1.3.2. Информационные технологии автоматизированного офиса
Информационная технология автоматизированного офиса - это организация и поддержка коммуникационных процессов как внутри организации, так и с внешней средой на базе компьютерных сетей и других современных средств передачи и работы с информацией. Первоначально офисные информационные технологии были направлены на автоматизацию рутинной секретарской работы в учреждениях (офисах). По мере развития средств коммуникаций автоматизация офисных технологий заинтересовала специалистов и управленцев, которые увидели в ней возможность повысить производительность своего труда.
Автоматизация офиса (рис. 1.7) призвана не заменить существующую традиционную систему коммуникации персонала (с ее совещаниями, телефонными звонками и приказами), а лишь дополнить ее. При совместном применении эти
20
системы обеспечивают рациональную автоматизацию управленческого труда и более эффективное снабжение управленцев информацией. Автоматизированный офис привлекателен для менеджеров всех уровней управления в организации не только потому, что поддерживает внутрифирменную связь персонала, но также потому, что предоставляет им новые средства коммуникации с внешним окружением.
Офисные автоматизированные технологии используются управленцами, специалистами, секретарями и конторскими служащими, особенно они привлекательны для группового решения проблем. Они позволяют повысить производительность труда секретарей и конторских работников и дают им возможность справляться с возрастающим объемом работ.
Рис. 1.7. Основные компоненты информационной технологии автоматизации офиса
В настоящее время известно несколько десятков программных продуктов для компьютеров и некомпьютерных технических средств, обеспечивающих технологию автоматизации офиса: текстовый процессор, табличный процессор, электронная почта, электронный календарь, аудиопочта, компьютерные и телеконференции, видеотекст, хранение изображений, а также специализированные программы управленческой деятельности: ведения документов, контроля за исполнением
21
приказов и т.д. Также широко используются такие средства: аудио- и видеоконференции, факсимильная связь, ксерокс и другие средства оргтехники.
Обязательным компонентом любой технологии является база данных. В
автоматизированном офисе база данных концентрирует в себе данные о
производственной системе фирмы так же, как в технологии обработки данных на операционном уровне. Информация в базу данных может также поступать из внешнего окружения фирмы. Специалисты должны владеть основными технологическими операциями по работе в среде баз данных.
Информация из базы данных поступает на вход компьютерных приложений (программ), таких, как текстовый процессор, табличный процессор, электронная почта, компьютерные конференции и пр. Любое компьютерное приложение автоматизированного офиса обеспечивает работникам связь друг с другом и с другими фирмами.
Текстовый процессор. Это вид прикладного программного обеспечения, предназначенный для создания и обработки текстовых документов. Он позволяет добавлять или удалять слова, перемещать предложения и абзацы, устанавливать формат, манипулировать элементами текста и режимами и т.д. Когда документ готов, работник переписывает его во внешнюю память, а затем распечатывает и при необходимости передает по компьютерной сети. Таким образом, в распоряжении менеджера имеется эффективный вид письменной коммуникации. Регулярное получение подготовленных с помощью текстового процессора писем и докладов дает возможность менеджеру постоянно оценивать ситуацию в организации.
Электронная почта. Электронная почта (e-mail), основываясь на сетевом использовании компьютеров, дает возможность пользователю получать, хранить и отправлять сообщения своим партнерам по сети. Электронная почта может предоставлять пользователю различные возможности в зависимости от используемого программного обеспечения. Чтобы посылаемое сообщение стало доступно всем пользователям электронной почты, его следует поместить на компьютерную доску объявлений, при желании можно указать, что это частная корреспонденция. Вы также можете послать отправление с уведомлением о его получении адресатом.
22
Аудиопочта. Это почта для передачи сообщений голосом. Она напоминает электронную почту, за исключением того, что вместо набора сообщения па клавиатуре компьютера пользователь передает его через телефон. Также по телефону он получает присланные сообщения. Система включает в себя специальное устройство для преобразования аудиосигналов в цифровой код и обратно, а также компьютер для хранения аудиосообщений в цифровой форме. Почта для передачи аудиосообщений может успешно использоваться для группового решения проблем. Для этого посылающий сообщение должен дополнительно указать список лиц, которым данное сообщение предназначено. Система будет периодически обзванивать всех указанных сотрудников для передачи им сообщения. Главным преимуществом аудиопочты по сравнению с электронной является то, что она проще - при ее использовании не нужно вводить данные с клавиатуры.
