7.1.3. Основные каналы распространения вирусов и других вредоносных программ
Для того чтобы создать эффективную систему антивирусной зашиты компьютеров и корпоративных сетей, необходимо четко представлять себе, откуда грозит опасность. Вирусы находят самые разные каналы распространения, причем к старым способам постоянно добавляются новые.
Классические способы распространения
Файловые вирусы распространяются вместе с файлами программ в результате обмена дискетами и программами, загрузки программ из сетевых каталогов, с Web- или ftp-серверов. Загрузочные вирусы попадают на компьютер, когда пользователь забывает зараженную дискету в дисководе, а затем перезагружает ОС. Загрузочный вирус также может быть занесен на компьютер вирусами других типов. Макрокомандные вирусы распространяются в результате обмена зараженными файлами офисных документов, такими как файлы Microsoft Word, Excel, Access.
Если зараженный компьютер подключен к локальной сети, вирус легко может оказаться на дисках файл -сервера, а оттуда через каталоги, доступные для записи, попасть на все остальные компьютеры сети. Так начинается вирусная эпидемия. Системному администратору следует помнить, что вирус имеет в сети такие же права, что и пользователь, на компьютер которого этот вирус пробрался. Поэтому он может попасть во все сетевые каталоги, доступные пользователю. Если же вирус завелся на рабочей станции администратора сети, последствия могут быть очень тяжелыми.
Электронная почта
В настоящее время глобальная сеть Internet является основным источником вирусов. Большое число заражений вирусами происходит при обмене письмами по электронной почте в форматах Microsoft Word. Электронная почта служит каналом распространения макрокомандных вирусов, так как вместе с сообщениями часто отправляются офисные документы.
Заражения вирусами могут осуществляться как непреднамеренно, так и по злому умыслу. Например, пользователь зараженного макровирусом редактора, сам того не подозревая, может рассылать зараженные письма адресатам, которые в свою очередь отправляют новые зараженные письма и т. д . С другой стороны, злоумышленник может преднамеренно послать по электронной почте вместе с вложенным файлом исполняемый модуль вирусной или троянской программы.
Распространители вирусов часто пользуются для маскировки тем фактом, что диалоговая оболочка Microsoft Windows no умолчанию не отображает расширения зарегистрированных фай-лов. Например, файл с именем FreeCreditCard.txt.exe, будет показан пользователю как FreeCreditCard.txt. Если пользователь попытается открыть такой файл, будет запущена вредоносная программа.
Сообщения электронной почты часто приходят в виде документов HTML, которые могут включать ссылки на элементы управления ActiveX, апплеты Java и другие активные компоненты. Из-за ошибок в почтовых клиентах злоумышленники могут воспользоваться такими активными компонентами для внедрения вирусов и троянских программ на компьютеры пользователей. При получении сообщения в формате HTML почтовый клиент показывает его содержимое в своем окне. Если сообщение содержит вредоносные активные компоненты, они сразу же запускаются и выполняют заложенные в них функции. Чаще всего таким способом распространяются троянские программы и черви.
Троянские Web-сайты
Пользователи могут «получить» вирус или троянскую программу во время простого серфинга сайтов Интернета, посетив троянский Web-сайт. Ошибки в браузерах пользователей зачастую приводят к тому, что активные компоненты троянских Web-сайтов (элементы управления ActiveX или апплеты Java) внедряют на компьютеры пользователей вредоносные программы. Здесь ис-
40
пользуется тот же самый механизм, что и при получении сообщений электронной почты в формате HTML. Но заражение происходит незаметно: активные компоненты Web-страниц могут внешне никак себя не проявлять. Приглашение посетить троянский сайт пользователь может получить в обычном электронном письме.
Локальные сети
Локальные сети также представляют собой путь быстрого заражения. Если не принимать необходимых мер защиты, то зараженная рабочая станция при входе в локальную сеть заражает один или несколько служебных файлов на сервере. В качестве таких файлов могут выступать Excel- таблицы и стандартные документы-шаблоны, применяемые в фирме. Пользователи при входе в эту сеть запускают зараженные файлы с сервера, и в результате вирус получает доступ на компьютеры пользователей.
Другие каналы распространения вредоносных программ
Одним из серьезных каналов распространения вирусов являются пиратские копии ПО. Часто нелегальные копии на дискетах и CD-дисках содержат файлы, зараженные разнообразными ти-пами вирусов. К источникам распространения вирусов следует также отнести электронные конференции и файл-серверы ftp. Часто авторы вирусов закладывают зараженные файлы сразу на несколько файл-серверов ftp или рассылают одновременно по нескольким электронным конференциям, причем зараженные файлы обычно маскируют под новые версии программных продуктов и даже антивирусов. Компьютеры, установленные в учебных заведениях и Интернет-центрах и работающие в режиме общего пользования, также могут легко оказаться источниками распространения вирусов. Если один из таких компьютеров оказался зараженным вирусом с дискеты очередного пользователя, тогда дискеты и всех остальных пользователей, работающих на этом компьютере, окажутся зараженными.
