8.2. Системы компьютерной графики. Виды и функциональные возможности. Графические форматы данных.
Программные средства создания растровых изображений
Среди программ, предназначенных для создания компьютерной двумерной живописи, самыми популярными считаются Painter компании Fractal Design, FreeHand компании Macromedia, и Fauve Matisse. Пакет Painter обладает достаточно широким спектром средств рисования и работы с цветом. В частности, он моделирует различные инструменты (кисти, карандаш, перо, уголь, аэрограф и др.), позволяет имитировать материалы (акварель, масло, тушь), а также добиться эффекта натуральной среды. В свою" очередь, последние версии программы FreeHand обладают богатыми средствами редактирования изображений и текста, содержат библиотеку спецэффектов и набор инструментов для работы с цветом, в том числе средства многоцветной градиентной заливки.
Среди программ для создания изображений на платформе Macintosh стоит отметить пакет для редактирования растровой живописи и изображений PixelPaint Pro компании Pixel Resources.
Среди программ компьютерной живописи для графических станций Silicon Graphics(SGI) особое место занимает пакет StudioPaint 3D компании Alias Wavefront, который позволяет рисовать различными инструментами (“кистями”) в режиме реального времени прямо на трехмерных моделях. Пакет работает с неограниченным количеством слоев изображения и предоставляет 30 уровней отмены предыдущего действия (undo), включает операции цветокоррекции и “сплайновые кисти”, “мазок” которых можно редактировать по точкам как сплайновую кривую. StudioPaint 3D поддерживает планшет с чувствительным пером, что дает возможность художнику сделать традиционный эскиз от руки, а затем позволяет перенести рисунок в трехмерные пакеты для моделирования или анимации и построить по эскизу трехмерную модель.
Программа обработки растровой графики Adobe Photoshop
В обширном классе программ для обработки растровой графики особое место занимает пакет Photoshop компании Adobe. По сути дела, сегодня он является стандартом в компьютерной графике, и все другие программы неизменно сравнивают именно с ним.
Средства создания и обработки векторной графики
К программным средствам создания и обработки векторной графики относятся графические редакторы (например Adobe Illustrator, Macromedia Freehand, CorelDraw) и векторизаторы (трассировщики) – специализированные пакеты преобразования растровых изображений в векторные (например Adobe Streamline, CorelTrace).
Векторный редактор Adobe Illustratorявляется одним из общепризнанных лидеров среди программ этого класса. Его особое преимущество заключается в хорошо отлаженном взаимодействии с другими продуктами компании Adobe, прежде всего с пакетами Photoshop и PageMaker. Эти приложения выполнены в едином стиле и образуют законченный пакет.
Векторный редактор Macromedia Freehandс простым и дружественным интерфейсом служит удобным инструментом работы для начинающих. Программа отличается небольшим размером и хорошим быстродействием. Нетребовательность к аппаратным ресурсам позволяет работать на компьютерах среднего уровня. Инструментальные средства программы достаточны для разработки сложных документов и лишь в некоторых элементах уступают более мощным средствам Adobe Illustrator и CorelDraw. Пакет специально адаптирован для совместной работы с программой компьютерной верстки QuarkXPress.
Векторный редактор CorelDrawисторически, особенно в России, считается основным пакетом создания и обработки векторной графики на платформе Windows. К его преимуществам относятся развитая система управления и обширные средства настройки параметров инструментов. По возможностям создания самых сложных художественных композиций CorelDraw заметно превосходит конкурентов. Однако интерфейс программы сложен для освоения.
Трассировщик Adobe StreamLineпо праву занимает ведущее место в своем классе программ. Хотя имеются более мощные пакеты, ориентированные на обработку чертежей, они очень требовательны к аппаратным ресурсам, да и по стоимости много дороже. StreamLine позволяет проводить тонкую настройку параметров векторизации, что улучшает ее точность. Более всего векторизация удобна для преобразования чертежей, черно-белых рисунков и другой простой графики без полутонов. Полутоновые и цветные изображения обрабатываются хуже, и результат требует значительной доработки для приближения к оригиналу.
