logo search
materialy_2003 / Тексты / Франк Т

Категоризация стран и освоение сервисов Веб 2.0

Отталкиваясь от разделения стран по перечисленным выше категориям, мы попытались определить наличие взаимосвязи между различными культурными измерениями и распространением сервисов Веб 2.0, в частности, тех, что попали под классификацию по типу «круговорот развлечений», «компьютерные технологии для общения» и «творчество в интернете». Первым шагом в этом направлении стало сравнение уровня распространения сервисов Веб 2.0 в различных странах (таблица 2).

В домашних хозяйствах, имеющих подключение к интернету, сервисы Веб 2.0 распространены достаточно широко. Наименьшее число пользователей сервисов, отнесенных к категории «компьютерные технологии для общения» по любому типу стран и сервисам – 33% – было выявлено в Бельгии, Португалии и Испании (странах, названных нами социально активными странами-потребителями культурной продукции) (примером этого может служить наличие профиля в социальной сети). Наиболее высокая доля пользователей сервисов круговорота развлечений, т.е. загрузки цифрового контента и игры – 62% – присутствует в странах, названных образцовыми странами-потребителями культурной продукции. Это означает, что различия между странами мало уловимы, но по сути своей значительны.

Перед тем, как приступить к более тщательному анализу, стоит сделать несколько обобщений по поводу наблюдаемого. Самая высокая концентрация пользователей того или иного сервиса не всегда оказывается в странах, где ее наличие наиболее вероятно, если смотреть только на уровень распространенности интернета. К примеру, скачивание музыки наиболее распространено в странах, где уровень подключения к интернету в целом низок. Возможно, это объясняется тем, что в этих странах распространению данных технологий пока способствует в основном молодое поколение пользователей, привыкшее к такому способу распространения музыки. На момент проведения исследования по сбору данных, в 2007 и 2008 гг., социальные сети пользовались наибольшей популярностью в Польше и Венгрии, а меньшей – в странах Западной и центральной Европы (Франции, Италии и Испании), т.е. там, где больше ценится не связанная с использованием интернета социальная активность, например, общественная деятельность или общение вне дома. Как выяснилось, публикация контента в Сети больше всего распространена в восточноевропейских странах, переживших период значимых социальных преобразований и где поколение пользователей Сети в целом моложе, чем в странах, в которых широко распространены цифровые технологии – Финляндии или Швеции. Передача контента от устройства к устройству наиболее распространено в Польше, Греции и Испании. Иными словами, жители стран, в которых ориентация на развитие инновационных технологий не столь значительна и где потребление культурной продукции ценится больше, чем ее (любительское) создание, более активны в этом отношении.

Простого изучения связи истории распространения интернета с экономическими факторами и с отношением пользователей к технологическим инновациям недостаточно для объяснения полученных результатов, однако анализ соотношения между культурными измерениями и формами социального поведения, принятыми за основные показатели для создания типологии стран, позволяет выйти на новый уровень понимания таких моделей.

В приведенной выше таблице 4 видны различия между странами в отношении освоения сервисов Веб 2.0.