logo search
диплом эумкд рпп

1.4. Определение требований к системе

На основании государственного стандарта ГОСТ Р 55751-2013 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» [27] были конкретизированы следующие требования к составлению образовательного материала и разработке электронного учебно-методического комплекса по дисциплине «Разработка программных приложений»:

– дидактические требования;

– методические требования;

– дизайн-эргономические требования;

– программно-технические требования;

– требование к оформлению документации [27].

Учебно-методический комплекс следует разрабатывать в соответствии с высоким научным и методическим уровнем. Кроме этого, разрабатываемый учебно-методический комплекс должен полностью удовлетворять запросам государственного образовательного стандарта и должен соответствовать структуре рабочей программы.

Учебно-методический комплекс должен представлять из себя информационную систему, которая содержит материалы, предназначенные для обучения дисциплине «Разработка программных приложений». Вмести с этим учебно-методический комплекс должен содержать в себе функции преподавателя и обязан непрерывно предоставлять в достаточном количестве дидактический материал по дисциплине «Разработка программных приложений». Также учебно-методический комплекс по дисциплине «Разработка программных приложений» должен иметь способность четко выстраивать учебно-познавательную деятельность студентов [27].

Самым важным отличием электронного учебно-методического комплекса от книг, учебников и учебных пособий является актуальность учебно-методического материала. К тому же имеется возможность учебные материалы электронного учебно-методического комплекса дополнять или обновлять в любое время более свежими сведениями.

Дидактические и методические требования, которым должен соответствовать электронный учебно-методический комплекс:

– научность: методический материал, который находится в учебно-методическом комплексе, обязан быть довольно глубоким, корректным и достоверным с точки зрения науки;

– системность и последовательность: учебно-методический материал должен располагаться в такой продуманной последовательности, чтобы студенты легко усваивали полученные знания, относящиеся к дисциплине «Разработка программных приложений»;

– доступность: методический материал должен быть компактным по размеру, при этом содержание материала должно быть предельно познавательным и общепонятным; если в тексте учебного материала имеются сокращения или не упомянутые ранее термины, то необходимо этим сокращениям и терминам дать объяснение в словаре терминов и сокращений;

– наглядность: материал, который содержится в учебно-методическом комплексе, будет более понятен студентам, если его сопровождать таблицами, схемами, рисунками и диаграммами;

– сознательность: электронный учебно-методический комплекс должен поспособствовать развитию у студентов навыка самостоятельного изучения материала по дисциплине «Разработка программных приложений» [25].

Требования, выдвигаемые к текстовому содержанию и объему учебно-методического материала, а также к внешнему виду веб-страниц электронного учебно-методического комплекса:

– дизайн электронного учебно-методического комплекса необходимо подбирать в соответствии с предметной областью учебного материала;

– учебно-методический материал в целом должен обладать четкой структурой; сведения по определенной теме, которые располагаются на одной странице, обязаны быть целостными и представлять из себя текст с законченной мыслью;

– самое начало любого абзаца учебно-методического материала должно содержать главный смысл этого абзаца;

– в структуру электронного учебно-методического комплекса следует интегрировать различные дополнительные материалы, например, словарь терминов, список сокращений и список рекомендованной литературы;

– в текстах учебно-методического материала недопустимо наличие любых орфографических, грамматических и пунктуационных ошибок [28].

Дизайн – это один из видов художественно-проектной работы, совмещающий в себе такие правила, как практичность, экономичность и примитивность. Дизайном можно назвать некий замысел, набросок, рисунок, шаблон или эскиз [28].

Эргономика – это наука, которая исследует трудовую деятельность человека с целью разработки идеальных рабочих условий, а также компьютерных приложений для более надежной и продуктивной рабочей деятельности человека [28].

Эргономические требования, которым должен соответствовать электронный учебно-методический комплекс:

– графический пользовательский интерфейс веб-страниц необходимо реализовать с помощью языка гипертекстовой разметки или HTML;

– оформление графического интерфейса пользователя веб-страниц следует выполнять с применением каскадных таблиц стилей или CSS;

– доступ к функциональному набору информационной системы должен выполняться при использовании гиперссылок;

– внешний вид пользовательского интерфейса должен соотноситься с предметной областью, к которой относиться разрабатываемая система;

– текст на веб-страницах должен быть читабельным, размер шрифта не должен быть чрезмерно большим или слишком маленьким;

– элементы графического пользовательского интерфейса электронного учебно-методического комплекса, например, меню или навигация, должны располагаться в одних и тех же местах на разных веб-страницах;

– цветовая палитра пользовательского интерфейса веб-страниц должна быть привлекательной, при разработке дизайна желательно избегать ярких и агрессивных цветов, дизайн интерфейса должен быть одинаковым в любом месте информационной системы [25].

Необходимое программное обеспечение, которое требуется для запуска и использования электронного учебно-методического комплекса:

– персональный компьютер любой комплектации;

– любой веб-браузер, который поддерживает HTML, CSS и JavaScript.

Требования, выдвигаемые к учебно-методическому материалу, который содержится в электронном учебно-методическом комплексе:

– размещая на веб-страницах учебно-методический материал необходимо принимать во внимание траекторию перемещения глаз при просмотре содержания электронного учебно-методического комплекса;

– необходимо учитывать и принимать в расчет всевозможные варианты расположения текстовой и графической информации;

– учебно-методический материал необходимо разместить таким образом, чтобы веб-страница электронного учебно-методического комплекса целиком показывалась на экране без вертикальной прокрутки, отображение которой недопустимо; если вертикальная прокрутка все-таки используется, то текст материала должен помещаться на двух третях экрана;

– необходимо избегать кооперирования различной информации на одной половине экрана, а также логические группы информации необходимо равномерно распределять по всей ширине экрана монитора;

– подписи к рисункам следует размещать непосредственно под этими рисунками и по центру, в свою очередь, подписи к таблицам необходимо размещать слева и сверху над таблицами;

– различные формулы необходимо располагать по центру экрана [28].

Требования к оформлению учебно-методического материала:

– учебный материал создается в текстовом процессоре Microsoft Word;

– стандартный размер страницы с текстом – формат А4;

– межстрочный интервал – полуторный;

– шрифт – Times New Roman;

– размер шрифта – 14;

– режим выравнивания – по ширине страницы;

– отступ в начале абзаца – 1,25 см;

– текст в таблицах и схемах должен быть читабельным;

– таблицы и рисунки обязательно должны быть подписаны;

– на таблицы и рисунки в тексте должны быть ссылки;

– основной текст должен иметь нормальное начертание, а для заголовков можно применить полужирное начертание.

В структуру электронного учебно-методического комплекса также необходимо добавить различные интерактивные элементы, например, меню, навигация, кнопки, тестовые задания, мультимедийные элементы. Навигация должна быть простой и иметь регулярное место размещения. Изображения, к которым относятся рисунки и схемы, должны иметь хорошее качество [25].