Основные понятия векторной графики
Основным объектом векторной графики является линия.При этомпрямаялиния рассматривается как частный случайкривой.Иногда вместо понятия линии используется понятиеконтур.Этот термин более полно отражает суть, поскольку контур может иметь любую форму – прямой, кривой, ломаной линии, фигуры.
Каждый контур имеет две или более опорных точек,также именуемыхузлами. Элемент контура, заключенный между двумя смежными опорными точками, называютсегментом контура. Формуконтура меняют перемещением опорных точек, изменением их свойств, добавлением новых и удалением имеющихся узлов. Контур может бытьоткрытымилизамкнутым –когда последняя опорная точка одновременно является и первой. Свойства замкнутых и открытых контуров различны.
Контур является элементарным графическим объектом.Из контуров создают новые объекты или их группы. С несколькими контурами выполняют операциигруппировки, комбинирования, объединения.В результате образуются соответственно:группа объектов, составной контур, новый контур.После операции группировки каждый контур сохраняет свои свойства и принадлежащие ему узлы. После операции комбинирования составной контур приобретает новые свойства, но узлы остаются прежними. После операции объединения образуются новые узлы и меняются свойства исходных контуров.
Параметры, обводкиконтура определяют его вид при отображении. К ним относятся:
толщина линии;
цвет линии;
тип линии (сплошная, пунктирная и прочие);
форма концов (со стрелкой, закругленные и прочие).
Замкнутые контуры обладают особым свойством – заливкой,то есть параметрами заполнения охватываемой области. Заливка также является объектом и обладает собственным набором свойств. Различают несколько типов заливки:
Заливка основным цветом, то есть, заполнение внутренней области избранным цветом;
Градиентная заливка – заполнение двумя цветами с плавным переходом между ними;
Текстурная заливка – заполнение узором с регулярной структурой;
Заливка изображением-картой – заполнение готовым растровым изображением, называемым картой.
Векторный редактор Adobe Illustrator
Редактор Adobe Illustrator удобен для изучения начинающими пользователями по причине наличия официальной русской версии (Adobe Illustrator 7.0), понятного интерфейса и развитых функциональных возможностей.
Основные элементы управления программы Adobe Illustrator сосредоточены в строке меню, на панели инструментов и в инструментальных палитрах.
Панель инструментов выполнена подобно рассмотренной нами ранее для Adobe Photoshop и включает пять групп значков. Первая группа объединяет инструменты выделения объектов. Инструмент Выделение позволяет выделить объект целиком щелчком на его контуре или построением рамки вокруг объекта. Инструмент Частичное выделение служит для выделения части контура, например, одного сегмента. При нажатой клавише SHIFT этими инструментами выделяют несколько объектов.
Для рисования предназначены инструменты Эллипс, Прямоугольник, Карандаш, Перо, Текст, Ножницы. Инструменты Эллипс и Прямоугольник служат для создания соответствующих геометрических фигур. Инструментом Карандаш рисуют контуры произвольной формы (с автоматической расстановкой узлов). Перо является основным инструментом программы для создания прямолинейных и криволинейных сегментов с указанием узлов самим пользователем. Инструмент Текст позволяет создавать текстовые объекты. Инструментом Ножницы разрезают контур на независимые сегменты.
Инструменты третьей группы позволяют осуществлять различные операции преобразования. Суть этих операций ясна из названий инструментов – Поворот, Наклон, Зеркало, Размер.
Следующая группа включает инструменты Превращение и Диаграмма. Первый из них открывает доступ к группе альтернативных инструментов для выполнения трансформацийобъектов. Под трансформацией понимают превращение объектов одной формы в объекты другой формы с сохранением всех промежуточных объектов, возникающих на этапах трансформации. Инструмент Диаграмма открывает доступ к группе альтернативных инструментов для построения диаграмм различного вида.
