6.2. Разработка политики информационной безопасности
Разработка политики безопасности ведется для конкретных условий функционирования информационной системы. Как правило, речь идет о политике безопасности организации, предприятия или учебного заведения. С учетом этого рассмотрим следующее определение политики безопасности.
Политика безопасности – это комплекс предупредительных мер по обеспечению информационной безопасности организации. Политика безопасности включает правила, процедуры и руководящие принципы в области безопасности, которыми руководствуется организация в своей деятельности. Кроме этого, политика безопасности включает в себя требования в адрес субъектов информационных отношений, при этом в политике безопасности излагается политика ролей субъектов информационных отношений.
Основные направления разработки политики безопасности:
определение объема и требуемого уровня защиты данных;
определение ролей субъектов информационных отношений.
"Оранжевой книге" политика безопасности трактуется как набор норм, правил и практических приемов, которые регулируют управление, защиту и распределение ценной информации.
Результатом разработки политики безопасности является комплексный документ, представляющий систематизированное изложение целей, задач, принципов и способов достижения информационной безопасности.
Этот документ является методологической основой практических мер по обеспечению информационной безопасности и включает следующие группы сведений:
34
основные положения информационной безопасности организации;
область применения политики безопасности;
цели и задачи обеспечения информационной безопасности организации;
распределение ролей и ответственности субъектов информационных отношений
организации и их общие обязанности.
Основные положения определяют важность обеспечения информационной безопасности, общие проблемы безопасности, направления их решения, роль сотрудников, нормативно-правовые основы.
При описании области применения политики безопасности перечисляются компоненты автоматизированной системы обработки, хранения и передачи информации, подлежащие защите.
состав автоматизированной информационной системы входят следующие компоненты:
аппаратные средства – компьютеры и их составные части (процессоры, мониторы, терминалы, периферийные устройства – дисководы, принтеры, контроллеры), кабели, линии связи и т. д.;
программное обеспечение – приобретенные программы, исходные, объектные, загрузочные модули; операционные системы и системные программы (компиляторы, компоновщики и др.), утилиты, диагностические программы и т. д.;
данные – хранимые временно и постоянно, на магнитных носителях, печатные, архивы, системные журналы и т. д.;
персонал – обслуживающий персонал и пользователи.
Цели, задачи, критерии оценки информационной безопасности определяются функциональным назначением организации. Например, для режимных организаций на первое место ставится соблюдение конфиденциальности. Для сервисных информационных служб реального времени важным является обеспечение доступности подсистем . Для информационных хранилищ актуальным может быть обеспечение целостности данных и т. д.
Политика безопасности затрагивает всех субъектов информационных отношений в организации, поэтому на этапе разработки политики безопасности очень важно разграничить их права и обязанности, связанные с их непосредственной деятельностью.
С точки зрения обеспечения информационной безопасности разграничение прав и обязанностей целесообразно провести по следующим группам (ролям):
специалист по информационной безопасности;
владелец информации;
поставщики аппаратного и программного обеспечения;
менеджер отдела;
операторы;
аудиторы.
зависимости от размеров организации, степени развитости ее информационной системы, некоторые из перечисленных ролей могут отсутствовать вообще, а некоторые могут совмещаться одним и тем же физическим лицом.
Специалист по информационной безопасности (начальник службы безопасности,
администратор по безопасности) играет основную роль в разработке и соблюдении политики безопасности предприятия. Он проводит расчет и перерасчет рисков, выявляет уязвимости системы безопасности по всем направлениям (аппаратные средства, программное обеспечение и т.
д.).
Владелец информации – лицо, непосредственно владеющее информацией и работающее с ней. В большинстве случае именно владелец информации может определить ее ценность и конфиденциальность.
Поставщики аппаратного и программного обеспечения обычно являются сторонними лицами, которые несут ответственность за поддержание должного уровня информационной безопасности в поставляемых им продуктах.
35
Администратор сети – лицо, занимающееся обеспечением функционирования информационной сети организации, поддержанием сетевых сервисов, разграничением прав доступа к ресурсам сети на основании соответствующей политики безопасности.
Менеджер отдела является промежуточным звеном между операторами и специалистами по информационной безопасности. Его задача – своевременно и качественно инструктировать подчиненный ему персонал обо всех требованиях службы безопасности и следить за их выполнением на рабочих местах. Менеджеры должны доводить до подчиненных все аспекты политики безопасности, которые непосредственно их касаются.
Операторы обрабатывают информацию, поэтому должны знать класс конфиденциальности информации и какой ущерб будет нанесен организации при ее раскрытии.
Аудиторы – внешние специалисты по безопасности, нанимаемые организацией для периодической проверки функционирования всей системы безопасности организации.