Табличный процессор. Это вид прикладного программного обеспечения, предназначенный для создания и обработки электронных таблиц, обеспечивающих автоматическое выполнение расчетов при заполнении табличных форм числовыми данными. Является базовой составляющей информационной культуры любою сотрудника и автоматизированной офисной технологии. Без знания основ технологии работы в табличном процессоре невозможно полноценно использовать персональный компьютер в своей деятельности. Функции современных табличных процессоров позволяют выполнять многочисленные операции над данными, представленными в табличной форме. Объединяя эти операции по общим признакам, можно выделить наиболее многочисленные и применяемые группы технологических операций:
ввод данных, как с клавиатуры, так и из баз данных;
обработка данных (сортировка, автоматическое формирование итогов, копирование и перенос данных, различные группы операций по вычислениям, агрегирование данных и т.д.);
вывод информации в печатном виде, в виде импортируемых файлов в другие системы, непосредственно в базу данных;
качественное оформление табличных форм представления данных;
многоплановое оформление данных в виде диаграмм и графиков;
проведение инженерных, финансовых, статистических расчетов;
проведение математического моделирования.
23
Электронный календарь. Он предоставляет удобную возможность использовать сетевой вариант компьютера для хранения и манипулирования рабочим расписанием управленцев и других работников организации. Менеджер (или его секретарь) устанавливает дату и время встречи или другого мероприятия, просматривает получившееся расписание, вносит изменения при помощи клавиатуры.
Система дополнительно дает возможность получить доступ также и к календарям других менеджеров. Она может автоматически согласовать время встречи с их собственными расписаниями.
Использование электронного календаря оказывается особенно эффективным для менеджеров высших уровней управления, рабочие дни которых расписаны надолго вперед.
Компьютерные конференции и телеконференции. Компьютерные конференции используют компьютерные сети для обмена информацией между участниками
группы, решающей определенную проблему. Естественно, круг лиц, имеющих доступ к этой технологии, ограничен. Количество участников компьютерной конференции может быть во много раз больше, чем аудио- и видеоконференций. В литературе часто можно встретить термин телеконференция. Телеконференция включает в себя три типа конференций: аудио-, видео- и компьютерную.
Видеотекст основан на использовании компьютера для получения отображения текстовых и графических данных на экране монитора. Для лиц принимающих решение, имеются три возможности получения информации в форме видеотекста:
создать файлы видеотекста на своих собственных компьютерах;
заключить договор со специализированной компанией на получение доступа к разработанным ею файлам видеотекста. Такие файлы, специально предназначенные для продажи, могут храниться на серверах компании, осуществляющей подобные услуги, или поставляться клиенту на магнитных или оптических дисках;
заключить договоры с другими компаниями на получение доступа к их файлам видеотекста.
Обмен каталогами и ценниками (прайс-листами) своей продукции между компаниями в форме видеотекста приобретает сейчас все большую популярность.
24
Продукция компаний, специализирующихся на продаже видеотекста, начинает конкурировать с такой печатной продукцией, как газеты и журналы.
Хранение изображений. В любой организации необходимо длительное время хранить большое количество документов. Их число может быть так велико, что хранение даже в форме файлов вызывает серьезные проблемы. Поэтому возникла идея хранить не сам документ, а его образ (изображение), причем хранить в цифровой форме.
Хранение изображений основано на использовании специального устройства -оптического распознавателя образов, позволяющего преобразовывать изображение документа или фильма в цифровой вид для дальнейшего хранения во внешней памяти компьютера. Сохраненное в цифровом виде изображение может быть в любой момент выведено в его реальном виде на экран или принтер. Для хранения изображений используются оптические диски, обладающие огромными емкостями. Так, на пятидюймовый оптический диск можно записать около 200 тыс. страниц.
Следует напомнить, что идея хранения изображений не нова и реализовывалась раньше на основе микрофильмов и микрофиш. Созданию данной технологии способствовало появление нового технического решения - оптического диска в комбинации с цифровой записью изображения.
Аудиоконференции. Они используют аудиосвязь для поддержания коммуникаций между территориально удаленными работниками или подразделениями фирмы. Наиболее простым техническим средством реализации аудиоконференций является телефонная связь, оснащенная дополнительными устройствами, дающими возможность участия в разговоре более чем двум участникам. Создание аудиоконференций не требует наличия компьютера, а лишь предполагает использование двухсторонней аудиосвязи между ее участниками.
Видеоконференции предназначены для тех же целей, что и аудиоконференций, но с применением видеоаппаратуры. Их проведение также не требует компьютера. В процессе видеоконференции ее участники, удаленные друг от друга на значительное расстояние, могут видеть на телевизионном экране себя и других участников. Одновременно с телевизионным изображением передается звуковое сопровождение.
