По дисциплине
«РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ»
(расчетно-пояснительная записка
к выпускной квалификационной работе бакалавра
по направлению 09.03.03 – «Прикладная информатика»)
Утверждаю
зав. кафедрой «ИС»,
д.ф.-м.н., профессор М.М. Горохов
Руководитель работы
д.т.н., профессор С.В. Вологдин
Выполнил
студент группы Б08-021-1 А.А. Филимонов
ИЖЕВСК – 2017
УДК 004.42
РЕФЕРАТ
Объем записки: 75 стр., 30 рис., 3 табл., 30 источников.
Ключевые слова: информационная система, разработка программных приложений, учебно-методический комплекс, электронный учебно-методический комплекс, рабочая программа, лекция, лабораторная работа.
Выпускная работа посвящена разработке учебно-методического комплекса по дисциплине «Разработка программных приложений», а также разработке электронной версии данного комплекса в виде веб-сайта.
Объектом методического исследования выбрана учебная дисциплина «Разработка программных приложений». Предметом исследования является содержание учебно-методического комплекса по дисциплине «Разработка программных приложений»: рабочая программа, курс лекций, презентации по лекциям, тесты по лекциям, лабораторные работы и вопросы к экзамену.
В рамках выпускной работы была определена структура учебно-методического комплекса и разработана рабочая программа по дисциплине «Разработка программных приложений». Вместе с этим были составлены лекции, тесты, лабораторные работы и вопросы к экзамену по дисциплине «Разработка программных приложений», а также был создан электронный веб-ресурс для структурирования подготовленного методического материала.
Разработанный в рамках выпускной работы электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Разработка программных приложений» предоставит студентам теоретические сведения о принципах создания программного обеспечения. В частности, методический комплекс содержит такие лекции, как этапы и методы разработки программного обеспечения, правила создания эргономичного интерфейса пользователя, виды тестирования, правила написания пользовательской документации и создание справочной системы для программного продукта.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
В качестве объекта методического исследования выпускной работы выбрана учебная дисциплина «Разработка программных приложений». Предметом исследования данной работы выступает содержание учебно-методического комплекса по курсу «Разработка программных приложений».
Актуальность данной работы объясняется тем, что использование электронного учебно-методического комплекса в образовательной деятельности создаст абсолютно новый педагогический инструмент, при этом изменятся функции преподавателя, и значительно расширятся возможности студентов в плане самостоятельной работы, которая является важной частью учебного процесса. Достоинством электронного учебно-методического комплекса является то, что весь необходимый для освоения дисциплины методический материал, который включает в себя курс лекций, презентации, лабораторные работы, тесты, вопросы к экзамену и список рекомендуемой литературы, сосредоточен в одном месте. Предоставление учебно-методического материала в виде презентаций усилит деятельность предметно-образной памяти у студентов, их познавательную активность, позволяя увеличить объем усваиваемого материала и повышая интерес студентов к изучаемой дисциплине. В итоге, учебно-методический комплекс и его электронная версия являются достаточно важным элементом в современном образовательном процессе, поэтому необходимо разрабатывать и повсеместно использовать подобные комплексы.
Целью данной работы является обеспечение студентов полным комплектом методических материалов по дисциплине «Разработка программных приложений».
На защиту выпускной квалификационной работы выносится:
1. Структура учебно-методического комплекса.
2. Рабочая программа.
3. Электронный учебно-методический комплекс.
4. Список лекций и лабораторных работ.
5. Результаты проделанной работы.
Практическая ценность: использование разработанного электронного учебно-методического комплекса по дисциплине «Разработка программных приложений» обеспечит студентов методической информацией и повысит эффективность усвоения материала у студентов по данной дисциплине.