- Раздел I. Информационная безопасность и уровние ее
- Раздел II. Компьютерные вирусы и защита от них.37
- Раздел III. Иинформационная безопасность
- Раздел IV. Механизмы обеспечения "информационной
- Раздел I. Информационная
- 3.1. Правовые основы информационной безопасности общества
- 3.2. Основные положения важнейших законодательных актов рф в области информационной безопасности и защиты информации
- 3.3. Ответственность за нарушения в сфере информационной безопасности
- 4.1. Стандарты информационной безопасности: "Общие критерии".
- 4.1.1. Требования безопасности к информационным системам
- 4.1.2. Принцип иерархии: класс – семейство – компонент – элемент
- 4.1.3. Функциональные требования
- 4.1.4. Требования доверия
- 4.1.5. Выводы по теме
- 4.2. Стандарты информационной безопасности распределенных систем
- 4.2.1. Сервисы безопасности в вычислительных сетях
- 4.2.2. Механизмы безопасности
- 4.2.3. Администрирование средств безопасности
- 4.2.4. Выводы по теме
- 5.1. Фстэк и ее роль в обеспечении информационной безопасности в рф
- 5.2. Документы по оценке защищенности автоматизированных систем в рф
- 3Б 3а 2б 2а 1д 1г 1в 1б 1а
- 3Б 3а 2б 2а 1д 1г 1в 1б 1а
- 5.3. Выводы по теме
- 6.1. Цели, задачи и содержание административного уровня
- 6.2. Разработка политики информационной безопасности
- 6.3. Выводы по теме
- Раздел II. Компьютерные вирусы и
- 7.1. Компьютерные вирусы и проблемы антивирусной защиты
- 7.1.1. Классификация компьютерных вирусов
- 7.1.2. Жизненный цикл вирусов
- 7.1.3. Основные каналы распространения вирусов и других вредоносных программ
- 7.2. Антивирусные программы и комплексы
- 7.3. Профилактические меры защиты
- Раздел III. Иинформационная
- 8.1. Особенности обеспечения информационной безопасности в компьютерных сетях
- 8.1.1. Особенности информационной безопасности в компьютерных сетях
- 8.1.2. Специфика средств защиты в компьютерных сетях
- 8.2. Сетевые модели передачи данных
- 8.2.1. Понятие протокола передачи данных
- 8.2.2. Принципы организации обмена данными в вычислительных сетях
- 8.2.3. Транспортный протокол tcp и модель тср/iр
- 8.2.4. Выводы по теме
- 9.1. Модель взаимодействия открытых систем osi/iso.
- 9.1.1. Сравнение сетевых моделей передачи данных tcp/ip и osi/iso
- 9.1.2. Характеристика уровней модели osi/iso
- 9.1.3. Выводы по теме
- 9.2. Классификация удаленных угроз в вычислительных сетях
- 9.2.1. Классы удаленных угроз и их характеристика
- 9.2.2. Выводы по теме
- 10.1. Удаленная атака "анализ сетевого трафика"
- 10.2. Удаленная атака "подмена доверенного объекта"
- 10.3. Удаленная атака "ложный объект"
- 10.4. Удаленная атака "отказ в обслуживании"
- 10.5. Выводы по теме
- 11.1. Причины успешной реализации удаленных угроз в вычислительных сетях
- 11.2. Выводы по теме
- 12.1. Принципы построения защищенных вычислительных сетей
- 12.2. Выводы по теме
- Раздел IV. Механизмы обеспечения
- 13.1. Определение понятий "идентификация" и "аутентификация"
- 13.2. Механизм идентификация и аутентификация пользователей
- 13.3. Выводы по теме
- 14.1. Структура криптосистемы
- 14.2. Классификация систем шифрования данных
- 14.3. Симметричные и асимметричные методы шифрования
- 14.4. Механизм электронной цифровой подписи
- 14.5. Выводы по теме
- 15.1. Методы разграничение доступа.
- 15.1.1. Методы разграничения доступа
- 15.1.2. Мандатное и дискретное управление доступом
- 15.1.3. Выводы по теме
- 15.2. Регистрация и аудит.
- 15.2.1. Определение и содержание регистрации и аудита информационных систем
- 15.2.2. Этапы регистрации и методы аудита событий информационной системы
- 15.2.3. Выводы по теме
- 16.1. Межсетевое экранирование.
- 16.1.1. Классификация межсетевых экранов
- 16.1.2. Характеристика межсетевых экранов
- 16.1.3. Выводы по теме
- 16.2. Технология виртуальных частных сетей (vpn).
- 16.2.1. Сущность и содержание технологии виртуальных частных сетей
- 16.2.2. Понятие "туннеля" при передаче данных в сетях
- 16.2.3. Выводы по теме