Последняя группа объединяет инструменты управления просмотром (Масштаб, Рука, Линейка), выбора цвета по образцу (Пипетка), заливки контуров (Заливка, Градиент). Причем заливка может назначаться как замкнутым, так и разомкнутым контурам (это особенность данной программы).
Элементы управления в нижней части Панели инструментов практически совпадают с рассмотренными выше для программы Adobe Photoshop.
В векторном редакторе Adobe Illustrator используется тринадцать палитр инструментов.Их общие свойства и методы управления отображением, параметрами совпадают с таковыми в редакторе Adobe Photoshop. Поэтому мы рассмотрим только их особенности.
Восемь палитр предназначены для работы с графикой – Линия, Синтез, Каталог, Градиент, Трансформирование, Выравнивание, Атрибуты, Слои.
Четыре палитры служат для работы с текстовыми объектами – Символ, Абзац, ММ-дизайн, Линейка табуляции.
Форматы графических данных
В компьютерной графике применяют по меньшей мере три десятка форматов файлов для хранения изображений. Но лишь часть из них стала стандартом “де-факто” и применяется в подавляющем большинстве программ. Как правило, несовместимые форматы имеют файлы растровых, векторных, трехмерных изображений, хотя существуют форматы, позволяющие хранить данные разных классов. Многие приложения ориентированы на собственные “специфические” форматы, перенос их файлов в другие программы вынуждает использовать специальные фильтры или экспортировать изображения в “стандартный” формат.
TIFF (Tagged Image File Format). Формат предназначен для хранения растровых изображений высокого качества (расширение имени файла .TIF). Относится к числу широко распространенных, отличается переносимостью между платформами(IBM PCи Apple Macintosh), обеспечен поддержкой со стороны большинства графических, верстальных и дизайнерских программ. Предусматривает широкий диапазон цветового охвата – от монохромного черно-белого до 32-разрядной модели цветоделенияCMYK.Начиная с версии 6.0 в форматеTIFFможно хранить сведения о масках (контурах обтравки) изображений. Для уменьшения размера файла применяется встроенный алгоритм сжатияLZW.
PSD (PhotoShop Document).Собственный формат программы Adobe Photoshop (расширение имени файла .PSD), один из наиболее мощных по возможностям хранения растровой графической информации. Позволяет запоминать параметры слоев, каналов, степени прозрачности, множества масок. Поддерживаются 48-разрядное кодирование цвета, цветоделение и различные цветовые модели. Основной недостаток выражен в том, что отсутствие эффективного алгоритма сжатия информации приводит к большому объему файлов.
PCX.Формат появился как формат хранения растровых данных программы PC PaintBrush фирмы Z-Soft и является одним из наиболее распространенных (расширение имени файла .PCX). Отсутствие возможности хранить цветоделенные изображения, недостаточность цветовых моделей и другие ограничения привели к утрате популярности формата. В настоящее время считается устаревшим.
PhotoCD.Формат разработан фирмой Kodak для хранения цифровых растровых изображений высокого качества (расширение имени файла .PCD). Сам формат хранения данных в файле называетсяImage Рас.Файл имеет внутреннюю структуру, обеспечивающую хранение изображения с фиксированными величинами разрешений, и потому размеры любых файлов лишь незначительно отличаются друг от друга и находятся в диапазоне 4-5 Мбайт. Каждому разрешению присвоен собственный уровень, отсчитываемый от так называемого базового(Base),составляющего 512х768 точек. Всего в файле пять уровней – от Base/16 (128x 192 точек) до Basexl6 (2048х3072 точек). При первичном сжатии исходного изображения применяется метод субдискретизации, практически без потери качества. Затем вычисляются разности Base – Basex4 и Basex4 – Basexl6. Итоговый результат записывается в файл. Чтобы воспроизвести информацию с высоким разрешением, производится обратное преобразование. Для хранения информации о цвете использована цветовая модельYCC.
