5.3. Издательская информация
Следующие виды дополнительного текста классифицируются как авторская или издательская информация. Текст выделяется графически или композиционно.
Посвящение или эпиграф (авт. информация) помещают на отдельной полосе вслед за титулом, если они относятся ко всему изданию, или на спусковой полосе в счет спуска. Эпиграфы к отдельным главам или частям издания помещаются на первых полосах после названия глав или частей, перед текстом в счет спуска. При этом они отбиваются одинаково сверху и снизу. Если эпиграф состоит из нескольких отдельных выдержек, между собой они отбиваются на 2 — 4 п.
Аннотация помещается чаще всего на обороте титула на оптической середине полосы, выделяется использованием шрифта другого кегля или начертания или композиционно (набором на другой, чаще уменьшенный, формат).
Предисловие, введение, вступительная статья помещаются на нечетной полосе после титула и посвящения (если оно имеется). Вся указанная информация помещается на нечетных полосах. Допускается набор с увеличенным интерлиньяжем (набор на шпоны).
Послесловие и заключительная статья помещаются после основного текста или содержания издания и чаще на нечетных спусковых полосах — сначала послесловие, а затем заключительная статья.
Примечания и комментарии ко всему изданию помещают после послесловия и заключительной статьи, а при их отсутствии — после основного текста, на отдельной спусковой полосе.
Приложения располагают после примечаний, послесловия, заключительной статьи или основного текста. Если приложение тесно связано с текстом, его помещают сразу после текста на отдельной спусковой полосе. При наличии нескольких приложений спуск делают только перед первым приложением. Каждое приложение можно размещать с новой полосы или в подбор. Иногда они объединяются шмуцтитулом.
Библиография ко всей книге помещается после приложения на отдельной спусковой полосе. Библиография к отдельным главам или разделам помещается в конце этих разделов как дополнительный текст. Библиографическое описание содержит основные сведения об изданиях.
Именные и предметные указатели помещаются перед содержанием (оглавлением), если оно расположено в конце издания. Каждый указатель помещается на своей спусковой полосе.
Содержание в книжных изданиях, кроме научной, специальной технической, справочной литературы, помещается в конце книги перед выходными сведениями на нечетной спусковой полосе.
В специальных, научных, технических и справочных изданиях содержание может быть размещено после титула на нечетной спусковой полосе. Содержание — последовательное перечисление заголовков издания с указанием страниц.
В журналах содержание помещают на обороте титула или на вклейке узкого формата перед основным текстом.
Выходные сведения, как правило, размещают на последней полосе издания, набирают на уменьшенный формат и помещают на оптической середине полосы, или набирают на полный формат и помещают внизу полосы. В компактных изданиях выходные сведения помещают на обороте титула. В выходных сведениях содержится краткая характеристика издания: фамилия автора, редактора, название, тираж, объем, формат, количество печатных и условных печатных листов, способ печати, наименование предприятия, где отпечатано издание и другие данные, необходимые для библиографической обработки книги. Выходные сведения помещают на последней странице издания.
Книжные объявления помещают в издании при наличии свободных полос.
Журнальные объявления чаще всего помещают на третьей и четвертой полосах или на специально выделенном месте внутри основного текста, чаще всего в конце издания, но могут использовать и другие специально отведенные для рекламы места.
Газетные объявления помещают на специально отведенных местах, но могут быть целиком рекламные газеты.
Полностью рекламный характер носят отдельные издания — проспекты, буклеты, листовки.
Внешнее оформление изданий: вид и способ присоединения форзацев к тетрадям, наличие каптала, ленточки-закладки, закраска обрезов, вид корешка (прямой или кругленный), оформление переплетных крышек (печать с последующим лакированием, припрессовкой пленки, ламинированием или тиснением, бескрасочным или с использованием фольги), штриховка книг, так же, как приемы комплектовки, скрепления книжных блоков и присоединение к тетрадям дополнительных элементов (приклеек, вклеек, накидок и вкладок) выбирается в издательствах, исходя из вида, предназначения и объема изданий.
Все указанные приемы оформления изданий и другие, например, наличие суперобложки, футляра, отмечаются в издательской спецификации полиграфического оформления печатных изданий; там же указывается вид бумаги, картона и всех остальных материалов, используемых для печати, переплетно-брошюровочных процессов и для оформления изданий.
- Обработка текстовой информации
- 8.3. Особенности оригиналов акциденции………………………………………………….
- 9. Основные правила и особенности набора……………………………………………………..
- Введение
- 1. Техпроцесс подготовки публикаций к изданию
- 2. Издательско-полиграфические системы измерений
- 3. Развитие технологии наборного производства. Способы набора
- 3.1. Наборно-отливной способ
- 3.2. Наборно-фотографический способ (фотонабор)
- 3.3. Компьютерный набор
- 3.3.2. Аппаратное обеспечение нис.
- 3.3.3. Невещественные шрифтоносители
- 3.3.4. Программные средства нис.
- 4. Издательства и полиграфические предприятия. Общие сведения
- 4.1. Виды и функции издательств и полиграфических предприятий
- 4.2. Основные издательско-полиграфические термины
- 5. Основные виды печатных изданий и их особенности
- 5.1. Виды печатных изданий
- 5.2. Основные конструктивные и оформительские элементы печатных изданий
- 5.3. Издательская информация
- 6. Выбор формата изданий
- 6.1. Форматы и варианты оформления изданий
- 6.2. Выбор формата для книг и журналов
- 6.3. Газетные форматные нормативы
- 6.4. Выбор формата календарей, листовой продукции, акциденции
- 7. Шрифты
- 7.1. Основные понятия и терминология
- 7.2. Элементы букв (рис. 7.1 ):
- 7.3. Классификация шрифтов
- 7.4. Характеристика шрифтов
- 7.5. Выбор шрифта для набора основного, дополнительного и вспомогательного текстов
- Кегль шрифта для набора главных строк титульных полос
- 7.5.6. Композиция акцидентных форм
- 7.6. Основные правила по использованию шрифтов
- 8. Издательские текстовые оригиналы
- 8.1. Единицы учета объема текстов
- 8.2. Виды текстовых оригиналов и требования к ним
- 8.3. Особенности оригиналов акциденции.
- 9. Основные правила и особенности набора текстов и формул
- 9.1.Общие правила текстового набора на русском языке
- 9.2. Особенности подготовки формульных оригиналов для набора.
- 9.3. Общие правила набора формул
- 10. Основные правила верстки
- 10.1. Правила книжной верстки сплошного, усложненного текста и текста с иллюстрациями
- 10.2. Технологические особенности журнальной верстки
- 10.3. Особенности газетной верстки