Работа содержит введение, три главы и заключение, изложенные на 75 страницах. В работу включены 30 рисунков, 3 таблицы, и список литературы из 30 наименований. К работе приложены плакаты в виде электронной презентации, созданной в программе Microsoft PowerPoint 2010. Презентация представлена на 10 слайдах и имеет следующее содержание:
– 1 слайд – техническое задание;
– 2 слайд – рабочая программа дисциплины;
– 3 слайд – трудоемкость дисциплины и виды учебной работы;
– 4 слайд – разделы и лекции дисциплины, виды учебной работы и формы текущего и промежуточного контроля;
– 5 слайд – макет веб-страниц электронного учебно-методического комплекса по дисциплине «Разработка программных приложений»;
– 6 слайд – UML-диаграммы электронного учебно-методического комплекса по дисциплине «Разработка программных приложений»;
– 7 слайд – структура учебно-методического комплекса;
– 8 слайд – главная страница электронного учебно-методического комплекса по дисциплине «Разработка программных приложений»;
– 9 слайд – веб-страница со списком лекций по дисциплине «Разработка программных приложений»;
– 10 слайд – заключение.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 6
1. АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ 8
1.1. Обзор литературы 8
1.2. Обзор рабочей программы 18
1.3. Постановка задачи 23
1.4. Определение требований к системе 23
1.5. Программные средства для разработки учебно-методического комплекса по дисциплине «Разработка программных приложений» 28
2. РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ» 30
2.1. Разработка макета 30
2.2. Разработка дизайна 32
2.3. Верстка веб-страниц 34
2.4. Структура электронного комплекса 40
2.5. UML-диаграммы электронного комплекса 50
3. РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ» 56
3.1. Содержание лекций 56
3.2. Содержание лабораторных работ 59
3.3. Пример веб-страниц электронного комплекса 60
3.4. Лекция №16. Разработка справочной системы 63
3.5. Лабораторная работа №3. Разработка справочной системы 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ВВЕДЕНИЕ
Важной частью образования является заинтересованность студента в изучаемой дисциплине. Чтобы удовлетворить интерес студента, необходимо в полной мере отдавать накопленные знания по определенному предмету. Если студент захочет освоить совершенно неизвестную ему дисциплину самостоятельно, то он будет метаться из стороны в сторону, не зная какой именно учебный материал лучше всего будет подходить для изучения определенной дисциплины. Подобная неопределенность в выборе материала связана с информационной перегрузкой, которая в настоящее время вызвана стремительным развитием информационных технологий.
Данную проблему можно разрешить с помощью учебно-методического комплекса, который будет являться одним из фрагментов организации учебного процесса по очной, заочной и очно-заочной формам обучения. Учебно-методический комплекс следует разрабатывать для студентов высших учебных заведений по всем учебным дисциплинам с учетом необходимости повышения качества усвоения содержания методического материала на уровне требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Учебно-методический комплекс является совокупностью учебно-методических материалов, которые способствуют эффективному освоению студентами определенной учебной дисциплины, а также данный комплекс обязан содержать в себе полную информацию, достаточную для самостоятельного изучения дисциплины.
От наличия и качества учебно-методических комплексов по всем дисциплинам учебного плана образовательной программы учебного заведения во многом зависит качество образования выпускников, их конкурентоспособность. А это, в свою очередь, определяет место вуза на рынке образования, его авторитетность и привлекательность для абитуриентов, что особенно важно в современных экономических условиях.
Целью данной выпускной квалификационной работы является обеспечение студентов полным комплектом учебно-методических материалов по дисциплине «Разработка программных приложений».
Чтобы достичь поставленную цель нужно решить следующие задачи:
1. Разработать структуру учебно-методического комплекса по дисциплине «Разработка программных приложений».
2. Разработать рабочую программу, которая будет содержать основные сведения по дисциплине «Разработка программных приложений».
3. Определить требования для электронного учебно-методического комплекса по дисциплине «Разработка программных приложений».
4. Подобрать программные и инструментальные средства для создания электронного учебно-методического комплекса по дисциплине «Разработка программных приложений».
5. Разработать макет для электронного учебно-методического комплекса по дисциплине «Разработка программных приложений».
6. Сверстать макет для электронного учебно-методического комплекса по дисциплине «Разработка программных приложений».
В первой главе представлены обзор литературы и рабочей программы, общие требования к учебно-методическому комплексу по дисциплине «Разработка программных приложений», а также рассматриваются инструментальные средства разработки электронного комплекса.
Во второй главе описан процесс разработки электронного учебно-методического комплекса, а именно создание макета, дизайна, структуры электронного учебно-методического комплекса.
В третьей главе приводятся результаты проделанной работы: содержание разработанных лекций и лабораторных работ, пример веб-страниц электронного учебно-методического комплекса, пример одной из лекций по дисциплине «Разработка программных приложений», а также пример выполнения одной из лабораторных работ.
- По дисциплине
- 1. Анализ предметной области
- 1.1. Обзор литературы
- 1.2. Обзор рабочей программы
- 1.3. Постановка задачи
- 1.4. Определение требований к системе
- 1.5. Программные средства для разработки
- 2. Разработка электронного учебно-методического
- 2.1. Разработка макета
- 2.2. Разработка дизайна
- 2.3. Верстка веб-страниц
- 2.4. Структура электронного комплекса
- 3. Результаты разработки электронного учебно-методического комплекса по дисциплине
- 3.1. Содержание лекций
- 3.2. Содержание лабораторных работ
- 3.3. Пример веб-страниц электронного комплекса
- 3.4. Лекция №16. Разработка справочной системы
- 3.5. Лабораторная работа №3. Разработка справочной системы