По мере развития компьютерных технологий совершенствуются и компьютерные вирусы, приспосабливаясь к новым для себя сферам обитания. В любой момент может появиться компь-ютерный вирус, троянская программа или «червь» нового, неизвестного ранее типа, либо известного типа, но нацеленного на новое компьютерное оборудование. Новые вирусы могут ис-пользовать неизвестные или не существовавшие ранее каналы распространения, а также новые технологии внедрения в компьютерные системы.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Раздел I. Информационная безопасность и уровние ее
- Раздел II. Компьютерные вирусы и защита от них.37
- Раздел III. Иинформационная безопасность
- Раздел IV. Механизмы обеспечения "информационной
- Раздел I. Информационная
- 3.1. Правовые основы информационной безопасности общества
- 3.2. Основные положения важнейших законодательных актов рф в области информационной безопасности и защиты информации
- 3.3. Ответственность за нарушения в сфере информационной безопасности
- 4.1. Стандарты информационной безопасности: "Общие критерии".
- 4.1.1. Требования безопасности к информационным системам
- 4.1.2. Принцип иерархии: класс – семейство – компонент – элемент
- 4.1.3. Функциональные требования
- 4.1.4. Требования доверия
- 4.1.5. Выводы по теме
- 4.2. Стандарты информационной безопасности распределенных систем
- 4.2.1. Сервисы безопасности в вычислительных сетях
- 4.2.2. Механизмы безопасности
- 4.2.3. Администрирование средств безопасности
- 4.2.4. Выводы по теме
- 5.1. Фстэк и ее роль в обеспечении информационной безопасности в рф
- 5.2. Документы по оценке защищенности автоматизированных систем в рф
- 3Б 3а 2б 2а 1д 1г 1в 1б 1а
- 3Б 3а 2б 2а 1д 1г 1в 1б 1а
- 5.3. Выводы по теме
- 6.1. Цели, задачи и содержание административного уровня
- 6.2. Разработка политики информационной безопасности
- 6.3. Выводы по теме
- Раздел II. Компьютерные вирусы и
- 7.1. Компьютерные вирусы и проблемы антивирусной защиты
- 7.1.1. Классификация компьютерных вирусов
- 7.1.2. Жизненный цикл вирусов
- 7.1.3. Основные каналы распространения вирусов и других вредоносных программ
- 7.2. Антивирусные программы и комплексы
- 7.3. Профилактические меры защиты
- Раздел III. Иинформационная
- 8.1. Особенности обеспечения информационной безопасности в компьютерных сетях
- 8.1.1. Особенности информационной безопасности в компьютерных сетях
- 8.1.2. Специфика средств защиты в компьютерных сетях
- 8.2. Сетевые модели передачи данных
- 8.2.1. Понятие протокола передачи данных
- 8.2.2. Принципы организации обмена данными в вычислительных сетях
- 8.2.3. Транспортный протокол tcp и модель тср/iр
- 8.2.4. Выводы по теме
- 9.1. Модель взаимодействия открытых систем osi/iso.
- 9.1.1. Сравнение сетевых моделей передачи данных tcp/ip и osi/iso
- 9.1.2. Характеристика уровней модели osi/iso
- 9.1.3. Выводы по теме
- 9.2. Классификация удаленных угроз в вычислительных сетях
- 9.2.1. Классы удаленных угроз и их характеристика
- 9.2.2. Выводы по теме
- 10.1. Удаленная атака "анализ сетевого трафика"
- 10.2. Удаленная атака "подмена доверенного объекта"
- 10.3. Удаленная атака "ложный объект"
- 10.4. Удаленная атака "отказ в обслуживании"
- 10.5. Выводы по теме
- 11.1. Причины успешной реализации удаленных угроз в вычислительных сетях
- 11.2. Выводы по теме
- 12.1. Принципы построения защищенных вычислительных сетей
- 12.2. Выводы по теме
- Раздел IV. Механизмы обеспечения
- 13.1. Определение понятий "идентификация" и "аутентификация"
- 13.2. Механизм идентификация и аутентификация пользователей
- 13.3. Выводы по теме
- 14.1. Структура криптосистемы
- 14.2. Классификация систем шифрования данных
- 14.3. Симметричные и асимметричные методы шифрования
- 14.4. Механизм электронной цифровой подписи
- 14.5. Выводы по теме
- 15.1. Методы разграничение доступа.
- 15.1.1. Методы разграничения доступа
- 15.1.2. Мандатное и дискретное управление доступом
- 15.1.3. Выводы по теме
- 15.2. Регистрация и аудит.
- 15.2.1. Определение и содержание регистрации и аудита информационных систем
- 15.2.2. Этапы регистрации и методы аудита событий информационной системы
- 15.2.3. Выводы по теме
- 16.1. Межсетевое экранирование.
- 16.1.1. Классификация межсетевых экранов
- 16.1.2. Характеристика межсетевых экранов
- 16.1.3. Выводы по теме
- 16.2. Технология виртуальных частных сетей (vpn).
- 16.2.1. Сущность и содержание технологии виртуальных частных сетей
- 16.2.2. Понятие "туннеля" при передаче данных в сетях
- 16.2.3. Выводы по теме