25
Факсимильная связь. Эта связь основана на использовании факс-аппарата, способного читать документ на одном конце коммуникационного канала и воспроизводить его изображение на другом.
Факсимильная связь вносит свой вклад в принятие решений за счет быстрой и легкой рассылки документов участникам группы, решающей определенную проблему, независимо от их географического положения,
- Глава 1, Основные сведения об информационных технологиях обработки экономической информации 7
- Глава 2 Основные сведения об автоматизированных информационных системах………….38
- Глава 3. Информационное обеспечение автоматизированных систем ...59
- Глава 4. Программное обеспечение автоматизированных систем 76
- Основные понятия 76
- Глава 5. Проектирование автоматизированных информационных систем 93
- Глава 6. Основные сведения о компьютерных сетях
- Основные понятия 116
- Глава 7. Основы защиты информации в автоматизированных системах 137
- Основные понятия 137
- Введение
- Глава 1
- Основные сведения
- Об информационных технологиях
- Обработки экономической информации
- 1.1. Экономическая информация как часть информационного ресурса общества
- 1.2. Информация и информационные процессы в организационно-экономической сфере
- 1.3. Информационные технологии обработки экономической информации
- 1.3.1. Информационная технология обработки данных
- 1.3.2. Информационные технологии автоматизированного офиса
- 1.3.3. Информационные технологии управления
- 1.3.4. Информационные технологии поддержки принятия решений
- 1.3.5. Информационные технологии экспертных систем
- 1.3.6. Нейросетевые технологии
- 1.4. Государственная политика в области информатизации
- Глава 2
- 2.1. Понятие автоматизированной информационной системы
- 2.2. Классификация экономических автоматизированных информационных систем
- 2.3. Структура автоматизированной информационной системы
- 2.3.1 Функциональная часть автоматизированной информационной системы
- 2.3.2. Обеспечивающая часть аис
- 2.4. Свойства и характеристики аис
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 3 информационное обеспечение автоматизированных систем
- 3.1. Основные понятия
- 3.2. Документы в автоматизированной системе
- 3.3. Классификация и кодирование
- 3.4. Внутримашинное информационное обеспечение
- 3.4.1. Понятие базы данных
- 3.4.2. Базы данных и файловые системы
- 3.5. Проектирование и эксплуатация баз данных
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 4 программное обеспечение автоматизированных систем
- 4.1. Основные понятия
- 4.2. Виды программного обеспечения автоматизированной системы
- 4.2.1. Системное общее программное обеспечение
- 4.2.2. Сервисное общее программное обеспечение
- 4.2.3. Прикладное общее программное обеспечение
- Пакеты прикладных программ
- Прикладные программы офисного применения
- 4.2.4. Инструментальное общее программное обеспечение
- 4.2.5. Специальное программное обеспечение автоматизированных систем
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 5
- 5.1. Современные подходы к автоматизации управления в организационно-экономических системах
- 5.1.1. Кусочная автоматизация
- 5.1.2. Автоматизация по участкам
- 5,1.3. Автоматизация по направлениям
- 5.1.4. Полная автоматизация управления организацией
- 5.1.5. Подходы к проектированию автоматизированных информационных систем
- 5.2. Стандартизация деятельности, связанной с разработкой автоматизированных информационных систем
- 5.3. Жизненный цикл автоматизированной информационной системы
- 5.3.1. Понятие и модели жизненного цикла аис
- 5.3.2. Представление процесса разработки в екс ас
- 5.4. Некоторые вопросы проведения автоматизации в организации
- 5.4.1. Управление процессом автоматизации
- 5.4.2. Стратегия автоматизации
- 5.4.3. Реорганизация деятельности организационной системы
- 5.5. Роль пользователей в процессе разработки автоматизированной информационной системы
- Вопросы для самоконтроля
- 6.5. Эталонная модель взаимодействия открытых систем
- Основные функции уровней модели osi
- Глава 7 основы защиты информации в автоматизированных системах
- 7.1. Основные понятия
- 7.2. Угрозы безопасности информации в эис
- 7.2.1. Случайные угрозы
- 7.2.2. Преднамеренные угрозы
- 7.2.3. Последствия реализации угроз, специфические для эис
- 7.3. Методы и средства защиты информации в информационных системах
- 7.4. Комплексный подход к защите информации в автоматизированных системах
- Вопросы для самоконтроля
- Примеры современных программных средств в экономической сфере Система «1с: Предприятие»
- Система «Галактика»
- Литература