logo search
329 ИОС / Иванова / Л-13-Сервисы интернет

Списки рассылки

Списки рассылки (maillists) – простой, но в то же время весьма полезный сервис Интернет. Это практически единственный сервис, не имеющий собственного протокола и программы-клиента и работающий исключительно через электронную почту.

Идея работы списка рассылки состоит в том, что существует некий адрес электронной почты, который на самом деле является общим адресом многих людей – подписчиков этого списка рассылки. Посылам письмо на этот адрес, например на адрес u-l11n@jet.msk.su (это адрес списка рассылки, посвященного обсуждению проблем локализации операционных систем класса UNIX), и сообщение получат все люди, подписанные на этот список рассылки.

Такой сервис по задачам, которые он призван решать, похож на сетевые новости Usenet, но имеет и существенные отличия.

Однако сравнивая списки рассылки и новости Usenet, надо отметить, что часто группы Usenet могут также быть доступны и через списки рассылки, и другими способами – через WWW, например. Это значит, что можно использовать тот способ работы, который более удобен.

Ситуации, когда применяются списки рассылки как адекватное средство решения стоящих задач, достаточно характерны.

Во-первых, организации часто создают списки рассылки для оповещения своих клиентов, пользователей своих продуктов или просто заинтересованных лиц о выпуске новых продуктов, коммерческих предложениях, различных новостях компании и т.д. Такие списки становятся все более популярны.

Во-вторых ситуация, когда требуется заведение списка рассылки – когда обсуждается какой-то вопрос, слишком специфичный и интересующий слишком мало людей для того, чтобы заводить для него отдельную группу в новостях Usenet.

В-третьих, списки рассылки часто заводятся виртуальными рабочими группами – людьми, работающими над одной проблемой, но живущими в различных точках планеты.

В зависимости от числа подписчиков, список рассылки обслуживается на сервере программами различной сложности, которые могут обеспечивать или не обеспечивать полную функциональность, а именно: автоматическую подписку клиентов и прием их отказа от подписки, проверку корректности электронных адресов, ведение архива сообщений, обработку почтовых ошибок, поддержку работы в режиме дайджеста (когда подписчик получает не каждое сообщение отдельным письмом, но периодически все сообщения за какой-то срок в одном письме), проверку сообщений администратором списка перед рассылкой и т.д.

Спискам рассылки также свойственны некоторые недостатки и сложности. Если пользователь подписан на несколько оживленных списков, то в один прекрасный день может обнаружить, что его почтовый ящик забит письмами из списков рассылки, и в их множестве теряются личные письма, которые его интересуют в первую очередь. Чтобы не возникало такой ситуации, полезно воспользоваться программой, раскладывающей письма из списков рассылки по отдельным папкам в момент получения – ведь обычно такие письма можно распознать по их почтовым заголовкам.

Другая трудность состоит в том, что иногда бывает сложно отменить подписку, больше не представляющую интереса. Списки обслуживаются разными программами, и эти программы управляются разными командами, что и вызывает вышеописанные проблемы.