5.1. Фстэк и ее роль в обеспечении информационной безопасности в рф
Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России) - федеральный орган исполнительной власти России, осуществляющий реализацию государственной политики, организацию межведомственной координации и взаимодействия, специальные и контрольные функции в области государственной безопасности.
ФСТЭК России ‒ общегосударственный орган исполнительной власти специальной компетенции, предусмотренный подзаконным актом и действующий неопределённый срок; созданное Российской Федерацией государственное учреждение; политическая, некоммерческая, формальная организация; часть государственного аппарата; юридическое лицо.
Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации (Гостехкомиссия России) была создана 5 января 1992 года.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» вместо существовавшей Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации была создана Федеральная служба по техническому и экспортному контролю Российской Федерации.
Положение о Службе утверждено Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1085 С 20 мая 2005 года служба стала называться Федеральная служба по техническому и
экспортному контролю (ФСТЭК России).
ФСТЭК России является федеральным органом исполнительной власти России, осуществляющим реализацию государственной политики, организацию межведомственной координации и взаимодействия, специальные и контрольные функции в области государственной безопасности по вопросам:
обеспечения безопасности (некриптографическими методами) информации в системах информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, оказывающих существенное влияние на безопасность государства в информационной сфере, в том числе в функционирующих в составе критически важных объектов Российской Федерации информационных системах и телекоммуникационных сетях, деструктивные информационные воздействия на которые могут привести к значительным негативным последствиям;
противодействия иностранным техническим разведкам на территории Российской Федерации;
обеспечения защиты (некриптографическими методами) информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, иной информации с ограниченным доступом,предотвращения её утечки по техническим каналам, несанкционированного доступа к ней, специальных воздействий на информацию (носители информации) в целях её добывания, уничтожения, искажения и блокирования доступа к ней на территории Российской Федерации;
защиты информации при разработке, производстве, эксплуатации и утилизации неинформационных излучающих комплексов, систем и устройств;
осуществления экспортного контроля.
ФСТЭК России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, а также специально уполномоченным органом в области экспортного контроля.
26
ФСТЭК России является органом защиты государственной тайны, наделенным полномочиями по распоряжению сведениями, составляющими государственную тайну.
ФСТЭК России организует деятельность государственной системы противодействия техническим разведкам и технической защиты информации и руководит ею.
ФСТЭК России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы. ФСТЭК России и её территориальные органы входят в состав государственных органов обеспечения безопасности. Деятельность ФСТЭК России обеспечивают Государственный научно-исследовательский испытательный институт проблем технической защиты информации ФСТЭК России (головная научная организация по проблемам защиты информации), а также другие подведомственные ФСТЭК России организации. ФСТЭК России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.
Руководство деятельностью ФСТЭК России осуществляет Президент Российской Федерации. ФСТЭК России подведомственна Минобороны России.
Основные полномочия ФСТЭК России:
разрабатывает стратегию и определяет приоритетные направления деятельности по обеспечению безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, по противодействию техническим разведкам и по технической защите информации;
разрабатывает и вносит в установленном порядке Президенту РФ и в Правительство РФ проекты законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам своей деятельности;
издаёт нормативные правовые акты по вопросам своей деятельности;
разрабатывает и утверждает в пределах своей компетенции методические документы, организует их издание за счёт средств, выделяемых из федерального бюджета ФСТЭК России на эти цели;
организует и финансирует работы по изучению излучений различной физической природы, возникающих при использовании неинформационных излучающих комплексов, систем и устройств;
осуществляет межотраслевую координацию деятельности по обеспечению безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, по противодействию техническим разведкам и по технической защите информации в аппаратах федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях;
осуществляет в пределах своей компетенции контроль за состоянием работ по обеспечению безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, по противодействию техническим разведкам и по технической защите информации;
осуществляет в пределах своей компетенции межведомственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны, контроль за соблюдением лицензионных требований и условий, а также рассмотрение дел об административных правонарушениях;
вносит в установленном порядке представления о применении мер ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации по вопросам своей деятельности;
выдаёт предписания на приостановление работ на объектах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в случае выявления в ходе
27
осуществления контроля нарушений норм и требований, касающихся противодействия техническим разведкам и технической защиты информации;
организует радиоконтроль за соблюдением установленного порядка передачи служебной информации должностными лицами организаций, выполняющих работы, связанные со сведениями, составляющими государственную и (или) служебную тайну, при использовании открытых каналов радио-, радиорелейных, тропосферных, спутниковых и других линий и сетей радиосвязи, доступных для радиоразведки, подготавливает предложения, направленные на предотвращение утечки информации по указанным каналам;
