения автоматизации в организации
- 5.4.1. Управление процессом автоматизации
- 5.4.2. Стратегия автоматизации
- 5.4.3. Реорганизация деятельности организационной системы
- 5.5. Роль пользователей в процессе разработки автоматизированной информационной системы
- Вопросы для самоконтроля
- 6.5. Эталонная модель взаимодействия открытых систем
- Основные функции уровней модели osi
- Глава 7 основы защиты информации в автоматизированных системах
- 7.1. Основные понятия
- 7.2. Угрозы безопасности информации в эис
- 7.2.1. Случайные угрозы
- 7.2.2. Преднамеренные угрозы
- 7.2.3. Последствия реализации угроз, специфические для эис
- 7.3. Методы и средства защиты информации в информационных системах
- 7.4. Комплексный подход к защите информации в автоматизированных системах
- Вопросы для самоконтроля
- Примеры современных программных средств в экономической сфере Система «1с: Предприятие»
- Система «Галактика»
- Литература