Windows Bitmap.Формат хранения растровых изображений в операционной системе Windows (расширение имени файла .BMP). Соответственно, поддерживается всеми приложениями, работающими в этой среде.
JPEG (Joint Photographic Experts Group).Формат предназначен для хранения растровых изображений (расширение имени файла .JPG). Позволяет регулировать соотношение между степенью сжатия файла и качеством изображения. Применяемые методы сжатия основаны на удалении “избыточной” информации, поэтому формат рекомендуют использовать только для электронных публикаций.
GIF (Graphics Interchange Format).Стандартизирован в 1987 году как средство хранения сжатых изображений с фиксированным (256) количеством цветов (расширение имени файла .GIF). Получил популярность в Интернете благодаря высокой степени сжатия. Последняя версия форматаGIF89aпозволяет выполнять чересстрочную загрузку изображений и создавать рисунки с прозрачным фоном. Ограниченные возможности по количеству цветов обусловливают его применение исключительно в электронных публикациях.
PNG (Portable Network Graphics).Сравнительно новый (1995 год) формат хранения изображений для их публикации в Интернете (расширение имени файла .PNG). Поддерживаются три типа изображений – цветные с глубиной 8 или 24 бита и черно-белое с градацией 256 оттенков серого. Сжатие информации происходит практически без потерь, предусмотрены 254 уровня альфа-канала, чересстрочная развертка.
WMF (Windows MetaFile).Формат хранения векторных изображений операционной системы Windows (расширение имени файла .WMF). По определению поддерживается всеми приложениями этой системы. Однако отсутствие средств для работы со стандартизированными цветовыми палитрами, принятыми в полиграфии, и другие недостатки ограничивают его применение.
EPS (Encapsulated PostScript).Формат описания как векторных, так и растровых изображений на языке PostScript фирмы Adobe, фактическом стандарте в области допечатных процессов и полиграфии (расширение имени файла .EPS). Так как язык PostScript является универсальным, в файле могут одновременно храниться векторная и растровая графика, шрифты, контуры обтравки (маски), параметры калибровки оборудования, цветовые профили. Для отображения на экране векторного содержимого используется форматWMF,а растрового –TIFF.Но экранная копия лишь в общих чертах отображает реальное изображение, что является существенным недостаткомEPS.Действительное изображение можно увидеть лишь на выходе выводного устройства, с помощью специальных программ просмотра или после преобразования файла в формат PDF в приложениях Acrobat Reader, Acrobat Exchange.
PDF (Portable Document Format).Формат описания документов, разработанный фирмой Adobe (расширение имени файла .PDF). Хотя этот формат в основном предназначен для хранения документа целиком, его впечатляющие возможности позволяют обеспечить эффективное представление изображений. Формат является аппаратно-независимьм, поэтому вывод изображений допустим на любых устройствах – от экрана монитора до фотоэкспонирующего устройства. Мощный алгоритм сжатия со средствами управления итоговым разрешением изображения обеспечивает компактность файлов при высоком качестве иллюстраций.
- Краткий
- 1.1. Предмет и содержание дисциплины.
- 1.3. Информационные технологии (ит). Понятие ит. Этапы развития ит (самостоятельное изучение). Компьютерные информационные технологии и их классификация.
- 1. Этапы развития ит.
- 1.5. Обработка информации. Обобщенная технологическая схема обработки информации.
- Тема 2. Техническое обеспечение кит
- 2.2. Типы архитектур вычислительных систем (вс). Однопроцессорные, многопроцессорные и многомашинные вс.
- 2.3. Структурная схема пк. Принцип «открытой архитектуры». Назначение и характеристики основных устройств. Типовой комплект пк, назначение и характеристика всех компонентов (самостоятельное изучение).
