logo
materialy_2003 / Тексты / Франк Т

Особенности широкополосной связи и культурные измерения

Исследование феномена распространения и принятия широкополосных технологий началось в 2003/2004 годах. Одна из первых концептуальных моделей, созданных с целью осмысления механизма принятия потребителями широкополосных технологий, была основана на принципах домашнего потребления. Она была разработана, чтобы выявить основные мотивы, по которым люди начинают пользоваться новыми технологиями или же отказываются от их использования, а также факторы, которые могут ускорить процесс их распространения [8]. При этом рассматривались такие измерения, как роль пользовательского восприятия [30], социо-демографический профиль пользователей [44] и их социо-экономические взгляды [8].

В ходе последних опросов (например, отчетов Special Eurobarometer 293, TNS Opinion & Social [50]) были выявлены дополнительные факторы, влияющие на распространение широкополосных технологий: число членов семьи и т.п.1 , место проживания (город или сельская местность, а также число компьютеров в семье. Как оказалось, степень распространения узкополосного интернета – предшественника широкополосного – также нельзя упускать из виду.

«Чем выше общий уровень распространения сети интернет, тем больше доля широкополосных соединений по сравнению с узкополосными» [50. С. 56]. Это объясняет более высокий уровень развития широкополосной связи в странах, раньше других вступивших в Европейский Союз2.

Возможным «культурным» факторам, воздействующим на распространение широкополосной связи, уделено меньше внимания. Действительно, понятие «культурный», будучи одним из самых неоднозначных, является предметов многочисленных обсуждений [24, 19]. Однако предпринимались попытки определения потенциального влияния культурных особенностей, среди которых могут быть общественные ценности, убеждения и взгляды, находящие свое отражение в восприятии различных вещей, поведении и материальных продуктах [47]. Иными словами, понятие «культура» включает в себя как общепринятые образы, так и широкий спектр понятий и представлений о мире. Оно включает в себя модели поведения, перерастающие со временем в привычки и обычаи, а также в способ их материального выражения – например, в способ организации помещений.

Как уже было сказано выше, в ходе данного исследования было высказано предположение, что культурные измерения оказывают влияние на распространение не только широкополосной связи, но и, в частности, на распространение сервисов Веб 2.0. В его основу лег тот факт, что, согласно теории Роджерса о распространении инновационных коммуникационных и информационных технологий [36] люди по-разному относятся не только к новым технологиям, но и к новым сервисам, и к новым видам контента.

Мы еще вернемся к этому вопросу позднее в разделе, посвященном методологии, но перед тем, как приступить к описанию конкретных культурных измерений, использованных в ходе данного анализа, будет полезно рассказать о втором объекте исследования – сервисах Веб 2.0.