организует и проводит лицензирование деятельности по осуществлению мероприятий и (или) оказанию услуг в области защиты государственной тайны (в части, касающейся противодействия техническим разведкам и (или) технической защиты информации), по созданию средств защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, по технической защите конфиденциальной информации, по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации, а также лицензирование иных видов деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
организует в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение работ по оценке соответствия (включая работы по сертификации) средств противодействия техническим разведкам, технической защиты информации, обеспечения безопасности информационных технологий, применяемых для формирования государственных информационных ресурсов, а также объектов информатизации и ключевых систем информационной инфраструктуры;
участвует совместно с ФСБ России в проведении специальных экспертиз по допуску организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также принимает участие в проведении государственной аттестации руководителей организаций, ответственных за защиту указанных сведений;
организует разработку программ стандартизации, технических регламентов и национальных стандартов в области обеспечения безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, обеспечения безопасности применяемых информационных технологий, а также в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации;
осуществляет выдачу заключений о возможностях размещения и использования на сухопутной территории Российской Федерации иностранных технических средств наблюдения и контроля, поставляемых иностранной стороной в ходе реализации международных научных и научно-технических программ и проектов, организует и осуществляет контроль за соблюдением организациями-заявителями установленных дополнительных условий и требований, организует проведение необходимых экспертиз;
обеспечивает проведение экспортного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и приказами Министра обороны Российской Федерации;
разрабатывает с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций для представления в установленном порядке проекты списков (перечней) товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности, подлежащих экспортному контролю;
организует и проводит в установленном порядке государственную экспертизу внешнеэкономических сделок в отношении товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники;
участвует в реализации государственной политики в области нераспространения оружия массового поражения и иных наиболее опасных видов оружия, а также в области
28
контроля за экспортом товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники;
организует в соответствии с законодательством Российской Федерации государственную аккредитацию организаций, создавших внутрифирменные программы экспортного контроля, и выдает им свидетельства о государственной аккредитации;
участвует в пределах своей компетенции в подготовке предложений о введении ограничений и (или) запретов на экспорт и (или) импорт товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности, исходя из национальных интересов и международных обязательств Российской Федерации;
осуществляет в пределах своей компетенции нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности, в том числе выдает лицензии на осуществление операций по экспорту и (или) импорту товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
определяет порядок и форму учёта внешнеэкономических сделок в целях осуществления экспортного контроля;
осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации.
Российской Федерации информационная безопасность обеспечивается соблюдение указов Президента, федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации, руководящих документов ФСТЭК России и других нормативных документов.
Наиболее общие документы были рассмотрены ранее при изучении правовых основ информационной безопасности. В РФ с точки зрения стандартизации положений в сфере информационной безопасности первостепенное значение имеют руководящие документы (РД) ФСТЭК России, одной из задач которой является "проведение единой государственной политики в области технической защиты информации".
ФСТЭК России ведет весьма активную нормотворческую деятельность, выпуская руководящие документы, играющие роль национальных оценочных стандартов в области информационной безопасности. В качестве стратегического направления ФСТЭК России выбрала ориентацию на "Общие критерии".
За время своего существования ФСТЭК разработала и довела до уровня национальных стандартов десятки документов, среди которых:
1. Руководящий документ "Положение по аттестации объектов информатизации по требованиям безопасности информации".
2. Руководящий документ "Автоматизированные системы (АС). Защита от несанкционированного доступа (НСД) к информации. Классификация АС и требования к защите информации".
3. Руководящий документ "Средства вычислительной техники. Защита от НСД к информации. Показатели защищенности от НСД к информации".
4. Руководящий документ "Концепция защиты средств вычислительной техники от НСД к информации".
5. Руководящий документ "Защита от НСД к информации. Термины и определения".
6. Руководящий документ "Средства вычислительной техники (СВТ). Межсетевые экраны. Защита от НСД к информации. Показатели защищенности от НСД к информации".
7. Руководящий документ "Защита от несанкционированного доступа к информации. Часть 1. Программное обеспечение средств защиты информации. Классификация по уровню контроля отсутствия недекларированных возможностей".
8. Руководящий документ "Специальные требования и рекомендации по технической защите конфиденциальной информации".
