logo
materialy_2003 / Тексты / Франк Т

Использованные данные

Нами был проведен анализ данных, собранных по стране в целом в ходе исследований European Social Survey (ESS Round 1, 2002), Eurobarometer и Flash Eurobarometer, International Telecommunication Union и Хофстеде [21]. Качественный уровень опросов варьируется, наиболее достоверные и полные данные были получены в ходе European Social Survey. Поскольку предметом нашего изучения является потенциальное влияние культурных особенностей на распространение информационных и компьютерных технологий, нас не интересует поведение отдельных пользователей: мы рассматриваем данное явление на уровне всей страны, используя информацию, полученную из различных источников. Однако, поскольку в ходе исследования была получена информация о стране в целом, некоторые потенциально важные индивидуальные особенности отдельных пользователей сглаживаются. Определенные ограничения вызваны использованием выборочного подхода. В ходе исследований Eurobarometer не учитывались данные о жителях, не являющихся гражданами Европейских стран, что, скорее всего, повлияло на окончательные результаты исследования [см., к примеру, 50]. Наконец, в опросах участвовало ограниченное число стран из-за того, что Хофстеде собрал данные только для 18 европейских стран из числа участников опросов Eurobarometer. Результаты подробного опроса в отношении культурной деятельности от Eurobarometer 56.0, проведенного в 2001 [43] не были использованы, поскольку информацию о пользовании интернетом сочли устаревшей. Список исследований приведен в таблице 1.

В таблице 2 представлены показатели, примененные в ходе двух типичных европейских исследований. Они были ипользованы в нашем анализе для описания трех основных категорий сервисов Веб 2,0: компьютерных технологий для общения, интернета для творчества и круговорота развлечений.

Таблица 3. Повернутая матрица значений факторов

Ключевые критерии для разделения стран на группы

Анализ данных преследует несколько целей. Первая из них состоит в выявлении различных категорий стран, на основе описанных выше социо-культурных измерений, а вторая – в определении наличия или отсутствия взаимосвязи между типом страны и распространением в ней того или иного вида сервисов Веб 2.0.

В теории для статистического описания культуры страны необходимо использовать огромное число различных показателей. Однако на практике весьма непросто проанализировать влияние каких-то факторов на распространение компьютерных технологий, не сократив их количество путем объединения в несколько измерений. Поэтому следует разделить множество факторов воздействия на несколько ступеней или аспектов, позволяющих увидеть все эти измерения в действии. Затем можно будет определить положение различных стран по наиболее значимым критериям. Для этого, как правило, используется факторный анализ, в ходе которого рассматриваются данные, имеющие отношение к различным культурным измерениям, взаимодействие между различными измерениями, и происходит определение модели, в которой наблюдается связь между культурными измерениями. На ее основе выделяется как можно меньшее число так называемых «факторов». Дальше идет стандартная процедура присвоения факторам имен, отражающих суть этих взаимодействий и их описания, после чего можно определять принадлежность страны к той или иной категории на основании аспектов, образованных на основе этих факторов.

Мы провели факторный анализ по трем направлениям. Ниже приведено описание различных факторов по степени их влияния (для получения подробной информации (таблица 3).

Фактор 1: Участие в общественной и культурной жизни страны. В странах, где значение данного фактора велико, высоко ценится общественный капитал (что выражается в волонтерской работе) и распространены открытые отношения с иностранцами, что в свою очередь приводит к высокому уровню межличностного доверия7. При этом граждане дорожат постматериалистическими ценностями, т.е. стремятся к самореализации и проповедуют терпимость. Неопределенность их не пугает. Они с интересом относятся к искусству в различных его проявлениях: художники-любители создают свои произведения, однако граждане этих стран также активно участвуют в различных мероприятиях культурной жизни8. Они давно пользуются интернетом. Распорядок их дня включает в себя достаточное количество свободного времени, что частично объясняется отсутствием детей, вывод, который можно сделать на основе небольшого размера домашних хозяйств. Их географическая мобильность выливается в отсутствие сильной привязанности к дому9, Все вышеперечисленное делает их более открытыми к технологическим инновациям и активному использованию Сети.

Фактор 2: Технологии и коммуникабельность. Характерен для стран, в которых при завязывании контактов на новом месте после переезда зачастую друзья ценятся больше семьи. Продолжительный опыт работы в интернете и невысокая плата за услуги подключения объединяются с заинтересованностью в вовлечении в общественную жизнь – путем поддерживания связей с людьми с помощью социальных сетей – и в символическую интеграцию из-за большого значения, придаваемого технологическим инновациям и бытующим мнением о том, что люди, их не использующие, – несовременные маргиналы. Граждан таких стран привлекает участие в культурной жизни, но в меньшей степени, чем жителей стран, отнесенных к другим категориям. Их открытость к общению также проявляется и в дружелюбном, коммуникабельным отношении к друзьям из зарубежных стран, а также в пропаганде свободы слова.

Фактор 3: Борьба за равноправие и активное участие в культурной жизни. Жители данных стран проповедуют идею горизонтальной иерархической структуры общества и мало ориентируются на установленные правила, что в свою очередь делает их открытыми к изменениям. Они высоко ценят дружбу и межличностное доверие, активно занимаются перформативной и созидательной культурной деятельностью.