- 2.6. Устройства ввода/вывода и их подключение к компьютеру; контроллеры, порты, шины (рассмотрены в вопросе «Структурная схема пк»); виды и стандарты системных шин (самостоятельное изучение).
- 2.7. Производительность пк. Параметры, влияющие на производительность. Пути повышения производительности.
- 2.8. Персональные компьютеры (пк). Классификация пк по назначению, габаритам, конструктивным особенностям, производителям и др.
- 2.9. Тенденции развития технических средств кит.
- Тема 3. Сетевые информационные технологии
- 3.1. Компьютерные сети. Понятие сети. Классификация по территориальному признаку, топологии, методу коммутации. Конвергенция компьютерных сетей.
- 3.2. Стандартизация компьютерных сетей. Понятие интерфейса и протокола компьютерных сетей, стека сетевых протоколов. Понятие «открытой» системы. Модель osi.
- Глобальная сеть Internet. Структура сети Internet. Стек протоколов tcp/ip. Протоколы прикладного уровня сети Internet. Адресация компьютера в сети. Система доменных имен в сети Internet.
- 3.5. Сервисы Internet. Виды сервисов в Internet, их назначение и особенности.
- 3.6. World Wide Web: понятие гипертекстового документа, Web-страницы, назначение языка и особенности html. Протокол http. Url-адресация Web-ресурсов.
- Метод доступа://сетевой адрес компьютера/путь/имя файла
- 3.7. Браузеры. Общая характеристика. Функциональные возможности браузера Internet Explorer, настройка рабочей среды (самостоятельная работа; лабораторная работа). Поиск информации в www.
- 1. Функциональные возможности браузера Internet Explorer, настройка рабочей среды.
- 3.8. Электронная почта. Принципы функционирования. Почтовые протоколы. Регистрация почтового ящика (самостоятельная, лабораторная работа). Почтовый адрес.
- 1. Регистрация почтового ящика.
- Student1@gmail.Com
- 1. Функциональные возможности программы Outlook Express, настройка рабочей среды, создание учетной записи, работа с почтовыми сообщениями.
- 1. Обзор почтовых клиентов и их функциональных характеристик.
- Тема 4. Системное программное обеспечение кит. Операционные системы
- 4.1. Классификация программного обеспечения (по) пк. Модели разработки по. Способы распространения по, виды лицензий на по.
- 1. Модели на основе инженерного подхода
- 2. Модели, учитывающие специфику разработки по.
- 3. Современные модели
- 4.2. Системное программное обеспечение. Состав и назначение.
- 4.3. Операционные системы. Назначение и классификация ос. Семейства ос.
- 4.4. Сетевые ос. Способы организации сетевого доступа. Технология сетевого взаимодействия клиент-сервер. Ос для одноранговых сетей и сетей с выделенных сервером. Сетевые службы и сетевой сервис.
- Одноранговые сетевые ос и ос с выделенными серверами
- Ос с выделенным сервером (ос для рабочих групп и ос для сетей масштаба предприятия)
- 4.5. Ос Windows. Общая характеристика. Файловая система Windows. Основные объекты Windows (файл, папка, документ, ярлык, приложение).
- 4.7. Стандартные папки Windows (самостоятельное изучение). Мой компьютер, Корзина, Сетевое окружение, Принтеры и др. Их назначение и использование.
- 4.8. Поиск информации в Windows. Поиск файлов, папок, компьютеров, принтеров и др. Критерии поиска, шаблон имен файлов (п.2.5, тема 2).
- Поиск файла или папки с помощью поля поиска в папке или библиотеке
- Поиск файла с помощью фильтров поиска
- Расширение поиска по определенной библиотеке или папке
- 4.9. Файловые менеджеры. Назначение и виды (Проводник, Total Commander, far Manager, Frigate и др.) и характеристика.
- 4.10. Средства ос для защиты информации. Права доступа, идентификация, аутентификация, авторизация.