29
Yandex.RTB R-A-252273-3- Раздел I. Информационная безопасность и уровние ее
- Раздел II. Компьютерные вирусы и защита от них.37
- Раздел III. Иинформационная безопасность
- Раздел IV. Механизмы обеспечения "информационной
- Раздел I. Информационная
- 3.1. Правовые основы информационной безопасности общества
- 3.2. Основные положения важнейших законодательных актов рф в области информационной безопасности и защиты информации
- 3.3. Ответственность за нарушения в сфере информационной безопасности
- 4.1. Стандарты информационной безопасности: "Общие критерии".
- 4.1.1. Требования безопасности к информационным системам
- 4.1.2. Принцип иерархии: класс – семейство – компонент – элемент
- 4.1.3. Функциональные требования
- 4.1.4. Требования доверия
- 4.1.5. Выводы по теме
- 4.2. Стандарты информационной безопасности распределенных систем
- 4.2.1. Сервисы безопасности в вычислительных сетях
- 4.2.2. Механизмы безопасности
- 4.2.3. Администрирование средств безопасности
- 4.2.4. Выводы по теме
- 5.1. Фстэк и ее роль в обеспечении информационной безопасности в рф
- 5.2. Документы по оценке защищенности автоматизированных систем в рф
- 3Б 3а 2б 2а 1д 1г 1в 1б 1а
- 3Б 3а 2б 2а 1д 1г 1в 1б 1а
- 5.3. Выводы по теме
- 6.1. Цели, задачи и содержание административного уровня
- 6.2. Разработка политики информационной безопасности
- 6.3. Выводы по теме
- Раздел II. Компьютерные вирусы и
- 7.1. Компьютерные вирусы и проблемы антивирусной защиты
- 7.1.1. Классификация компьютерных вирусов
- 7.1.2. Жизненный цикл вирусов
- 7.1.3. Основные каналы распространения вирусов и других вредоносных программ
- 7.2. Антивирусные программы и комплексы
- 7.3. Профилактические меры защиты
- Раздел III. Иинформационная
- 8.1. Особенности обеспечения информационной безопасности в компьютерных сетях
- 8.1.1. Особенности информационной безопасности в компьютерных сетях
- 8.1.2. Специфика средств защиты в компьютерных сетях
- 8.2. Сетевые модели передачи данных
- 8.2.1. Понятие протокола передачи данных
- 8.2.2. Принципы организации обмена данными в вычислительных сетях
- 8.2.3. Транспортный протокол tcp и модель тср/iр
- 8.2.4. Выводы по теме
- 9.1. Модель взаимодействия открытых систем osi/iso.
- 9.1.1. Сравнение сетевых моделей передачи данных tcp/ip и osi/iso
- 9.1.2. Характеристика уровней модели osi/iso
- 9.1.3. Выводы по теме
- 9.2. Классификация удаленных угроз в вычислительных сетях
- 9.2.1. Классы удаленных угроз и их характеристика
- 9.2.2. Выводы по теме
- 10.1. Удаленная атака "анализ сетевого трафика"
- 10.2. Удаленная атака "подмена доверенного объекта"
- 10.3. Удаленная атака "ложный объект"
- 10.4. Удаленная атака "отказ в обслуживании"
- 10.5. Выводы по теме
- 11.1. Причины успешной реализации удаленных угроз в вычислительных сетях
- 11.2. Выводы по теме
- 12.1. Принципы построения защищенных вычислительных сетей
- 12.2. Выводы по теме
- Раздел IV. Механизмы обеспечения
- 13.1. Определение понятий "идентификация" и "аутентификация"
- 13.2. Механизм идентификация и аутентификация пользователей
- 13.3. Выводы по теме
- 14.1. Структура криптосистемы
- 14.2. Классификация систем шифрования данных
- 14.3. Симметричные и асимметричные методы шифрования
- 14.4. Механизм электронной цифровой подписи
- 14.5. Выводы по теме
- 15.1. Методы разграничение доступа.
- 15.1.1. Методы разграничения доступа
- 15.1.2. Мандатное и дискретное управление доступом
- 15.1.3. Выводы по теме
- 15.2. Регистрация и аудит.
- 15.2.1. Определение и содержание регистрации и аудита информационных систем
- 15.2.2. Этапы регистрации и методы аудита событий информационной системы
- 15.2.3. Выводы по теме
- 16.1. Межсетевое экранирование.
- 16.1.1. Классификация межсетевых экранов
- 16.1.2. Характеристика межсетевых экранов
- 16.1.3. Выводы по теме
- 16.2. Технология виртуальных частных сетей (vpn).
- 16.2.1. Сущность и содержание технологии виртуальных частных сетей
- 16.2.2. Понятие "туннеля" при передаче данных в сетях
- 16.2.3. Выводы по теме