- Тема 5. Сервисные программы
- 5.1. Сервисные программы. Назначение и виды. Пакет сервисных программ Norton Utilities for Windows: назначение основных утилит Speed Disk, Norton Disk Doctor, UnErase, System Information и др.
- 5.2. Служебные программы ос Windows. Назначение, виды, функциональные возможности. Программы форматирования дисков, дефрагментации дисков и др.
- 5.3. Антивирусные программы. Понятие вируса, классификация вирусов (самостоятельное изучение), классификация компьютерных вредителей. Назначение и классификация антивирусных программ.
- 5.4. Программы-архиваторы. Назначение и принцип архивации. Функциональные возможности и сравнительная характеристика архиваторов WinZip и WinRar (самостоятельная работа).
- Тема 6. Прикладное программное обеспечение кит. Системы обработки текстовых документов
- 6.1. Прикладное программное обеспечение. Офисные пакеты, их назначение и компоненты. Общая характеристика компонентов ms Office.
- 6.2. Защита информации в приложениях ms Office. Защита от редактирования и от просмотра документа.
- Защита книг и листов в ms Excel
- 6.3. Системы обработки текстовых документов. Классификация, функциональные возможности.
- 1.1. Блокнот
- 1.2. WordPad.
- 2. Более совершенные текстовые редакторы.
- 3. Настольные издательские системы.
- 6.4. Системы распознавания текстов (ocr-системы). Характеристика и функциональные возможности.
- 6.5. Текстовый процессор ms Word. Функциональные возможности. Настройка рабочей среды. Технология работы (самостоятельная подготовка). Тема 7. Системы обработки табличной информации
- 7.1. Табличные процессоры: Функциональные возможности.
- 7.3. Типы данных в Excel. Числовые и текстовые данные, дата и время. Форматы числа. Создание пользовательского формата числа.
- 7.4. Автозаполнение данных: формул, числовых, текстовых. Создание пользовательских списков для автозаполнения.
- 7.5. Возможности деловой графики в Excel.
- 7.6. Технология создания связанных таблиц в Excel.
- 7.7. Возможности Excel по работе со списком (базой данных): работа с формой, сортировка, фильтрация, подведение итогов, создание сводных таблиц.
- Тема 8. Системы обработки графической информации
- 8.1. Классификация компьютерной графики по способу формирования изображения, размерности, назначению и др.
- 8.2. Системы компьютерной графики. Виды и функциональные возможности. Графические форматы данных.
- 8.3. Системы создания динамических презентаций. Виды и функциональные возможности (на самостоятельную подготовку).
- 1. Системы создания динамических презентаций. Виды и функциональные возможности.
- 8.5. Презентация и ее структура. Слайд. Объекты слайдов, разметка слайдов, заметки к слайдам.
- 8.6. Управление воспроизведением презентации. Ручная и автоматическая демонстрация. Установка очередности, времени и эффектов смены слайдов.
- Тема 9. Пакеты для математической обработки данных
- 9.1. Пакеты для математической обработки данных и их функциональные возможности.
- 1. MatLab.
- 2. Mathematica.
- 3. MAthCad
- 9.2. Пакет MathCad. Особенности, функциональные возможности. Настройка рабочей среды. Технология работы (на самостоятельную подготовку).
- 1. Технология работы
- Тема 10. Программы-органайзеры
- Содержание лекции.
- 10.1. Программы-органайзеры. Виды и функциональные возможности. Тема для подготовки реферата
- 10.2. Органайзер ms Outlook. Общая характеристика, функциональные возможности, настройка рабочей среды.
- 11.1. Этапы решения задач на компьютере.
- 11.3. Инструментальные средства программирования. Языки программирования, их классификация.
- 11.4. Технологии программирования.
- 11.5. Программирование в среде приложений ms Office. Макропрограммирование. Программирование в среде vba.